Проект по ознакомлению с художественной литературой.
проект по развитию речи (средняя группа)

Дария Петровна Кошлец

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения К.И. Чуковского, так как они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка. Через ознакомление со сказками Чуковского дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания ребенком и легкие для запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanyatie.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Проект

             

               по ознакомлению с художественной литературой                  

 

               «Добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского»

                                         в средней группе.

               Воспитатель:  Кошлец Дария Петровна

Вид проекта:  по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги)

                         по целевой установке – информационный, познавательно – творческий.

Длительность проекта: краткосрочный  (3 недели : с 11 по 30 января).

Участники проекта: педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители, младший воспитатель.

Актуальность:  Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения К.И. Чуковского, так как они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка. Через ознакомление со сказками Чуковского дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания ребенком и легкие для запоминания.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Общение с творчеством Чуковского способствует развитию интереса к книге.

Сказки Чуковского входят в жизнь ребенка как добрые, веселые друзья. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности, «Федорино горе» - порядку, «Айболит» - быть добрым, заботиться о других, «Муха-Цокотуха» - умению помогать другим.

Проблема:

  • Отсутствие у детей интереса к чтению художественной литературы
  • Предпочтение компьютеру и телевизору
  • Недостаточно уделяется времени чтению в ДОУ и в семье
  • Непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.

Цель проекта:

  • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы
  • Приобщение детей к словесному искусству посредством мира сказок Чуковского
  • Закрепление знаний сказок Чуковского
  • Создание в группе необходимых условий для ознакомления детей с творчеством Чуковского
  • Приобщение родителей к семейному чтению
  • Создание библиотечки произведений Чуковского

Задачи проекта:

  • Способствовать развитию интереса к художественной литературе
  • Способствовать формированию представлений о творчестве Чуковского
  • Познакомить с портретом Чуковского
  • Формировать умение эмоционально откликаться на переживания персонажей произведений автора
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок Чуковского
  • Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря детей
  • Формировать навыки выразительного исполнения наизусть отрывков из сказок
  • Развивать память , внимание, воображение
  • Приобщать родителей к семейному чтению

Планируемые результаты:

  • Проявляют интерес к художественной литературе
  • Приобретают знания о творчестве Чуковского
  • Узнают и называют автора и названия его сказок по иллюстрациям, по строкам из текста, драматизируют с помощью взрослого отрывки из сказок
  • Приобретение родителями интереса к семейному чтению

Взаимодействие с семьей:

  • Приобщение родителей к проблеме чтения для детей
  • Беседа с родителями на тему «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе)
  • Анкетирование «Семейное чтение и его роль в жизни ребенка»
  • Изготовление дидактических материалов (ксерокопии)
  • Акция «Подари книгу группе»
  • Консультации «Путь в страну книг», «Какие вопросы задавать ребенку после прочтения книги»
  • Выставка совместных с детьми работ «Мой любимый сказочный герой»

Ресурсы:

  • Информационные – фото, видео материалы, книги с произведениями Чуковского
  • Дидактические -  иллюстрации к произведениям Чуковского, оформление книжного уголка в группе
  • Методические – разработки бесед, конспекта итогового ёё занятия НОД, консультации для родителей
  • Т.С.О. – ноутбук, проектор, экран,  музыкальный центр, слайды, компакт-диски с мультфильмами

Формы и методы организации проекта:

  • Беседы и рассказ воспитателя
  • Просмотр слайдов, иллюстраций
  • Просмотр мультфильмов
  • Слушание сказок на компакт-дисках
  • Чтение сказок
  • Занятие НОД
  • Дидактические и подвижные игры
  • Пальчиковая гимнастика
  • Выставки детских работ
  • Изодеятельность
  • Сюрпризные моменты

Этапы проекта:

1 этап -  подготовительный:

  • Подбор методической литературы
  • Подготовка демонстрационного материала
  • Разработка серии мероприятий по ознакомлению с творчеством Чуковского
  • Изготовление дидактических игр
  • Привлечение родителей к процессу решения поставленных задач
  • Анкетирование родителей
  • Создание условий для реализации проекта

2 этап -  основной:

  • Просмотр слайдов, мультфильмов по произведениям Чуковского
  • Слушание сказок  Чуковского на компакт-дисках
  • Чтение сказок Чуковского
  • Рассматривание иллюстраций
  • Заучивание детьми наизусть отрывков из сказок Чуковского
  • Инсценировки, драматизации
  • Беседы
  • Дидактические и подвижные игры
  • Изодеятельность

3 этап -  заключительный:

  • Проведение итогового занятия НОД  «Сказки дедушки Корнея»

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции              образовательных областей:

     Образовательные

          области

                       Совместная деятельность

Физическое

развитие

Физкультура.

Пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра «Догони меня, Федора»

(у детей карточки с изображением посуды)

Здоровье.

Беседа «Надо ,надо умываться по утрам и вечерам». («Мойдодыр»)

Формирование правильной осанки.

Познавательно – речевое развитие

Познание.

Видео-сюжеты :виртуальная «Экскурсия в дом – музей К.И. Чуковского».

Слайды, компакт-диски  по произведениям Чуковского.

Дидактические игры:

«Узнай героя сказки по описанию»

«Угадай  к какой сказке иллюстрация»

«Какая сказка»

«Разрезные картинки»

«Доскажи словечко»

Вечер загадок «Угадай  и ответь»

Коммуникация.

Рассматривание иллюстраций.

Занятие НОД «Сказки дедушки Корнея»

Заучивание наизусть  отрывков из сказок.

Беседа «О  доброте»  (Чудо-дерево»).

Беседы по сказкам.

Чтение художественной литературы.

Чтение сказок Чуковского.

Инсценировки, драматизация сказок «Муха-Цокотуха»,  «Телефон».

Оформление книжного уголка.

Социально- личностное развитие

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Больница для зверей»

«Добрая Федора».

Труд.

«Полечи книжку»

«Вымоем кукольную посуду»

Безопасность.

Правила безопасного поведения на основе сказок «Бармалей»,  «Муха-Цокотуха»,  «Путаница»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Лепка посуды «Поможем Федоре»

Рисование «Сказка в гости к нам пришла»

Нетрадиционное рисование «Бабочка»

Занятие НОД «Сказки дедушки Корнея» - коллаж «Чудо-дерево» (аппликация)

Выставка совместных работ детей и родителей.

Анализ результативности проекта:  Поставленная проблема была решена. Дети познакомились с творчеством К.И.Чуковского, узнают его на портрете, знают его произведения – сказки. В группе создана библиотечка произведений Чуковского.

Уровень знаний детей  по сказкам Чуковского на подготовительном этапе проекта:

                         Высокий – 15%

                         Средний  -  25%

                         Низкий     - 60%

Уровень знаний детей  по сказкам Чуковского на заключительном этапе проекта:

                          Высокий  - 60%

                          Средний  - 20%

Интерес родителей к семейному чтению литературных произведений возрос  до 73%.

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

                              «Детский  сад  №  186»  Г. Барнаул

                                                     Конспект

           итогового занятия непосредственно образовательной деятельности ,  

                                   разработанного в соответствии с

                       «Программой воспитания и обучения в детском саду»

                                      под редакцией М.А.Васильевой                                  

                                  по чтению художественной литературы  и

                    художественному творчеству  ( коллективная аппликация)

                                                в средней группе

                                Тема : «Сказки дедушки Корнея».

                                                                                                                 Кошлец Дария Петровна

                                                                                                                             воспитатель

                                               

                                                  Г. Барнаул

                                                         2020 г.

Интеграция образовательных областей : чтение  художественной  литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество.

Цель :  1. закрепление знаний детей о прочитанных сказках Чуковского

             2.  развитие детского творчества , воображения

Задачи по образовательным областям :

Чтение художественной  литературы:

  1. формировать у детей интерес к творчеству  Чуковского
  2. развивать интерес к знакомым произведениям Чуковского
  3. вспомнить знакомые сказки Чуковского
  4. развивать  память , внимание, умение находить отгадку в строчках сказки

Коммуникация :

  1. учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы
  2. формировать умение согласовывать слова в предложении
  3. развивать связную речь

          Физическая культура :

  1. продолжать развивать активность детей в подвижных играх

          Художественное творчество :

               1. совершенствовать приемы наклеивания готовых форм на общий лист

                   ватмана

               2. формировать самостоятельность в работе

               3. продолжать развивать интерес детей к продуктивной творческой

                  деятельности.  

Планируемые результаты :

  • узнают произведение Чуковского по строкам из текста и называют их
  • выражают положительные эмоции  (интерес, радость)
  • умеют поддерживать беседу
  • активно, доброжелательно взаимодействуют с педагогом в решении игровых задач
  • интересуются изобразительной деятельностью

Предварительная работа : просмотр слайдов «Экскурсия в дом-музей К.И.Чуковского», подготовка демонстрационного материала (книги, портрет автора, слайды), чтение произведений Чуковского, просмотр иллюстраций , мультфильмов по творчеству Чуковского, дидактические игры.

Дидактический материал : портрет Чуковского, музыкальный центр, диск с записью музыки,  книжки Чуковского, коробка с разрезанными картинками (посуда), проектор, экран, слайды с картинками(мыло, зубная паста, полотенце , тетрадь и с другими предметами), игрушечный телефон, запись телефонного звонка, игрушечный паук, нарисованное на ватмане дерево и прикрепленное к доске, клей-карандаш, салфетки, клеенки, бумажные силуэты обуви – по количеству детей).

Методы и приемы : игровая мотивация, художественное слово, дидактические игры, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, музыка, коммуникативная игра, продуктивная деятельность.

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, коллективная.

Ход:  Дети заходят в подготовленную  группу.

Воспитатель - Ребята, вы любите сказки?  Я приглашаю вас в сказочную страну одного писателя. Вот его портрет. Скажите , как его зовут?  Посмотрите на портрет Чуковского. Как вы думаете, какой это был человек? (добрый, веселый). Какой ласковый и веселый взгляд у Чуковского на портрете. Он очень любил детей и сочинял для них сказки. За это его называли «дедушка Корней».

-Прислушайтесь! (звучит музыка в записи ).

                                       -Все на свете дети очень любят сказки,

                                        Все на свете дети сказку очень ждут.

                                        Если очень любишь, если очень веришь,

                                        Сказки в гости к нам придут.

-Сказки дедушки Корнея нас зовут в гости.  Ну что, идем в страну сказок Чуковского?

По сказочной дорожке шагают наши ножки!

Дети идут за воспитателем и подходят к столику , на нем – книжка «Федорино горе» и коробка с разрезанными картинками (посуда).

- А вот и первая сказка.

Воспитатель читает : «А за ними блюдца,

                                          Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!

                                          Вдоль по улице несутся,

                                          Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!

                                          На стаканы – дзинь! – натыкаются

                                           И стаканы – дзинь! – разбиваются».

-Вы знаете эту сказку? Как она называется? (воспитатель показывает книжку детям) Правильно , «Федорино горе» . А почему посуда убежала от Федоры? (воспитатель берет коробку) . Посмотрите,  в коробке посуда вся разбитая, надо ее собрать. А как мы соберем посуду? (ответы детей).

                  Проводится игра «Собери целое из частей».

-Ребята, а Федора так и осталась неряхой?  (ответы детей). Давайте мы поможем ей помыть посуду.

        Проводится пальчиковая гимнастика:

                                Раз, два, три, четыре,

                                Мы посуду перемыли:

                                Чайник, чашку, ковшик, ложку

                                И большую поварешку.

-Хорошо поработали, присядем отдохнем. (воспитатель подводит детей к стоящим полукругом стульчикам (на ковре) , напротив экран, рядом столик с проектором , книжками«Мойдодыр» и «Телефон» , игрушечный телефон).

Воспитатель читает: «Вдруг из маминой из спальни,

                                         Кривоногий и хромой,

                                         Выбегает умывальник

                                         И качает головой»

-Как называется эта сказка? «Мойдодыр». (показывает книжку). А вы знаете , какие предметы нужны Мойдодыру? Давайте посмотрим.

                     Проводится игра «Найди лишний предмет» (показываются слайды с картинками: мыло, зубная паста, полотенце, тетрадь и т.д.). А теперь встанем и покажем Мойдодыру , как мы умываемся.

         Проводится физкультурная минутка:

                                    Льется чистая водица,

                                    Мы умеем сами мыться.

                                    Порошок зубной берем,

                                    Крепко щеткой зубы трем.

                                    Моем шею, моем уши.

                                    После вытремся посуше.

Звучит запись телефонного звонка.

Воспитатель берет телефонную трубку и читает:

                                       «А недавно две газели

                                         Позвонили и запели:

                                        -Неужели

                                         В самом деле

                                         Все сгорели

                                         Карусели?»

-Из какой сказки эти газели? Правильно, из сказки «Телефон». (показывает книжку).

                                       «Не сгорели карусели

                                         И качели уцелели.

                                         Что за глупые газели!» (кладет трубку на телефон).

-Давайте мы тоже покатаемся на карусели.

               Проводится подвижная игра «Карусели»:

                                          Еле-еле-еле-еле

                                          Завертелись карусели.

                                          А потом , потом, потом

                                          Все бегом, бегом, бегом.

                                          Тише, тише, не спешите,

                                           Карусель остановите.

                                           Раз, два, раз, два,

                                           Вот и кончилась игра!

-Ух, накатались! А нам пора идти в другую сказку.(воспитатель и дети подходят к столику, на нем книжка «Муха-Цокотуха»  и игрушечный паук).

Воспитатель читает: «Вдруг какой-то старичок

                                         Паучок

                                         Нашу муху в уголок

                                         Поволок».

-Из какой сказки этот паучок? (показывает игрушечного паука) . Из сказки «Муха-Цокотуха». Что произошло с мухой? А как муха попала в сети паука мы сейчас покажем.

                 Проводится пальчиковая гимнастика «Паук и муха»:

                            Паук свою раскинул сеть.(распрямляем левую ладонь-«паутина»)

                            Ах, как же мухе пролететь? (правая рука «порхает» перед «паутиной»)

                            Ведь у нее дома дела.

                            Искала путь, но не нашла (правая рука влетает в «паутину» и левая

                                                                            рука хватает правую)

                             И угодила к пауку. (ладони сжимаются)

-А кто спас муху, кто ей помог?

Воспитатель читает: «Вдруг откуда-то летит

                                          Маленький комарик,

                                          И в руке его горит

                                          Маленький фонарик».

-Давайте и мы зажжем фонарики.

                  Проводится коммуникативная игра «Фонарик» (дети встают в круг и «зажигают фонарики» , по очереди прикасаясь ладошкой к ладошке соседа).

-Ну а мы идем дальще (подходят к нарисованному на ватмане дереву).

Воспитатель читает: «А у наших у ворот

                                         Чудо-дерево растет.

                                         Чудо-чудо-чудо-чудо

                                         Расчудесное.»

-В какой сказке растет такое дерево? В сказке «Чудо-дерево». Это чудо-дерево придумал большой шутник дедушка Корней. А что растет на этом дереве? «Чулки да башмаки». Сейчас каждый из вас наклеит на ветки дерева то, что захочет. (дети подходят к столу и выполняют задание).

-Какое дерево чудесное у нас получилось! А нам пора возвращаться в детский сад.

                                 По сказочной дорожке

                                 Шагают наши ножки.

                                 Мы вернулись в детский сад,

                                 Вспомнить сказки каждый рад.

Рефлексия : -Вам понравилось наше путешествие?

                      -По сказкам какого писателя мы путешествовали?

                      - В каких сказках мы побывали?

Вывод:  Деятельность детей направлена на систематизацию знаний о творчестве К.И.Чуковского, закреплению навыков в художественном творчестве. Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности : коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной. Использованные методы и приемы направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности. Подобранный материал, техническое сопровождение позволяет поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.

Теоретическая основа проекта:

Чуковский К.И. Сказки. «АСТ» 2007

Чуковский К.И. Детям  «Астрель» 2007

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомство с литературой детей 3-5 лет» -М. ТЦ Сфера  

                                                                                                                                       2009 г.                                                                                                                                    

Зубарева Е. Е. «Детская литература» Издательство: Просвещение (Москва) 1989 г.                                                  

Интернет-ресурсы:

maaam. ru>Разделы сайта>Чуковский

pamsik. Livejurnal. Com>86857. html

doshkolnik. Ru>Занятия с детьми>792-viktorina

ped-kopilka.ru>vospitateljam

resobr.ru>тематический рубрикатор>45/40707

temroo.narob.ru>dok/doschkolnoe/chucovskii.dok

                             

     

                                         

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....

ПРОЕКТ по ознакомлению с художественной литературой «Сказочная страна Корнея Чуковского»(средняя группа)

Проект способствует формированию у детей  представлений о творчестве К. Чуковского:  дети узнают и называют автора и названия его сказок по иллюстрациям, по строкам из текста, драматизируют ...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...

Проект по ознакомлению с художественной литературой "Все начинается с чтения"

ГБОУ Школа № 657 ДО 2Проектпо ознакомлению с художественной литературойв старшей группеГ.Я. Снегирев  Автор проекта: Гадживердиева Р.Х.Воспитатель 1 категорииМосква...