Доклад-проект
проект по развитию речи

Мартынец Ирина Робертовна

Доклад-проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников

к истокам русской народной культуре

средствами фольклора

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д. Лихачев

   

Актуальность

В наше время с особой остротой стоит цель формирования душевного мира человека третьего тысячелетия, возобновление и расцвета культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, стремятся нити объединяющие старшее и младшее поколение. Принимая во внимание с этим поднимается вопрос про то, чтобы восстановить преемственность поколений, дать детям высоконравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения. 
любому человеку и каждому народу, чтобы жить сознательно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, познавать свое местечко в мире природы, прочих людей, иных народов. 
Духовно-нравственное образование – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и обязаны разрешить все те кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребят на этапе взросления, впоследствии станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это ступень функционального познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности грядущего гражданина. 
В связи с этим было принято постановление подготовить путь достижения в приобщении ребят к русской этнической культуре, показать значимость традиций и обычаев. Перед старшими стоит непростая задача, которая поможет восстановить связь времен, возвратить утерянные ценности. 
В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному умению стало объектом пристального внимания преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений, и традиционным для использования в практике нравственно-патриотического обучения дошкольников. 
Наша цель – обучить ребят видеть изображение высоконравственных качеств в жизни, распознавать благо и зло, отзывчивость и равнодушие. 
Приобщение ребят к народной культуре как направленность отечественной преподавательской идеи стало активно разрабатываться в 80-90 – е годы прошедшего столетия. 

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор.

Люди ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.

Детский фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народному календарю, к народным играм.

Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

 

Задачи:

Познакомить с русской народной культурой, народными играми принимать в них активное участие.

Развивать творческие способности в изобразительной деятельности.

Знакомить с художественной литературой русского народа.

Создать условия для повышения интереса к культуре русского народа.

Ожидаемый результат:

Устойчивый интерес к культуре русского народа.

Знание детьми жанров устного народного творчества; народные праздники, обычаи и традиции русского народа.

Желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности.

Проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Реализация проекта

I Этап – Подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задачи проекта, разработка плана мероприятий.

Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.

Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

II Этап – Организационный

Участники проекта:

Дети старшей/подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Создание условий для реализации проекта:   

Предметно-развивающая среда с целью ознакомления детей с русской народной культурой:

Русская изба.

Уголки в группах по приобщению детей к истокам русской народной культуры, где собран теоретический и практический материал:

  • литература для детей (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
  • аудио и видеоматериалы;
  • демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
  • дидактические игры и картотека подвижных народных игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • иллюстрации.

Формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:

Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.

Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.

Знакомство с календарными народными праздниками.

Тематические выставки детского творчества

Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне.

Оформление участков и фасада здания детского сада.

Практический:

Выставка совместных работ с родителями «Золотая Осень»

Выставка детских рисунков «Зимушка хрустальная»

Тематическая выставка народные промыслы

Педсовет: «Приобщение детей к истокам устного народного творчества».

Консультация: «Театральная игра в детском саду. Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах». «Народное искусство в быту детского сада». «Построение развивающей среды в ДОУ».

Муниципальный семинар: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами фольклора»

Чтение произведений русского фольклора:

Песенки:

  • «Наш козел…»
  • «Зима пришла…»;
  • «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»;

Заклички:

  • «Иди, весна, иди, красна…»

Календарные обрядовые песни:

  • «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
  • «Как на мысленной неделе…».

Небылицы:

  • «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины:

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Н. Толстого)
  • «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
  • «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок);
  • «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
  • «Волк и лиса» обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой;

Музыкальный репертуар:

Упражнения:

  • «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. народную мелодию «Из под дуба, из под вяза»);

Танцы и пляски:

  • «Русская пляска», (рус. нар. мелодия «Во саду ли в огороде»)
  • «Матрешки» (муз. Б. Мокроусова)

Хороводы:

  • «Со вьюном я хожу». «А я по лугу» (рус. нар. песни обр. В. Агафонникова)

Игры:

  • «Ловишка»
  • «Как на тоненький ледок»

Инсценировка сказки:

  • «Кот и лиса»;
  • «Теремок»

Игра на детских музыкальных инструментах:

  • «Во саду ли в огороде»
  • «Во поле береза стояла»

 

  Народные игры:

  • «У медведя во бору»;
  • «Гори, гори ясно»;
  • «Лапта»
  • «Два Мороза»
  • «Жмурки»

Изобразительная деятельность:

Рисование:

  • «Кукла в русском костюме»
  • «Завиток» (декоративное рисование)
  • «Расписывание вылепленной барышни»
  • «Как мы танцуем на музыкальном занятии»
  • «Сказка о царе Салтане»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Букет цветов» (декоративное рисование)
  • «Сказочный дворец»
  • «Хохломская роспись»
  • «Мой любимый сказочный герой»
  • «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи)
  • «Обложка для книги сказок»
  • «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Лепка:

  • «Петушок с семьей»
  • «Дымковская барышня»
  • «Птица» (по дымковской игрушке)
  • «Петух» («Индюк»)
  • «Конек-горбунок»
  • «По щучьему велению» (сценка из сказки)
  • «Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»
  • «Декоративная пластина»
  • «Персонаж любимой сказки»
  • «Няня с младенцем»

Аппликация:

  • «Осенний ковер»
  • «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)
  • «Праздничный хоровод»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Радужный хоровод»

 

Беседы с детьми:

  • Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
  • Беседа об осени её особенностях, приметах.
  • Знакомство с хохломской росписью, рассказ о традициях хохломской росписи.
  • Беседа о характерных особенностях зимы.
  • Показ теневого театра.
  • Беседа о рождественских праздниках святочных гаданиях.
  • Знакомство с гжельским художественным промыслом.
  • Рассказ о русских богатырях.
  • Беседа о Масленице; проводы Масленицы.
  • Беседа о русских обычаях встречи весны.
  • Беседы о русской избе и национальной кухне.

Использование методической литературы:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
  • Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным искусством»
  • Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой».
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
  • Интернет ресурсы.

Серия «Искусство детям»:

  • «Волшебный пластилин».
  • «Городецкая роспись».
  • «Дымковская игрушка».
  • «Простые узоры и орнаменты».
  • «Сказочная гжель».
  • «Хохломская роспись».

  

Охват проекта

  • Дети старшей/подготовительной группы (5-7 лет)
  • Родители
  • Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

  

Затраченные ресурсы:

  • Использование методической литературы и интернет ресурсов в разработке (конспектов занятий, бесед, дидактических и подвижных игр, досугов и развлечений);
  • Приобщение активности родителей: изготовление кокошников для девочек, пояски для подвязывания русских рубашек;
  • Помощь сотрудников детского сада и родителей в оформлении группы, музыкального зала и участка.
  • Выставка совместных поделок родителей и детей.
  • Проведение занятий, бесед, игр с детьми старшей и подготовительной групп.
  • Периодичность посещение с детьми русской избы.
  • Изготовление «Русской печки» из подручных средств.

  

III Этап – Заключительный

Проведение семинара «Развитие творческих способностей дошкольника средствами фольклора» на муниципальном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклады, проекты, конспект

Значение уголка природы и его содержание в экологическом воспитании  детейТворческий проект  для работы с детьми   по познавательно-речевому развитию "Ознакомление с тво...

Доклад проекту ознакомления дошкольников с художественной литературой "Все начинается с чтения" в рамках городской научно-практической конференции "Уголок чтения как образ мышления"

Разработанное пособие  содержит краткое теоретическое описание эффективных педагогических технологий, которые можно использовать в образовательном процессе  дошкольных учреждений для реализа...

ДОКЛАД Проект «Читаем ВМЕСТЕ» – «СУГТАА УНШАЯ».

Актуальность. Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. «Современная ситуация в этом отношении характеризует...

ДОКЛАД "Проект - это?"

Педагогический совет воспитателей....