Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

использование синквейн в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.

Задачи:

 Образовательные:

 активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»;

упражнять детей в составлении синквейн с опорой на модель-схему; упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей;

Развивающие:

совершенствование синтаксического строя речи;

развивать умение детьми подбирать слова-антонимы;

развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности.

Воспитательные:

воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных, аудиозапись голосов диких животных.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда и к кому мы с вами отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (лес)

Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в лес. А кто же живет в лесу? (ответы детей)

А как же мы отправимся в лес? А давайте скажем волшебные слова: «Покружись, покружись и на полянке лесной очутись»

 Вот мы и оказались в лесу. Как здесь красиво! Как здесь приятно пахнет! А чем же пахнет, ребята? (листвой, грибами, ягодами, хвоей)

Ребята, кто нас встречает? (показывает на картинки с изображением животных) А давайте мы с ними поиграем. Встанем в круг.

Д/и «Какой? Какая?» (игра проводится с мячом)

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Д/и «Наоборот»

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Медведь простодушный, а лиса - … (хитрая).

Медведь неуклюжий, а белка (проворная).

  «Кто как передвигается?»

А теперь покажем, кто как передвигается.

Заяц – прыгает, бегает;

Медведь – ходит, лазает, плавает, бегает;

Лиса – бегает, ходит, крадётся;

 Белка – бегает, прыгает, карабкается;

ёж– ходит, катится, бегает. 

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» 

Ежик…фырчит

Волк…воет

Лиса…тявкает

Медведь…ревет

Белка…цокает.

Воспитатель: Ребята, про какое дерево говорят: зимой и летом одним цветом? Посмотрите, пожалуйста, на мою елочку, она необычная. Это схема в виде елочки. Да, это синквейн. Он помогает нам рассказывать о предметах. Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про… кого? Узнаете, отгадав загадку:

 С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Итак, синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн строится так:

1.Макушка елочки, первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?

2.На второй веточке, на второй строке должны быть - два слова- признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?

3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем. (Дети вместе с воспитателем составляют синквейн со словом «белка».)

 Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.

1.Белка

2.Рыжая, ловкая

3.Прыгает, грызет, готовится

4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек

5.Проворный зверек!

Молодцы, ребята!

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу.

1.?

2.Маленький, колючий

3. Катится, фырчит, боится

4. Он живет в лесу.

5. Маленький клубочек!

Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.

Правильно, ребята, я составила синквейн о еже.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают (бег на месте)

Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)

Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает (сесть на корточки)

Давайте составим синквейн про зайца.

Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.

Затем слушают и сравнивают их.

Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: -Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам наше путешествие? Какие задания вам понравились больше?  С помощью какой техники мы рассказывали о животных? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в деревню «Сказкино»

Программное содержание:Речевые задачи:1)      Развивать разговорную речь2)      Продолжать учить давать полные ответы3)      ...

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...