Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
консультация по развитию речи
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела:
Маркина И.П., учитель-логопед высшей кв. категории,
МАДОУ «Детский сад №36»
Мастер-класс для родителей
«Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста,
как средство развития речи»
(для родителй воспитанников старшей группы №1 компенсирующей направленности)
Цели:
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;
- дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;
- построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.
Выставка:
- литература по теме: «Развитие мелкой моторики у детей»;
- дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Оборудование: памятки с рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук, пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами: (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.
Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе. Сегодня мы поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.
Вначале я хочу, спросить, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Рекомендации к пальчиковым играм:
- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;
- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;
- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;
- некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.
Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Родители выполняют упражнения вместе с логопедом.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.
Игры с сыпучими материалами
- Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем».
- Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.) .
- В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
- «Волшебные мешочки». В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
- Возьмите бельевую прищепку и проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой.
- Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
- Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для
нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает
ребенка и, вместе с тем и развивает его.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать
можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны,
сушки. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с палочками и спичками
Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и
теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними,
двумя безымянными, двумя мизинцами.
- А теперь давайте построим «сруб» из спичек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Логопед показывает схему-образец «сруба» и предлагает родителям выложить его из спичек.
Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком
- Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями и приговаривает:
- Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи и высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс...
«Мнемотехника в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Мнемотехника––это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти....
Музыкальные игры с детьми дошкольного возраста как средство развития коммуникативных навыков.
Музыкальные игры с детьми дошкольного возраста как средство развития коммуникативных навыков....
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка....
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цели:повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;дать рекомендации к пров...
Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...