Дидактические игры с предметами
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Азыркина Екатерина Николаевна

Игры с предметами как средство обогощения словаря младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_predmetami.docx194.64 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря младших дошкольников, посредством игр с предметами.

Игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.)

Игра «Угадай игрушку» 

Данная игра поможет сформировать у ребенка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки.

Взрослый показывает 3—4 игрушки. Ребенок называет их. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая, хвостик короткий, уши длинные, любит морковку. Угадай, что это за игрушка?». Также взрослый описывает другие игрушки, ребенок называет их.

 2.jpg 

    Игра «Чудесный мешочек» 

Данная игра учит ребенка выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает по одному предмету (например, фрукт) из чудесного мешочка, называет его: «Это груша, она желтая, сладкая, вкусная». Так взрослый описывает 3-4 фрукта. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Груша какая?»  Ребенок называет признаки: «Она желтая, сладкая».

По такому же принципу игра проводится с овощами или другими предметами.  

 3.jpg 

Игра «Угадай, что это?» 

Данная игра формирует умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Первый вариант. Взрослый описывает предмет и предлагает ребенку отгадать, о каких предметах говорится в этих описаниях.

Например: «Круглое, зелёное, сладкое. Угадай, что это?»

Ребенок отвечает: «Это яблоко».

Второй вариант. Ребенок описывает предмет, взрослый называет описанный ребенком предмет.

 4.jpg

   

Игра «Сравни мишку и мышку» 

Данная игра учит ребенка сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку.

—« Мишка большой, а мышка какая? Маленькая. Еще, какой мишка? Толстый, косолапый. Мышка какая? Маленькая, серенькая, быстрая. Мишка любит есть мед, малину, а мышка любит есть сыр»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кто большой? Кто любит сыр? Кто косолапый? Кто маленький?»

    5.jpg 

    

Игра «У кого, какая игрушка?» 

Игра учит определять и называть признаки животных по образцу взрослого.

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».

Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».

Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький».

Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».

 7.jpg 

  

Игра «В гостях у матрешек» 

С помощью данной игры взрослый учит  ребенка обращать внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу.

Взрослый предлагает отправиться в гости к матрешкам. Одна матрешка большая, а другая  маленькая. Матрешки приглашают пойти погулять. Большая матрешка пошла по широкой дороге, а маленькая матрешка по узкой дороге. Вдруг начался дождь, большая матрешка взяла большой зонтик, а маленькая матрешка маленький зонтик. Дождик закончился, они пришли домой, стали рисовать. Большая матрешка взяла длинный карандаш, а маленькая взяла короткий карандаш. Большая матрешка нарисовала большой мяч, а маленькая, какой мяч нарисовала? (Маленький). Потом матрешки стали пить чай. Взрослый спрашивает у ребенка: «Какую чашку возьмет большая матрешка?» (Большую чашку). «Какую чашку возьмет маленькая матрешка?» (Маленькую чашку). Наступил вечер, и матрешки легли спать, большая матрешка кладет одежду в большой шкаф, а маленькая матрешка в какой шкаф? Какая кровать у большой матрешки, а какая у маленькой? Ребенок отвечает на вопросы.

 8.jpg 

    

Игра «Назови одним словом» 

Данная игра формирует представление у ребенка об обобщающих словах.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, на чем спали матрешки? Куда они складывали свою одежду? На чем они сидели, когда рисовали? Взрослый рассказывает: кровать, шкаф, стул – это мебель. Спрашивает у ребенка: «шкаф, кровать, стул - как назвать эти предметы одним словом?» (Мебель). «Какая мебель у тебя в комнате (дома)?» Ребенок перечисляет предметы мебели.

Взрослый: «Сели матрешки за стол. Там стоят чашки, блюдца, ложки – это посуда. Какая посуда у нас на кухне?» Ребенок перечисляет предметы посуды. «Наши матрешки любят играть. Что им для этого нужно?» Ребенок отвечает: «игрушки». «Назови, какие игрушки ты знаешь? Какие у тебя любимые игрушки?»

 9.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Дидактические игры с предметами"

Тема: "Дидактические игры с предметами, используемые при подготовка к обучению грамоте"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ с предметами

Дидактические игры с предметами...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Дидактическая игра "Опиши предмет"

МИР ПРИРОДЫ И РУКОТВОРНЫЙ МИРумение различать и описывать предметы природного и рукотворного мира...

Дидактические игры "Опасные предметы"

Дидактические игры для детей на тему "Опасные предметы дома"...

Дидактическая игра "Найди предметы"

Игра на развитие внимания...