НОД «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Власенко Вера Викторовна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28

«Снегирёк» общеразвивающего вида

Городского округа Истра

Конспект НОД

по звуковой культуре речи в старшей группе № 3

«Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»

                                                                                                                                                  Выполнила   воспитатель:

                                                                                                             Власенко В.В.

                                                                                                                   

2020 – 2021 учебный год

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ж и Ш»

Задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи.

Цель:

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

Предварительная работа:

Д/и «Поймай звук»«С какого звука начинается»«Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определить с какого звука начинается слово.

1. Организационный момент. Дети сидят на стульях в круге.

-Ребята, сегодня мы с вами будем учиться, хорошо выговаривать звуки. Сначала разомнём язычок.

 Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник»«Вкусное варенье»«Чашечка»«Лошадка», «Трубочка».

Артикуляционная гимнастика:

«Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

«Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

2. Постановка цели занятия

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка

-Как жужжит жук? (жжж). Как жужжит большой жук? Маленький? (громко-тихо)

-Как шипит змея? (шшш) Большая? Маленькая?

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит (звонкий).

4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж поднимите машите руками как крыльями, а если слово со звуком Ш – показ как движется змея.

(напоминает детям, что звук ш — это песня змеи, а ж — песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш — заигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук ж — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш. ш. ж. ш. ж. ж. ш. ж. ж. ш. ж. (животное, шишка, шалаш, жаба, жёлудь, жара, шуба, шар, шум, жизнь)

Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.)

Словарный материал:

(шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди)

5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Иллюстрации

- Назовите слова лаского.

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок

Б) Игра «Четвёртый лишний»(Картинки)

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф.

-Какая картинка лишняя, почему?

Физ. Минутка.

6. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

(Дети становятся в круг. Выполняют движения.)

На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)

Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту.)

Низко - низко наклоняюсь.

7 Мы с вами поиграем в игру, она называется «Разведчики». Вы будете ходить по группе и искать предметы в названии которых есть звуки Ж и Ш. (А я буду спрашивать вас. Почему вы взяли эти игрушки. Я взял кошку потому что в этом слове есть звук Ш).

8. Составление предложений со своими предметами.

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

9. Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках.

У вас на столах лежат наши мячики помощники. Давайте с ними поиграем

Ходит ёжик вдоль дорожек,

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я, ежику, ежу

Ту тропинку покажу.

Где катают мыши,

Маленькие шишки. (все вместе с су-джок шариками)

10 Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж

Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.

- Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...