Звуковая культура речи: звук "Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Обухова Светлана Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи ЗКР: звук "Ж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему : "Звуковая культура речи: звук "ж"

Направлениеразвитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком «ж», показать детям артикуляцию звука «Ж», воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Задачи:

1. закрепить правильное произношение звука «ж»,

2. развивать речевое дыхание, внимание, фонематический слух.

3. активизировать словарный запас детей,

4. развивать игровую деятельность, умение действовать согласно заданной инструкции на физкультурной минутке.

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Материалы и оборудование: игрушки жука, жабы, жирафа, картинки с белкой, жирафом, ёжиком и жуком.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети стоят возле своих стульчиков.

Воспитатель: дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте подарим им наши улыбки и отличное настроение, и поздороваемся

Приветствие:

Дети собрались в кружок,

Я – дружок и ты дружок!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Раз, два, три, раз, два, три –

Заниматься ты начни!

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все с вами поздоровались с гостями и друг с другом, а теперь давайте проверим, готов ли к занятию наш язычок, ведь ему сегодня предстоит много работать.

Артикуляционная разминка:

1. упражнение «Окошко» - широко открыть рот («жарко»), закрыть рот («холодно») 2. упражнение «Шарик» - широко надуть щеки и затем сдуть их. 3. упражнение «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) и расслабить их. 4. упражнение «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно верхние и нижние зубы.

Воспитатель: Мы отлично поиграли с нашим язычком, и теперь он тоже хочет сделать нам что-то приятное, и предлагает отправиться с ним в волшебную страну звуков! Вы согласны, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда встаем возле своих стульчиков, поворачиваемся друг за другом, ручки кладем на плечики того, кто стоит перед вами отправляемся в путь.

Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной стране звуков, наш поезд остановился на большом зеленом лугу. Садитесь на свои места.

Кто-то летит над нашим лужочком, а кто, вы мне сейчас расскажете, угадав загадку:

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает,

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский…

Дети: Жук!

Воспитатель( достает игрушку жука): Правильно, ребята, мы повстречали на лугу Майского Жука. И он очень хочет научить нас своей песенке. Как вы думаете, какую песенку поёт майский жук?

Дети: Ж-ж-ж-ж!

Воспитатель: Давайте все вместе споем песенку жука правильно: откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети и воспитатель несколько раз поют песенку жука.

Воспитатель: Ребята, майскому жучку очень понравилось петь с вами песенки, и он хочет научить вас еще одной. Давайте я буду петь первая, а вы повторять за мной:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – видел на лугу ежа (дети повторяют)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – но с ежом я не дружу (дети повторяют)

Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мне иголки покажи (дети повторяют)

Воспитатель: А теперь давайте споем эту песенку по особенному. Первую строчку вы будете петь тихо, вторую чуть громче и третью громко-громко.

поют песенку жука тихо и громко.

Воспитатель: Ребята, мы очень понравились жучку. Но нам пора ехать дальше. Встаем возле стульчиков, поворачиваемся друг за другом и кладем руки на плечики впереди стоящего. Отправляемся в путь!

Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.

Воспитатель: Ребята, на этот раз мы с вами оказались на болоте! И встречать нас вышла большая толстая Жаба по имени Жанна! (достаёт игрушку Жабу) Садитесь на свои стульчики. (дети садятся) Давайте послушаем, что Жаба Жанна хочет нам сказать:

Я не лягушка и вам не подружка,

Я важная Жаба и я не игрушка!

Вы со мною поживите,

По болотам походите!

Воспитатель: Вот какая вредная жаба! Не хочет отпускать нас из болота. Давайте попросим ее все вместе отпустить нас дальше путешествовать:

Жить в болоте не для нас,

Отпустите нас сейчас!

Дети с воспитателем повторяют просьбу несколько раз.

Воспитатель: Ребята, жаба говорит, что отпустит нас, только если мы отгадаем ее загадки.

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, словно шкаф,

А зовут его …

Дети: Жираф! (воспитатель достает картинку с жирафом и вешает на доску)

С головы до ножек,

Весь в иголках…

Дети: Ёжик! (воспитатель достает картинку с ёжиком и вешает на доску)

Белые подкрылки,

Бархатная спинка,

В мае начинает летать

И гудит как самолет.

Дети: Жук! (воспитатель достает картинку с жуком и вешает на доску)

На деревьях живет

И орешки грызет.

Дети: Белка! (вешает на доску картинку с белкой)

Воспитатель: Ребята, вы отгадали все загадки Жабы, а теперь настало время показать ей, что мы не только умные, но и очень спортивные и активные. Встаем возле своих стульчиков.

Физ минутка:

На болоте Жабы жили (наклоны туловищем вправо и влево)

И друг с другом так дружили (погладить себя скрещенными руками по предплечьям)

Прыгали они по кочкам (прыжки на месте)

Спали вместе тёмной ночкой (присели на корточки, ручки под голову).

А, проснувшись по утру, (встаем на ноги, потягиваемся)

Начинали вновь игру:

Сесть, и встать,

И два прыжка,

Вместе весело всегда (похлопали в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята, повеселили мы Жабу Жанну, садитесь на стульчики. Нам осталось последнее испытание перед тем, как покинуть болото. Давайте посмотрим на картинки и повторим, кого мы видим (хором повторяют). Но вот незадача, какое-то животное здесь лишнее. Давайте будем внимательнее и подумаем, в названии какого животного нет буквы «Ж» (повторяют названия животных и находят лишнее).

Дети: Белочка лишняя!

Воспитатель: Правильно, ребята, мы справились со всеми испытаниями Жабы Жанны и она отпускает нас дальше. Встаем возле стульчиков, поворачиваемся друг за другом и кладем руки на плечики впереди стоящего. Отправляемся в путь! (убирает жабу в коробку)

Звучит сказочная музыка, дети проходят один круг по ковру друг за другом, музыка затихает, дети останавливаются.

Воспитатель: Ребята, что-то стало очень жарко! Мы с вами очутились в Африке! Садитесь на стульчики и давайте посмотрим, кто же встретит нас здесь. (достаёт жирафа)

Дети: Жираф!

Воспитатель: Ребята, Жираф приготовил для вас весёлую игру и называется она «Подскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы подсказывать мне последнее слово:

Вот заплакал бегемотик,

У него болит … (животик)

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало … (жарко)

В огороде свежий лук,

А в траве усатый (жук)

Не ходи на бережок,

Там растаял весь.. (снежок)

Воспитатель: Вы отлично справились! А теперь жираф хочет узнать, кто из наших ребят самый внимательный, и поиграть в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слова, и если в них есть буква «ж» - вы будете хлопать в ладоши.

Проводится игра (слова: жаба, лужа, кошка, лыжи, мышка, жираф, журавль, пчёлка). После игры воспитатель убирает жирафа.

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания Жирафа, и настало время возвращаться домой. Встаем возле стульчиков и повторяем за мной:

Раз, два, повернись,

Дома сразу окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в наш детский садик ребята! Кого же мы повстречали в волшебной стране звуков? Какую песенку пел на жук? А как звали вредную Жабу? За ваши успехи и старания жираф оставил мне волшебный мешочек с открытками. Сейчас каждый из вас будет по очереди подходить ко мне, опускать руку в мешочек и восставать себе открытку.

Дети подходят к воспитателю, каждый достает себе на память картинку с изображением животных и предметов, в которых есть буква «ж» и проговаривает название.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, все вы побывали в волшебной стране, познакомились с буквой «ж» и получили на память открытки. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...