Путешествие по сказке "Старик-Годовик.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Липинская Марина Борисовна

Технологическая карта занятия

Образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие

Тема занятия: Путешествие по сказке «Старик-годовик»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению посредством повторного чтения и  ответа на проблемный вопрос «Почему сказка «Старик-годовик» является и сказкой и загадкой?»

Задачи:

Образовательная задача: учить отвечать на вопрос развернутым ответом;

Развивающая задача:  развитие у детей слухового и зрительного восприятия , памяти, наглядно-образного мышления;

Воспитательная задача: воспитывать интерес к прочитанному произведению; дружелюбие.

Дополнительные задачи (дидактическая игра):

Дидактическая задача: закрепить содержание произведения в процессе проведения дидактической игры с использованием ИКТ-оборудования.

Игровая задача: с помощью карты пройти по всем этапам игры.

Игровые правила:

{C}·{C}Играть будет 2 человека, выберем по считалочке;

{C}·{C}Ходить по карте можно только нажав на картинку. Ходим по очереди.

{C}·{C}При нажатии на картинку нужно выполнить задание;

{C}·{C}Нажав на желтую звездочку, вы должны поставить себе 1 звездочку за выполненное задание;

{C}·{C}Нажав еще раз на желтую звездочку, мы выходим на 1 экран и выбираем заново картинку.

{C}·{C}Побеждает тот, кто соберет больше звездочек.

Игровые действия: дети по очереди выбирают картинку. Выполняют, выпавшее задание. Выигрывает тот, кто соберет больше звездочек.

Словарная работа:

Части речи

Обогащение

Уточнение

Активизация

Существительные

 

Тройка

 

Прилагательные

 

 

 

Глаголы

 

Жать рожь

 

Другие части речи

 

 

Знойно,

 

Планируемые результаты занятия:

{C}·        {C}Дети знают содержание сказки «Старик-годовик»

{C}·        {C}Отвечают на вопросы развернутым ответом.

{C}·        {C}Выполняют правила дидактической игры

Подготовительная работа: чтение литературной сказки  В. И. Даль «Старик-годовик», разработка дидактической игры.

Материалы и оборудование: доска SMART, литературная сказка В. И. Даль «Старик-годовик»

Этап игры

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивационно-организационный момент

Вызвать у детей интерес в предстоящей беседе, желание принять в ней участие

Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. 

На одном боку цветы расцветают,

На другом  - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  - сучья подсыхают.

Что это?

Правильно, ребята, это времена года

А теперь угадайте из какой сказки я сейчас вам прочту отрывок.

-Ребята, из какой же это сказки отрывок?

Верно!

Художественное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывание отрывка

 

 

 

 

 

 

 

Показ слайда презентации

Отгадывают загадку

 

 

Ответ: времена года

 

 

 

 

 

 

-На поляне

 

 

 

-Старик-годовик

 

 

 

 

 

заинтересовались предстоящей деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап

Этап постановки проблемы

 

 

Вызывать интерес к чтению через использование проблемного вопроса

 

В конце нашего путешествия мы должны с вами ответить на вопрос: «Почему сказка «Старик-годовик» является и сказкой и загадкой?»

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним содержание сказки.

Создание проблемной ситуации

 

Слушают воспитателя

 

У детей проявился интерес к деятельности и желание ответить на поставленный вопрос

 

Этап ознакомления с материалом

 

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в процессе проведения беседы по содержанию произведения.

Учить отвечать на вопрос развернутым ответом

 

В этой сказке говориться о…

 

Я вам прочитаю этот отрывок, а вы слушайте внимательно, спины держим прямо, ноги поставлены на пол. Глаза смотрят на меня.

Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?

-Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

 

 

 

- Какие это четыре крыла у каждой птицы?

- Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

 

 

 Ребята, мы с вами вспомнили содержание сказки и теперь отправляемся в путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывка произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Из рукава старика годовика вылетели месяцы

-Недели

 

-Дни недели

 

 

-День и ночь

 

 

 

 

 

 

 

Этап практического решения проблемы

 

 

 

Напоминаю о правилах игры:

{C}·{C}Играть будет 2 человека, выберем по считалочке;

{C}·{C}Ходить по карте можно только нажав на картинку. Ходим по очереди.

{C}·{C}При нажатии на картинку нужно выполнить задание;

{C}·{C}Нажав на желтую звездочку, вы должны поставить себе 1 звездочку за выполненное задание;

{C}·{C}Нажав еще раз на желтую звездочку, мы выходим на 1 экран и выбираем заново картинку.

{C}·{C}Побеждает тот, кто соберет больше звездочек.

Давайте, с вами определим, кто будет синей звездочкой,  а кто красной. Определитесь, кто какой звездочкой будет.

Задание 1:

Задание 2:

Задание 3:

Задание 4:

Задание 5:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

А теперь давайте с вами ответим на вопрос: Почему сказка «Старик-годовик» является и сказкой и загадкой?

Молодцы, ребята!

Объяснение правил игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение для глаз

 

 

 

 

Слушают правила, играют, выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проявляют интерес к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап

Совершенствовать диалогическую речь через участие детей в беседе.

 

-Вам понравилась наша сказка? А чем?

-Мне тоже она очень нравится, ведь эта сказка учит нас названиям месяцев, дням недели, временам года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Беседа

Высказывают свое мнение

Слушают воспитателя

Совершенствуется диалогическая речь

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...