Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Александрова Алиса Александровна

Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoob._patr.2020g.docx22.82 КБ
Файл kruzhok_patriot.docx24.85 КБ
Файл zanyatie_popatriot.docx17.77 КБ
Файл konsultatsiya_patriot.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»                                                                с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики

ПРИНЯТО:                                                              УТВЕРЖДАЮ:                                                    на педагогическом совете                                        Заведующая МБДО

                                                                                    Детский сад «Чебурашка»                         МБДОУ Детский сад «Чебурашка»                        ____________________ Н.В. Ильина

Протокол №___от_________2020г.                        Приказ №___от_____________2020г.      

План по самообразованию воспитателя Александровой А.А.

Тема: " Формирование патриотических чувств у дошкольников

в условиях реализации ФГОС"

2020-2021 учебный год

       Актуальность выбранной темы

       В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

       Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

       В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

       Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

       Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

       Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  3.  Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  4.  Знакомить с государственной символикой России;
  5.  Расширять представления о городах и регионах России;
  6. Формировать чувство ответственности и гордости за достижения нашей страны;
  7. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь -май

  1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
  2. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическая пособие. – 2-е изд.,перераб. И доп. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
  3. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
  4. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В.Н. и др. – Воронеж:тТЦ «Учитель», 2005.
  6. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  7. Ривина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей: для работы с детьми 2 – лет/ Е.К.Ривина.-М.:Мозаика-Синтез,2008.

 

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».


Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Экскурсия в дубовую рощу.

Фото-выставка "Улицы нашего села Красноармейское".

Составление гербария.

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, села.

Выставка работ детского творчества.

Лэпбук «Мой любимый город Чебоксары».

Декабрь

Беседа «Кто такие волонтеры?

Выставка рисунков «Спешите делать добрые дела».

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Посещение комнаты – музея «Русская изба» в учреждении.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседа «Моя мама – лучшая на свете».

Открытое занятие «Птицы весной».

Выставка детских работ «Подарок маме».

Лэпбук «Птицы родного края».

Апрель

Беседа на тему «Космос».

Спортивный досуг «Будущие космонавты».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. (совместно с родителями)

НОД, посвящённый Дню Победы.

Праздник, посвященный Дню Победы».

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Информация для родительского уголка.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе Чебоксары»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Информация для родительского уголка.

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Изготовление кормушек для птиц.

Фото отчет «Покорми птиц зимой».

Март

Консультация для родителей в виде стенгазеты.

Стенгазета «Интересные факты о птицах».

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Озеленение территории учреждения. Акция «Берегиня».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Информация для родительского уголка.


март

Показ открытого мероприятия.

НОД «Птицы весной».

май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

 Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

УТВЕРЖДЕНА

  Заведующий

   _____________ Ильина Н. В.

      (подпись)                     Ф.И.О.

   Приказ №________________

    от «___»_________2019 года

Кружок по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок»                                                      для детей средней группы

Воспитатель: Александрова А.А.

С. Красноармейское

2020 год


Пояснительная записка

                                                    Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем

                                                    И березки у дороги, по которой мы идем

                                                    Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.

                                                     И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом

                                                    Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.

                                                                                                                                 В. Степанов

Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!

Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В настоящее время наблюдается то, что у детей не хватает знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Поэтому важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

• Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;

• Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

• Воспитывать уважение к труду разных профессий;

• Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

• Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

• Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы.

Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми средней группы составляет 20 минут.

Ожидаемые результаты:

• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;

• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;

• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;

• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

Учебный план на 2020-2021 учебный год.

Сентябрь

Тема: «Моя семья»

1. Рассмотрение альбома «Моя дружная семья»

Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке

2. Рисование «Папа, мама, брат (сестра) и я – любимая семья»

Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.

4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Внучка» (ко Дню пожилых людей)

Цель: учить детей проявлять заботу и внимание к своим бабушкам и дедушкам, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения.

Октябрь

Тема: «Мой дом, моя улица»

1. Рассматривание альбома «Вот мой дом! Комнат очень много в нём!»

Цель: формировать у детей желание беседовать о том, какие комнаты есть их в доме (квартире, составлять рассказ.

2. Рисование «Дом, в котором я живу»

Цель: воспитывать в детях любовь к своему дому, желание передать образ дома в рисунке.

3. Конструирование «Улица моя»

Цель: продолжать учить передавать образ улицы с помощью конструктора лего, кубиков и т. д.

4. Заучивание адресов места проживания детей

Цель: учить детей запоминать свой адрес, воспитывать значимость знания своего адреса

Ноябрь

Тема: «Мой детский сад»

1. Беседа «Кто работает в детском саду?»

Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

2. Рисование «Наш весёлый, дружный детский сад»

Цель: воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности.

3. Экскурсия по помещениям детского сада

Цель: закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми.

4. Чтение стихотворений о детском саде

Цель: закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях, работающих в детском саду

Декабрь

Тема: «Моё родное село Красноармейское»

1. Беседа «Улица, на которой я живу»

Цель: закрепить название села, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему селу.

2. Рассматривание альбома «Хорошо у нас в селе Красноармейске»

Цель: закрепить название села, формировать у детей чувство любви к своему селу; закрепить достопримечательности села.

3. Беседа «Знаменитые люди нашего села» (с представителем библиотеки)

Цель: способствовать развитию внимания детей, умение слушать и задавать вопросы; воспитывать интерес к прошлому родного посёлка

4. Экскурсия «Ёлочка в центре нашего посёлка» (совместно с родителями)

Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим новогодним праздником.

Январь

Тема: «Моя республика –Чувашия»

1. Беседа « край родной»

Цель: формировать представления о республике, в которой мы живём.

2. Рассматривание иллюстраций «Народы нашей необъятной республики».

Цель: закрепить понятия «народ», «национальность»; воспитывать любовь и доброжелательное отношение к народу, проживающему в нашей республике.

3. Рисование «Чебоксары - столица Чувашской Республики».

Цель: развивать чувства патриотизма, желание передавать в рисунке образ любимого города.

4. Экскурсия в кабинет чувашского языка. Знакомство с чувашским костюмом.

Цель: познакомить детей с чувашским костюмом, воспитывать любовь к традициям и обычаям родного края.

Февраль

Тема «Природа родного края»

1. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»

Цель: закрепить и обобщить знания об окружающей природе, воспитывать любовь к родному краю.

2. Заучивание отрывка стихотворения П.Хусангая «Чувашский край»

Цель: расширить знания детей о Чувашской Республике; продолжать воспитывать любовь к родному краю, воспевать в стихотворении.

3. Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Цель: познакомить с зимующими птицами; дать представление о том, что птицы живут на воле, и им тяжело найти пропитания зимой.

4. Коллективная лепка «Зима пришла в мой край родной»

Цель: формировать умение передавать особенности окружающего мира в образах, вылепленных в совместной деятельности детей и педагога; воспитывать умение работать сообща.

Март

Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»

1. Беседа «Много на свете профессий»

Цель: продолжать знакомить с различными видами профессий; воспитывать уважение к труду взрослых.

2. Чтение сказки «Айболит» К. Чуковского

Цель: воспитывать в детях такие качества, как смелость, дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.

3. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: Познакомить детей с профессиями медицинской сестры, врача; обратить внимание на трудовые действия и их результат; воспитывать

уважение к чужому труду.

4. Рисование «Работа моих родителей»

Цель: формировать представления детей о роли профессии в жизни их родителей, умение передавать в рисунке.

Апрель

Тема «Как жили люди в старину»

1. Беседа «История родного края.Чебоксары в прошлом»

Цель: формировать патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

2. Макетирование с детьми и родителями «Вот она наша чувашская изба».

Цель: продолжать знакомить с тем, как жили народы чувашии в старину, создать макет для точного представления чувашской избы.

3. Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»

Цель: формировать знания у детей о значении хлеба в жизни человека, о его значимости с давних времён.

4. Рисование «Укрась платье чувашским орнаментом»

Цель: продолжать знакомить с элементами чувашского  национального костюма: женского и мужского; передавать образ в рисунке.

Май

Тема «Великий праздник – День Победы»

1. Тема «Праздник – День Победы»

Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.

2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)

Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!

3. Рисование «Вспыхнул праздничный салют»

Цель: побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному селу.

4. Чтение рассказа о войне К. Паустовского «Стальное колечко»

Цель: побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.

5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.

6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

7. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна / Н. М, Липская. – М. : Эксмо, 2016.

8. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.

9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.

11. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.

12. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.

13. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».

14. Журнал «Дошкольное воспитание»

15. Журнал «Воспитатель в ДОУ»

16. Журнал «Ребёнок в детском саду»

17. Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

УТВЕРЖДЕНА

  Заведующий

   _____________ Ильина Н. В.

      (подпись)                     Ф.И.О.

   Приказ №________________

    от «___»_________2019 года

Конспект занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Моя Родина» в средней группе

Воспитатель: Александрова А.А.

с. Красноармейское

2020 год

Конспект занятия в средней группе (4 – 5 лет)по нравственно – патриотическому воспитанию:«Моя Родина»

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цель: Воспитание патриотических чувств к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, семье.

Задачи: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю, городу.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе, формулирует ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, достопримечательности города и природы родного края, слайды и фото с достопримечательностями города Чебоксары, семьи, использование ИКТ.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Звучит песня: «Родина моя»

- Ребята,о чем эта песня? (о нашей Родине)

- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть. Беседа о Родине

- Как вы думаете, что такое Родина?

- Родина – это страна в которой мы живем.

- Как она называется? (Россия)

- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Физкультминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть) Здравствуй, мир!

Встречай меня!. - Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Ребенок: Чувашия о край ста тысяч песен Не зря в тебя поэты влюблены Ты жизнь моя, тревога, озаренье Ты Родина любимая моя!

-Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Чувашия)

- Посмотрите – это карта Чувашской республики.

- Наш край большой, в нем много городов, полей, лесов, рек, лугов.

- Как называется столица Чувашской республики? (Чебоксары) -Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. (показ слайдов о Чувашском крае) Ребёнок : - Что такое Чебоксары? -Это город старый, старый.

В этом городе живет – замечательный народ.

Он дома большие строит и на Волге рыбу ловит,

Хлеб печет, одежду шьет, песни звонкие поет.

-Вот видите, какой замечательный город Чебоксары. Я вас приглашаю отправиться в путешествие.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « АВТОБУС»

-Наша первая остановка называется «Родной город». Игра с мячом «Наш город, какой?»

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город Чебоксары? Я вам задаю вопрос: наш город, какой?

- Наш город … (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).

-Наше путешествие продолжается следующая остановка называется «Любимые местечки» У каждого из вас ребята, есть любимые места в городе, где вы любите гулять со своими родителями и друзьями.

Игра «Собери пазл» (дети разделившись на три команды собирают изображения достопримечательностей города. – А теперь мы отравляемся на автобусе домой.

Остановка называется «Моя семья» .Семья и дом являются тоже нашей Родиной. Дом-это место,где человека любят, ждут и заботятся о нем. А кто ждет вас дома? -мама, папа, бабушка, дедушка… -А как можно ласково назвать маму, папу?

Игра «Назови ласково». – Cемья -это самое дорогое, что есть у человека. Давайте рассмотрим фотографии и угадаем, где чья семья. (слайды семейными фото детей) - Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники).Какие праздники вы отмечаете все вместе? И т. д. 4. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Что сегодня вы узнали о Родине нового? На каком транспорте мы с вами путешествовали? Какие достопримечательности вам понравились? Во что больше всего вам понравилось играть? Что вы расскажете своим родителям о нашем занятии?

 -Берегите Россию, без неё нам не жить .Берегите её, чтобы вечно ей быть.

-Нет России другой.

 -А сейчас я хочу вас всех ребята поблагодарить и вручить каждому из вас памятные призы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

УТВЕРЖДЕНА

  Заведующий

   _____________ Ильина Н. В.

      (подпись)                     Ф.И.О.

   Приказ №________________

    от «___»_________2019 года

Консультация на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание

 детей в детском саду

в соответствии с ФГОС»

Воспитатель: Александрова А.А.

с. Красноармейское

2020 год

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду в соответствии с ФГОС»

В настоящее время, нравственно- патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и нравственности, что является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6) «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности: «…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых…»

Особое внимание в Программе «От рождения до школы» под. Ред. Вераксы и др. уделяется развитию личности ребенка, воспитанию у до-школьников таких качеств, как патриотизм, активной жизненной позиции, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи

• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• формировать бережное отношение к природе и всему живому

• воспитание уважения к труду

• развивать интерес к русским традициям и промыслам

• формировать элементарных знаний о правах человека

• расширять представления о городах России

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

Для формирования у детейдоброжелательного отношения к людям педагогу следует:

• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;

• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают прави-ла для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.

Методы, используемые в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:

1. Организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

2. Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

3. Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

Методы формирования нравственного сознания включают:

· беседы на этические темы,

-· чтение художественной литературы,

· рассказ,

· рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, презентаций;

· метод убеждения.

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

1. Основными методами патриотического воспитанияв младшей группе выступают: организация жизненных и игровых ситуаций,дающих возможность: осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым; инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье; наблюдение за отношением взрослых в детском саду; хороводные игры, игры-имитации; чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение; рассматривание семейных фотографий и др.

2. В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально- чувственном уровне. В старшей группе используются такие методы патриотического воспитания,как: этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

4.В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются следующие методы: знакомство с российской символикой; игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности; рассматривание иллюстраций к сказкам народов России; стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев; придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города; рассказ воспитателя об истории города, совместная деятельность с детьми с картами и схемами, сооружениях, легенд, мифов. Один из наиболее перспективных методов, используемых в ДОУ является метод проектов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и тд. Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

В работе с детьми применяются разнообразные формы:

тематические занятия

развлечения, праздники

КВН

Клуб путешественников

Конкурсы, выставки

Мини-проекты

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями,которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Вс это создат благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы:

КВН  

«Круглый стол»

семинары – практикумы

посиделки

конкурсы

выставки

походы

игровые программы родительские собрания

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: "Мы помним!"

Предлагаю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Длю Победы.  Каждый год мы празднуем День Победы и нам необходим материал для ознакомления детей с этой да...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

  Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно - образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, сем...

Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....