Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в сказку» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Барышникова Людмила Валентиновна

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие»  на тему «Путешествие в сказку»  для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

683015, Петропавловск-Камчатский, Крупской 14-А, т/факс 24-05-55,

mdou-26@pkgo.ru

Конспект занятия

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему «Путешествие в сказку»

для детей подготовительной к школе группы

Составила:  

воспитатель

Барышникова Л.В.

г. Петропавловск-Камчатский

07.02.2025г.

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Обучающие: Актуализировать  знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звука по твердости и мягкости.

Продолжать формировать  умение определять местоположение звука в  слове, проводить звуковой анализ слова.

Закрепить навык деления слов на слоги.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, внимание, память.

Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Формировать навык самоконтроля, самооценки.

Воспитательные: Воспитывать чувство доброжелательности и ответственности.

Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Словарная работа: солонка, хлебница

Предварительная работа: подготовка конспекта, атрибутов для персонажей, демонстрационного и раздаточного материала; разучивание с детьми игрового самомассажа, физкультминутки.

Методы и приемы:

-  словесный (беседа, вопросы, ответы, загадка, чистоговорка, рассказ);

-  наглядный (схемы слов, схемы предложений, предметные картинки);

- игровой (создание игровой ситуации, введение сказочных персонажей,  дидактические игры);

- практический (выполнение практических заданий, пальчиковой гимнастики);

- создание ситуации успеха;

Материалы и оборудование: изображение замков гласных и согласных звуков, две короны, накидка и шапочка для феи, бумажные лепестки с картинками для игры «Цветы», изображение кареты, фишки для оценивания, мешочек с объемными фишками, изображение гласных звуков для физкультминутки; на каждого ребенка: звуковая линейка, карточка с цифрой, цветные фишки, магнитные полоски для составления схемы предложения, мяч Су-Джок, 2 листа с нарисованными корзинами, белый лист, синий и зеленый фломастер, простой карандаш.

Структура занятия:

  1. Вводная часть.

- организационный момент

- мотивация на предстоящую деятельность

  1. Основная часть.

- активизация воспитанников

- совместная деятельность педагога с детьми, работа в подгруппах, самостоятельная деятельность при выполнения заданий

  1. Заключительная часть.

- рефлексия с мотивацией на последующую детскую деятельность.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

-  Давайте, друзья, улыбнемся друг другу

Улыбки подарим гостям.

Я удачи желаю всем нам!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в волшебное путешествие в сказку, которую мы расскажем и покажем нашим гостям вместе. Согласны?

-  Согласны!

-  Ну тогда  попробуем! А помогут нам оказаться в сказке волшебные слова:

Ра-ра-ра - НачинаетСЯ игра

Са-са-са - мы поверим и в чудеса

Це-це-це  - что узнаем мы в конце?

Ри- ри-ри – сказка двери отвори!

2. Основная часть.

- Вот мы с вами и в сказочном городе – Звукограде. Жители этого города – звуки. Ребята, вспомните, какие бывают звуки?

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Гласные звуки тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно.

-  А чем звуки отличаются от букв?

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- В центре города стоят два замка. В одном замке живет король гласных звуков (воспитатель одевает ребенку корону). А во втором замке живет король согласных звуков (воспитатель одевает ребенку корону). Короли, подойдите к своим замкам.  И вот однажды в город заехала злая колдунья. И решила она сделать злое колдовство, поссорить двух королей. После ее колдовства короли перестали разговаривать  друг с другом, гласные поссорились с согласными. И померить всех могла только добрая Фея (воспитатель надевает накидку и  шапочку феи на себя). Если жители-звуки справятся с ее заданиями, то в сказочном городе воцарится мир.

- Ребята, поможете мне помирить жителей Звукограда и королей?

- Поможем! Да!

- Вы уверены, что справитесь со всеми заданиями Феи?

- Да! Уверены! Справимся!

-  Я в вас очень верю! Все у вас должно получиться!

- Ребята, у королей на клумбе необходимо посадить цветы. И первое для вас задание называется «Цветы». Я предлагаю вам разделиться на две команды. Достаньте из мешочка фишку. Кто достал красную, подходит к королю гласных звуков, кто синюю – к королю согласных звуков. (дети делятся на две команды) У нас получилось две команды во главе с королями. Каждая из команд попробует собрать из лепестков, лежащих на столе, цветок. Но только одно условие: команда с королем гласных звуков собирает цветок с серединкой красного цвета. Вы выбираете лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук.

Команда с королем согласных звуков собирает цветок с серединкой синего цвета. Вы выбираете лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на твердый согласный звук.

(Дети выполняют задание, стоя за столами)

- Молодцы! С этим заданием вы справились! Давайте пройдем на поляну перед королевскими замками, сядем в кружок на полянке. (Дети садятся на ковер)

- Ребята, у наших королей есть любимый звук. С этого звука начинается слово «король». Короли, скажите, какой это звук?

- Звук К.

- Правильно. И короли очень любят находить этот звук в словах. И следующее задание Феи называется «Найди звук». Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно, где находится звук К, определите его место в слове и покажите на звуковой линейке.

(Дети выполняют задания на звуковых линейках)

- Какие вы молодцы! Продолжим дальше помогать жителям Звукограда. Возьмите карточку с цифрой и найдите свое место за столами. (На столах предметные картинки. Дети выбирают свое место по цифре и количеству слогов на картинке. Воспитатель выборочно проверяет правильность выполнения)

- Ребята, не забываем: руки – на месте

Ноги – на месте,

Локти – у края,

А спина – прямая.

- Чтобы нам выполнить следующее задание, необходимо отгадать загадку. Повозка та, в которой

Везде и всюду ездил царь,

Украшена она и разодета,

Блестит и светится (Карета)

-Правильно, ребята!

А сейчас с помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе,  составим схему слова   «карета».

(Дети выполняют звуковой анализ слова «карета»)

- Придумайте предложение со словом «король», выложите схему предложения. (Дети выполняют задание за столами, составляют предложение, считают слова в предложении, выкладывают схему, воспитатель проверяет)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. (на доске вывешивается картинка с гласными звуками, дети выполняют  физкультминутку около столов)

Я хочу построить дом, чтобы звуки жили в нём.

 «О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке, распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе, не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался, загорать собрался.

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

- А все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Чтобы нам правильно выполнить следующее задание и окончательно избавить Звукоград от колдовства, нам необходимо потренировать свои пальцы. Поиграем в игру с массажным мячиком

(Дети выполняют массаж рук мячом Су-Джок)

Я мячом круги катаю,

Вверх и вниз его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

 Будто я сметаю крошки,

А потом сожму немножко.

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк — мяч летает между рук.

- Ребята, звуки в Звукограде разбежались кто куда, не хотят друг с другом дружить и играть. Попробуем их собрать вместе и помирить?

- Попробуем!

- Положите перед собой два листа с нарисованными корзинками. Сейчас мы с вами попробуем собрать звуки в корзины. Я буду называть звук, если звук твердый согласный,  мы будем ставить точку в корзине  фломастером. Каким цветом? (синим) Если назову мягкий согласный – ставим точку фломастером. Каким цветом? (Зеленым). Правильно, зеленую точку, но в другой корзине. А чтобы звуки нам собрать побыстрее, будем ставить точки двумя руками.  Попробуем? Ведь от нас зависит мир в сказочном городе!

(Игра  «Собери звуки в корзину»)

- Какие вы сообразительные! Молодцы!

- В замках у королей живут не только звуки. Еще там живет маленькая веселая точка, которая любит прятаться в разных предметах. Положите перед собой белые листы бумаги и возьмите простой карандаш. Нарисуйте одну точку в середине листа бумаги, вторую точку в верхнем правом углу, третью – в нижнем левом углу. Превратите первую точку в предмет, в названии которого есть звук Ш. Вторую точку, в предмет, в названии которого есть звук О. Третью точку в предмет, в названии которого есть звук С. За каждый правильно нарисованный предмет я дам вам фишку.

(Дети выполняют задание)

- Какие вы молодцы! Так хорошо справились и с этим заданием!

Ребята, подойдите ко мне, встанем в круг. Мы справились со всеми заданиями, помирили королей и звуки, в городе воцарился мир! И нам пора возвращаться из сказки  Вокруг себя повернись, тихо, тихо поклонись. В группе  сразу очутись.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете, почему нам удалось помочь жителям Звукограда? (Ответы) Какие задания были для вас трудными? (Ответы) Какое задание понравилось больше всего? (Ответы)

Ребята, когда мы возвращались из Звукограда, его жители передали для вас подарки. Это ваши любимые лабиринты. Но лабиринты не простые, а звуковые. Мы сегодня сможем их отгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Конспект непосредственной базовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Путешествие по сказкам" для детей 4-5 лет.

Цель этого занятия :развивать познавательные и речевые умения детей на примере знакомых сказок. Была проведена большая предварительная работа, подготовлен необходимый материал и оборудование. В заняти...

Конспект итогового занятия образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной к школе группы тема: «Космическое путешествие»

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые получили дети в течении учебного года. Задачи Образовательные: 1. Счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, уточнить знания о...

Конспект педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие по сказкам»

Конспект педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы  по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие по сказкам»...