Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие по родным просторам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Диганова Бибигуль Кабдрахимовна

Конспект НОД разработан с целью совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения. Дать о степи осенью; познакомить с новыми перелётными птицами нашей республики, дать понятие  слову  «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме.  Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о родном крае, об осенних изменениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razv_rechi.docx27.04 КБ
Файл prezent.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС
«Путешествие по родным просторам».

Актуальность:                                                                                                                                              Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.

Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка.

Цель:                                                                                                               Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.

Задачи:

Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.

Познавательное развитие.  Дать о степи осенью; познакомить с новыми перелётными птицами нашей республики, дать понятие  слову  «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме.  Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о родном крае, об осенних изменениях.

Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к своей родине.

Социально-коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,  умение договариваться,  учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.

Физическое развитие. Развивать двигательную активность детей.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, иллюстрации  об осени, письмо.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Этюд «Улыбка»

Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Я вам улыбаюсь, и вы мне улыбнитесь! Улыбнитесь, как вы улыбаетесь своей маме, а теперь как улыбается хитрая лисичка, а сейчас как будто, вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души!

2.Письмо от Фуду и Ези.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо от мальчика Фуду  и девочки Ези. Послушайте, что они нам пишут.  

 «Здравствуйте дорогие ребята! Мы пишем вам письмо из Африки. У нас очень жарко, а у вас осень. Вчера по телевизору показывали вашу республику Калмыкия, она очень красива. И нам бы очень хотелось узнать об осени в вашей республике. Какая она у вас, осень?

Мы надеемся, что вы много интересного знаете, и напишете нам. Большое вам спасибо!

Фуду и Ези.»

Воспитатель:  Ребята, мы с вами поможем Фуду и Ези узнать об осени в нашей республике?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим родным просторам! И все, что мы с вами сегодня увидим и услышим, мы обязательно напишем Фуду и Ези. Вы согласны со мной?

 Дети: Да.

Слайд №2   «Калмыцкие степи»,  а я буду внимательно слушать ваш рассказ, и писать письмо для Фуду и Ези.

Дети: Составляют рассказ по картине.

Воспитатель:  Молодцы, какой замечательный рассказ у вас получился. А сейчас давайте мы с вами на минутку превратимся в осенние листочки.

4.Дыхательная гимнастика «Осенние листочки».

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Осенние листочки с веточки летят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У.

(Пропевание гласных).

Подуй на листочек.

Дети 3-4 раза дуют на руки, не раздувая щек.

5.Встреча пернатых друзей.                                                                                    Воспитатель: Кода наступает осень,  от нас улетают наши пернатые друзья. Кто они?

Дети: Птицы.

Слайд №3

Правильно ребята. Перелётные  птицы от нас улетают  осенью, а не перелётные остаются на своей родине. Сейчас я вам расскажу о перелётных птицах нашего края, а после моего рассказа вы мне расскажете о птицах, которые у нас живут и не улетают.

Перелётные птицы:

Слайд № 4      Дикие утки - «Кряква» Голова и шея зелёные,   грудь коричнево-бурая, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Она живёт в  пресных  водоёмах.

Слайд №5       Журавль «Красавка»- он живёт в степи, без укрытий.

Слайд № 6      Перепел - предпочитает жить на лугах, степях, в некоторых случаях на окраине леса, а то и дальше. Как бы там ни было, возле жилища перепела обязательно должны быть заросли бурьяна или другой густой травы.

Слайд № 7      Коростель - зовут её и дергачом. Живёт коростель на лугах, там, где земля сырая и трава погуще. Тело у него с боков как бы сжато немного, и поэтому дергач легко пробирается через любые заросли травы. Бегает он быстро. Сам он рыженький, на спине чёрные пестринки, а горлышко голубовато-серое. Питается коростель разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склёвывает молодые проростки трав.

Слайд №8      Скворцы - хорошо уживаются с людьми и встречаются в сельской местности неподалеку от ферм и в более крупных населенных пунктах. Засеянные поля становятся кормовой территорией скворцов, а дома и другие постройки – местами гнездовья.
Слайд №9 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда.

  Я еще раз перечислю названия птиц: кряква, журавль, коростель, скворцы, ласточка. Какой звук вы услышали? Какой звук выделен в слове «кряква»? Какой звук  выделен в слове «ласточка»? 

Послушайте: ррр- приложите руки к груди и произнесите «ррр», а теперь произнесите «ллл».

  Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас, я вас попрошу рассказать о неперелётных птицах нашего края, а я буду внимательно вас слушать, чтобы потом написать все ваши слова в письмо.

Слайд №10, №11, №12

Дети: Рассказы по картинкам  про неперелётных птиц.

Воспитатель:  Молодцы ребята, а теперь нам пора отдохнуть.

6.Физминутка.

Игра НА ВООБРАЖЕНИЕ

Цель:  совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.

1.  Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь — лучики, выразительные глаза.

Теперь нарисуем нашу степь. Она у нас какого цвета?  Рисуем.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Полынью).  Рисуем.

Послушайте: ветер шумит веточками  одинокого дерева — какого? (Вяза). Рисуем.

Итак, мы в степи.

Представьте, что вы — травинки.

Осенний ветер колышет траву, пошевелим листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Птицы улетают на юг…

А теперь давайте заучим скороговорки про птиц:

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Летели лебеди с лебедятами.

Воспитатель: Продолжаем наш путь. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

7.Речевая игра: Какой,  какая, какие?

Слайд №13

Что это?        (фонтаны нашего города Элисты)

Какие они?      (красивые, цветные, чистые, высокие.…)

Слайд №14

А это кто?     (жители нашего города, люди, дети….)

Какие они?      (весёлые, красивые, добрые….)

Слайд №15

На картинке изображён ещё  жители нашей степи.

Кто это?         (сайгак, лиса, тушканчик, заяц, суслик, волк)

Какой он?      (рыжая, красивая, ….)

Ведущий: Сколько хороших и красивых слов вы знаете  о своём любимом городе, о его жителях, о родном крае.

Воспитатель:  Я сейчас я вам хочу предложить  разгадать  загадки. Согласны?

Дети: Да.

8. Разгадывание загадок.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Холода их так пугают, 
К теплым странам улетают, 
Петь не могут, веселиться. 
Кто собрался в стайки? ... (птицы)

Летят из дома птицы,
Наверно, на курорт?
Туда, где море плещет
У края синих гор,
Спешат покинуть осень,
Леса, луга холодные…
Как мы их называем?
Птицы… (перелётные).

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Воспитатель: Вы  наверное догадались, о чём были все наши загадки?

Дети: Об осени.

9.Рефлексия

Воспитатель: Как замечательно, мы с вами сегодня попутешествовали. Я записала все ваши ответы, рассказы, и каждое ваше слово. Посмотрите, какое мы с вами написали интересное письмо для Фуду и Ези. Я думаю, что Фуду и Ези очень обрадуются, когда получат наше письмо. Потому, что из нашего письма они узнают много интересного об осени в нашей Калмыкии.

Вы ребята сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось?  Кому мы сегодня помогли?  Что бы вы хотели пожелать Фуду и Ези?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Мое любимое место в родном городе Богородске"

Цель: Развивать связную речь детей через умение составлять рассказы из личного опыта с опорой на схему. Формировать интерес к родному городу, его достопримечательностям....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю» на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю»  на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...