Статья "Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу"
статья по развитию речи (средняя группа)

Карих Ольга Олеговна

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karih_o.o.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу

Автор статьи: Карих Ольга Олеговна, МК ДОУ д/с №329, воспитатель.

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления.

Ключевые слова: речь, развитие речи, связная речь, художественная литература, метод, дошкольный возраст.

Развитие речи является актуальной проблемой в современном мире. Формирование речи детей дошкольного возраста — это огромная ответственность воспитателей и логопедов в дошкольном учреждении.

Связная речь подразумевает под собой овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. [4]

Связная речь — смысловое развернутое высказывание, благодаря которому люди имеют возможность общаться и понимать друг друга. Развитие связной речи детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Формирование связной речи развивается параллельно с развитием мышления. [2]

Выделяют несколько средств развития речи у детей: общение межу детьми и со взрослыми, речь воспитателя (культурная языковая среда), обучение родному языку на занятиях, искусство (музыка, театр, рисование), художественная литература. [1] Художественная литература — это важнейшее средство всех сторон речи у детей, так как она помогает почувствовать красоту языка, развить образность речи. [1]

При развитии речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности. Это возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Художественная литература развивает различные стороны психики человека: воображение, сознание, самосознание, формирует мировоззрение. С раннего возраста (еще в семье, а затем в детском саду) родители и воспитатели обращаются к исконно русскому искусству. Русский народ создал мудрые пословицы, загадки, героические, волшебные, бытовые сказки. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам, одновременно учатся понимать свои чувства, свой внутренний мир, учатся управлять своими чувствами через героя произведения. При чтении художественной литературы ребенку необходимо предложить ответить на вопросы по тексту, выразить свое мнение, отношение, завязать с ним беседу, то есть таким образом создать условия для творчества, помочь развить свои способности, психические функции, особенно интересующую нас речь. [4]

Исследования показали, что благодаря использованию народных песен, сказок, изменилось содержание детского рассказа, развилось художественное восприятие, повысилась образность речи. [5]

Художественная литература является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она играет огромную роль в развитии речи ребенка. Посредством литературы ребенок больше узнает о том, как устроен мир природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений. Художественная литература развивает воображение, учит детей понимать точность слова, улавливать ритмичность русской речи, выразительность языка, знакомятся с образными выражениями, сравнениями, юмором.

Роль педагога в ознакомлении детей с художественной литературой очень велика, так как в дошкольном возрасте дети еще не умеют читать, именно педагог доносит до своих юных слушателей произведение. Поэтому ему необходимо овладеть навыками выразительного чтения, уметь раскрыть содержание, при помощи интонации передать настроение героев. Педагог должен обладать четкой дикцией, уметь ставить логические ударения, паузы, владеть темпом речи.

Ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

Сказка, пожалуй, самый удивительный жанр народного творчества, так как в сказке все возможно. Слушая сказку, ребенок получает первые представления о добре и зле, поэтому необходимо учить ребенка внимательно слушать произведение и убедиться, что ребенок всё правильно понял. Читать ту или иную сказку нужно несколько раз, так как при первом прочитывании впечатления могут быть поверхностными, неточными. Слушая сказку повторно, ребенок открывает для себя новый смысл в поступках героев, в их взаимоотношениях.

После прочитывания сказки необходимо задать ребенку ряд вопросов, например: «О чем была сказка?», «Кто из героев тебе понравился/ не понравился и почему?», «Что тебе особенно запомнилось (может быть это слова какого либо персонажа)?». Эти вопросы помогут ребенку глубже понять сказку, а педагогу - насколько ребенок осознал произведение, на что сделать акцент при повторном прочтении.

Существует несколько методов ознакомления дошкольников с художественной литературой, а именно:

  1. Чтение по книге или наизусть. Педагог, читая произведение, передает все оттенки мыслей автора произведения.
  2. Рассказывание. Это более свободная передача текста, так как рассказывая, педагог может заменять слова, передавая свое отношение к произведению. Такая подача текста более эмоциональная, поэтому больше привлекает внимание детей.
  3. Театрализация, инсценировка. Данный метод подходит для вторичного ознакомления с произведением.
  4. Заучивание наизусть.

      Конина Мария Митрофановна, основатель научной школы по изучению детской речи, выделяет несколько типов занятий:

  1. Чтение (рассказывание) одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (например, чтение стихотворений и рассказов об осени, о животных и т.д.). При чтении нескольких произведений, необходимо сочетать новый и уже знакомый ранее материал. [1]
  3. Сочетание произведений, относящихся к разным видам искусства: чтение художественного произведения и рассматривание сюжетных картин, чтение и прослушивание музыкальных произведений. Таким образом, педагог сильнее воздействует на эмоции детей при восприятии.
  4. Использование наглядного материала при ознакомлении с художественным произведением (кукольный, теневой театры, настольный театр, фланелеграф, кинофильм)
  5. Чтение как часть занятия по развитию речи.

Немаловажно подготовить детей к восприятию литературного текста, активизируя их личный опыт, рассматривая картины, иллюстрации. Как говорил К.Д. Ушинский, необходимо «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». [1]

Рассказывание и пересказывание художественных произведений также помогает формировать связную речь. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, следовательно, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.

Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. То есть, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. [3]

Подводя итоги, можно сказать, что художественная литература — это важное средство развитие связной речи у детей. Педагог должен владеть навыками выразительного чтения, уметь раскрыть содержание, пользоваться интонацией при прочтении или пересказе текста, знать методы ознакомления дошкольников с художественной литературой, а именно: чтение, рассказывание, театрализация, заучивание.

Библиографический список:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Бордич А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бордич. – М..: Просвещение, 1974. – 288 с.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Бордич. –М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  4. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста // Серия “Symposium”, Инновации и образование. – 2003. - №29. – с.359-364.  
  5. Ушакова Е.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е.С, Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»

Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа

План пректной деятельности: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ...

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с литературой

Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...