Нескучная артикуляционная гимнастика.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Сергеева Вероника Андреевна

Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией

Артикуляционная гимнастика является основным этапом работы над формированием правильного произношения у детей с речевой патологией.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика).

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность.

Кроме того биоэнергопластика в сочетании с артикуляциоными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало). Воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы, щёки.

Биоэнергопластика в сочетании с артикуляционной гимнастикой проводится только на индивидуальных логопедических занятиях по постановке звукопроизношения, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

Необходимо адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с различной речевой патологией. Так как не все движения могут быть доступны всем детям.

Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и четкости.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Предлагаю вашему вниманию примерный комплекс упражнений, которые я использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 « Ивушка » г. Волжского Волгоградской области» «Нескучная артикуляционная гимнастика» Разработала: . учитель-логопед Сергеева В.А

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе . Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики .

Слайд 4

« Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Слайд 5

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Слайд 6

Целью - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям. Основные направления реализации. Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки .

Слайд 7

Правила биоэнергопластики : 1. Лучше выполнять упражнения каждый день по 3-­5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-­7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-­15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Слайд 8

Использование биоэнергопластики в дошкольных образовательных организациях способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Нескучная артикуляционная гимнастика

Данная артикуляционная гимнастика может быть использована ни только учителем-логопедом, но и воспитателями в качестве разминки на речевом занятии, а также родителями дома. Все упражнения, которые долж...

Нескучные артикуляционные упражнения.

учитель-логопед С.А. Позднякова«Нескучные артикуляционные упражнения»....

Мастер-класс для родителей «Нескучная артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для того, ч...

Практикум для воспитателей "Нескучные артикуляционные минутки"

Нескучные артикуляционные минутки с дошкольниками практикум для воспитателейпровела логопед Кокорина Н.В. Цель: расширить представления воспитателей о разнообразии артикуляционных упражнений...

Мастер- класс "Нескучная артикуляционная гимнастика"

Значение артикуляционной гимнастики в работе с детьми.Причины по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Виды артикуляционных упражнений. Комплексы упражнений. Реклмендации по прове...

Консультация для родителей «НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМА»

Часто можно услышать от родителей, что дети дома не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Для того, чтобы упражнения не были утомительными и скучными, есть игровые приемы ...