Буклет "Артикуляционная гимнастика в развитии речи дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гайдаренко Татьяна Владимировна

Буклет "Артикуляционная гимнастика в развитии речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

- Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно, выполнять движения.

- Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.

- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

Желаю успехов!


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА

1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите 5-10 раз.

2. "Прятки". Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам - предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

3. "Хоботок". Сомкнутые губы вытяните вперед, удержите на 10-15 секунд, расслабьте. Повторите 5-10 раз.

4. "Улыбка". Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее. Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.

5. Последовательно вытяните верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд. Удерживайте их в таком положении 5-10 секунд. Повторите несколько раз.

6. Сомкнутые губы переместите вправо, влево. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите несколько раз.

7. "Барабан". Плотно сомкните губы, надуйте щеки. Кулаками аккуратно ударяйте по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторите несколько раз.

8. Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.

МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок» г. Лесосибирска»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

в помощь родителям

Составила: воспитатель

Гайдаренко Татьяна Владимировна

9. Согнутыми пальцами обеих рук похлопайте по лицу в направлении от подбородка вверх, от носа в стороны. Это упражнение делайте почаще после умывания. Оно хорошо укрепляет мышцы лица.

10. Возьмите пластмассовые бигуди с маленькими пупырышками (колючками). Прокатите ее по лицу. Может быть, в первый раз ощущения будут не очень приятными. Но затем вы наверняка станете проделывать эту процедуру с удовольствием. Такой массаж полезен для укрепления нервной системы, улучшения кровообращения.

11. "Отбойный молоток". Произносите звук "д. д, д, д" усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доведите до 2 минут.

12. "Красим потолок". Представьте, что язык - это кисть, а верхнее небо - потолок, который вы "красите". Выполняйте упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно.

13. "Перекличка зубов". Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем - в нижнем.

14. Массаж десен. Кончиком языка массируйте десны верхней челюсти, затем нижней. Движения выполняйте в разных направлениях.

15. Массаж внутренней части губ. Кончиком языка проведите вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) - вдоль нижней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:·        способствует овладению навыками мелкой моторики;·...

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.

Данное пособие  поможет родителям в ранней профилактике и коррекции  дефектно произносимых звуков речи у детей....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников.

В статье указана необходимость использования пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста....

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов...

"Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников"

Это материал для родителей , какое важное значение массажа и пальчиковой гимнастики имеют в развитии речи дошкольников.Как может развиваться память ребёнка в дошкольном возрасте. Как массаж и пальчико...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....