Развитие речи. Ах, Африка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антипова Наталья Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи. Ах, Африка21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

Развитие речи

Подготовила: Антипова Н.Б.

Тема: Ах, Африка!

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: Закрепить знания детей о животных жарких стран.

Задачи:

Закреплять умение различать и называть характерные особенности животных жарких стран. (Внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут)

Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном

Упражнять в подборе эпитетов

Учить детей понимать и объяснять значение выражений

Закреплять умение образовывать сложные прилагательные; существительные.

Обогащать словарь по данной теме

Развивать моторику

Прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Развивать внимание, память

Словарная работа: длинношеий, толстокожий, густогривый, длиннохвостая, двугорбый, большеухий; жирафья, львиная, обезьяний, крокодиловы, черепаший; травоядный, хищный.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением животных жарких стран и их детёнышей; чтение рассказов по данной теме; отгадывание загадок, просмотр мультфильма «Айболит»

Материал и оборудование:

предметные картинки, животные жарких стран, волшебный мешочек, энциклопедии для детей.

Ход НОД:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам рано утром пришёл доктор Айболит. Он очень расстроен, потому, что получил телеграмму от животных с далёкого материка. Они просят доктора приехать и вылечить их.

Но злой Бармалей украл у доктора книги, чтобы он не смог помочь бедным животным. Бармалей хочет жить один. Доктор надеется, что вы поможете ему.

Поможем, ребята? Отправимся в путешествие?

Основная часть:

Воспитатель: Тогда давайте узнаем, кто ждёт помощи и куда ехать?

«Приезжайте доктор в Африку скорей и спасите доктор наших малышей!»

Вы догадались, где живут звери? (В Африке)

Загадки:

Я прыгать по деревьям

Могу не хуже кошки.

И в джунглях наших древних

Мне не нужны дорожки.

Заменят мне качели зелёные лианы,

Вот только бы поспели, любимые бананы. (обезьяна)

В зеркало взглянув с зарёй

Был доволен он собой.

Устрашающе красив,

Грациозен, желтогрив,

Лапы сильны и могучи.

Рык несётся выше тучи.

Знать не зря он царь зверей

В жаркой Африке своей. (лев)

Белеют бивни, точно снег.

Животное сильнее всех.

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идёт по джунглям величаво.

И длинным носом как рукой

Поднять он может нас с тобой. (слон)

Он ходит голову задрав

Не потому, что важный граф,

не потому, что гордый нрав,

а потому, что он… (жираф)

Не старик он, а горбат.

Не овца, а шерсти клад.

И силён он, терпелив.

По душе ему пустыни

Там живёт, где зреют дыни (верблюд)

Воспитатель: Молодцы! А каких ещё вы знаете животных Африки? (зебры, бегемоты, носороги, крокодилы)

Игра «Добавь словечко»

В Африке живут:

-ловкие, хвостатые…

-большие, толстокожие…

-сильные, гривастые…

Пугливые, быстрые, полосатые…

-пятнистые, длинношеие…

-выносливые, двугорбые…

Огромные, сильные…

Воспитатель: Теперь закроем глазки и представим себе Африку… (включается плавная музыка, дети рассаживаются поудобнее)

Вокруг – то жёлтые пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья сочные и толстые. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рёв хищника и визг обезьян. Это тоже Африка. Откройте глаза.

Разнообразна природа Африки. В вечнозелёных лесах водятся гориллы и шимпанзе, а в водах реки Нил – крупные крокодилы. В тропических степях – саваннах – обитают травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны и хищники: лев, гепард, гиена.

Африка богата полезными для человека растениями: разными видами пальм, пробковыми и каучуковыми деревьями.

Кроме Африки есть и другие жаркие страны: Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.

Посмотрите (изображение слона), африканские слоны самые крупные животные. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный, упругий. Слоны его используют, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Поливают себя водой. Если его приручить, он будет хорошим помощником. Слон – умное животное. Слоны живут долго – около 60 лет, держатся группами. Слонята растут медленно. Маленький слонёнок не может сам защититься от хищников, поэтому взрослые внимательно следят за малышом.

А кто знает, как называется это животное? (картинка носорога)

-Правильно. У всех носорогов кожа толстая и без волос. Крупное животное большую часть времени проводит на суше. Окрас белый или чёрный. Они любят валяться в грязи. У них плохое зрение, но очень хороший нюх, отыскивают пищу по запаху. У носорога есть рога или рог. Они травоядные, кормятся травой и листвой, корнями в ночное время суток.

Как вы думаете, на какое животное похож носорог? (на бегемота)

-Да, молодцы! Но бегемот имеет коричневый окрас, много времени проводит в воде, нет рогов, тоже травоядный. Кожа толстая и прочная. Огромная пасть и зубы – защищают от врагов. Живут группами. Кажется неповоротливым и неуклюжим, но это не так. Узнали кто это? (верблюд)

Одногорбые или двугорбые верблюды живут в жарких сыпучих песках. У них длинная шея, короткая голова. Могут долго терпеть голод и жажду. Горбы наполнены жиром. Семь дней они могут прожить без еды и питья. Жир их прокормит. Питаются они сухими травами и листьями растений пустыни. Шерсть густая, мягкая, песочного цвета. Животное выносливое. Всё время что-нибудь жуёт, поэтому называют жвачным.

Физкультминутка. «Чудесное превращение»

Дилы – дилы – появились крокодилы,

Моты – моты – появились бегемоты.

Ны – ны – ны – водой брызгают слоны

Яны – яны – по веткам скачут обезьяны

-Отдохнули? Теперь в путь. На пути нам будут встречаться препятствия.

Игра: «Назови и опиши»

Достают из мешочка игрушки животных по очереди, называют, описывают.

Игра: «Кто у кого»

Плачут детёныши, потеряли маму. Поможем им.

У львицы – львёнок

У слонихи - …

У тигрицы -…

У зебры -…

У жирафы -…

У верблюдицы -…

Игра: «Составь слово»

У жирафа шея длинная – он какой? – длинношеий

У бегемота кожа толстая…

У льва густая грива…

У обезьяны длинный хвост…

У верблюда два горба…

У слона большие уши…

Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, похоже двигается, ведёт себя с другими, ест. Я буду называть такие определения, а вы попробуете объяснить:

Черепаший шаг

Топает как слон

Крокодиловы слёзы

Львиная грива

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. Теперь Айболит вылечит больных зверят.

Понравилось путешествие? Но мы не прощаемся с животными жарких стран, у нас есть энциклопедии, книги, которые мы обязательно почитаем. Можно нарисовать и слепить этих животных, сходить в зоопарк и т.д.

Рефлексия: Воспитатель: Каким бы ты хотел быть животным? Почему? Какой бы ты был? (внешность, повадки) Можешь ли ты изобразить это животное?

Обсудить с детьми наиболее понравившихся животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»

Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...

конспект нод по развитию речи "Животные Африки"

Тема: Путешествие в Африку.Цель: продолжать пополнять словарный запас по лексической теме животные жарких стран.Задачи:образовательные:-систематизировать и закрепить знания о животных жарких стр...

Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"

Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...