Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

использование синквейн в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.

Задачи:

 Образовательные:

 активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»;

упражнять детей в составлении синквейн с опорой на модель-схему; упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей;

Развивающие:

совершенствование синтаксического строя речи;

развивать умение детьми подбирать слова-антонимы;

развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности.

Воспитательные:

воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных, аудиозапись голосов диких животных.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда и к кому мы с вами отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (лес)

Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в лес. А кто же живет в лесу? (ответы детей)

А как же мы отправимся в лес? А давайте скажем волшебные слова: «Покружись, покружись и на полянке лесной очутись»

 Вот мы и оказались в лесу. Как здесь красиво! Как здесь приятно пахнет! А чем же пахнет, ребята? (листвой, грибами, ягодами, хвоей)

Ребята, кто нас встречает? (показывает на картинки с изображением животных) А давайте мы с ними поиграем. Встанем в круг.

Д/и «Какой? Какая?» (игра проводится с мячом)

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Д/и «Наоборот»

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Медведь простодушный, а лиса - … (хитрая).

Медведь неуклюжий, а белка (проворная).

  «Кто как передвигается?»

А теперь покажем, кто как передвигается.

Заяц – прыгает, бегает;

Медведь – ходит, лазает, плавает, бегает;

Лиса – бегает, ходит, крадётся;

 Белка – бегает, прыгает, карабкается;

ёж– ходит, катится, бегает. 

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» 

Ежик…фырчит

Волк…воет

Лиса…тявкает

Медведь…ревет

Белка…цокает.

Воспитатель: Ребята, про какое дерево говорят: зимой и летом одним цветом? Посмотрите, пожалуйста, на мою елочку, она необычная. Это схема в виде елочки. Да, это синквейн. Он помогает нам рассказывать о предметах. Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про… кого? Узнаете, отгадав загадку:

 С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Итак, синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн строится так:

1.Макушка елочки, первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?

2.На второй веточке, на второй строке должны быть - два слова- признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?

3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем. (Дети вместе с воспитателем составляют синквейн со словом «белка».)

 Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.

1.Белка

2.Рыжая, ловкая

3.Прыгает, грызет, готовится

4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек

5.Проворный зверек!

Молодцы, ребята!

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу.

1.?

2.Маленький, колючий

3. Катится, фырчит, боится

4. Он живет в лесу.

5. Маленький клубочек!

Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.

Правильно, ребята, я составила синквейн о еже.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают (бег на месте)

Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)

Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает (сесть на корточки)

Давайте составим синквейн про зайца.

Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.

Затем слушают и сравнивают их.

Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: -Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам наше путешествие? Какие задания вам понравились больше?  С помощью какой техники мы рассказывали о животных? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в деревню «Сказкино»

Программное содержание:Речевые задачи:1)      Развивать разговорную речь2)      Продолжать учить давать полные ответы3)      ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...