Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

На занятии дети закрепляют знания по сказкам, с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «Золушка» г. Волгодонска.

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи                          с использованием технологии ТРИЗ  в старшей группе на тему:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ.

                                                                                             Выполнила:

                                                                                             воспитатель

гр.№2 «Сказка»

                                                                                                Лебедева О.А.

г.Волгодонск

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

Тема: "Путешествие по сказкам"

 Задачи: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ,  придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку   с персонажами из картинок. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.  Воспитывать у детей доброту, умение работать сообща, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается

Материалы и оборудование: Голубые  ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, аудиозапись, макет сказочной поляны.  

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок  К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети:  Здравствуйте.

  - Добрый день!- тебе сказали

  - Добрый день!- ответил ты.

    Как две ниточки связали

    Теплоты и доброты.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка- это волшебный мир, сказка – это чудо, сказка – это занимательный рассказ, приключения

Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: В мире много сказок

 Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку, в названии которой есть число.

Дети:

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

-Три медведя

-Трое из Простоквашино

-Три розы

-Две лягушки

-Два Мороза

(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)

Воспитатель. Ребята, лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут?

Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

Воспитатель: Загадаю вам загадку:

На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

Воспитатель:  Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: злой, зубастый

 Воспитатель:  Назовите сказки, в которых волк является главным героем?

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

Воспитатель: Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

 Богатый - бедный

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Новый – старый

Правда-ложь

Друг-враг

Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете

- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?

Дети: Гуси – лебеди

Воспитатель: Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ : Про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

Воспитатель:- В саду стояла яблонька, на которой

Дети: Висели вкусные и спелые яблочки

Воспитатель:- Яблочки были спелые и поэтому сами

Дети: Сами падали на землю

Воспитатель:- Так, как яблочки падали, бабушка

Дети: Бабушка их собирала

Воспитатель: Собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

 Дети: Варила вкусное варенье

Воспитатель:  Варенье было вкусное, поэтому

Дети: Внуки ели его прямо ложками

Воспитатель: Молодцы ребята, хороший рассказ составили.

А, что там ещё под яблонькой стоит?

 Под яблонькой чудесный сундучок

Всем ребятам он дружок

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

(сундучок открывается, из него вылетает шарик с комариками)

Воспитатель: Из какой сказки этот шарик?

 Дети: Сказка  «Тараканище»

Воспитатель: А кто написал эту сказку?

 Дети:  Корней Иванович Чуковский

Воспитатель: Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?

 Дети: Три розы, Снежная королева.

Воспитатель: В какой сказке встречается велосипед?

 Дети: Тараканище

Воспитатель: В какой сказке встречается мороженое?

 Дети: Старик- Хоттабыч

Воспитатель: Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо - плохо»

В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

 Дети: В розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку.

Мороженое вкусное, а плохо то, что можно заболеть

В велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо , что можно упасть.                                                                                                                         

Становитесь в круг, немного отдохнем.

Воспитатель : Сначала  отгадайте загадку

 –У отца есть мальчик странный - необычный, деревянный,

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.  Кто же это? (Буратино).

 А сказка как называется?

Дети: «Золотой ключик или приключения Буратино».

 Физминутка:   

 Буратино потянулся (подняться на носки),

Раз нагнулся, два нагнулся (наклониться вниз)

Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать- надо на носочки встать.(подняться на носки)

 Воспитатель:  Отдохнули! Посмотрите, что там в траве блестит? Кто это ребята?

 Дети: Царевна-лягушка

Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её

 Дети: Лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка, лягушка – вертушка, лягушка –ловушка, лягушка-лепетушка, лягушка – красотушка.

Воспитатель: Молодцы, но наша Царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

Что делает?

Кто или что делает так же?

Прыгает

Мяч

Ныряет

Утка

Плавает

Лодочка

Что прыгает так же, как лягушка — мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка — утка.

Что плавает так же, как лягушка -  лодочка.

Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её, давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с  вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Перед вами картинки из разных сказок. Мы с вами знаем уже много сказок, а сейчас я хочу предложить вам придумать собственную сказку с теми персонажами, которые нарисованы на   картинках. Сначала начну я, а вы будете придумывать сказку дальше.

Д/И «Салат из сказок»

Теремок  =  дед  =  курочка ряба  =  баба-яга  =  печка  =  медведь.

 Воспитатель:  Стоял в поле (теремок)

Воспитатель:  Как вы думаете, кто бы мог там жить?

Дети: Дед

Воспитатель: У деда могла  жить?

Дети: Курочка - Ряба

Воспитатель: А кто бы мог пролетать мимо дома?

Дети: Баба-Яга

Воспитатель: И захотела баба яга курочку съесть.

А чтобы съесть Курочку - Рябу, растопила она…

Дети: Печку

Курочка Ряба, испугалась, закудахтала. Как вы думаете, кто мог её услышать

Дети: Медведь

Воспитатель: Услышал медведь курочку, пожалел, и что он сделал?

Дети:  Спас  Курочку Рябу

Воспитатель: И кому он отнёс Курочку Рябу?

Дети: Деду

Воспитатель:  А теперь, давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?

 Стоял в поле теремок. Жил был в теремке дед, и была у него Курочка Ряба. Летела мимо теремка баба яга, увидела курочку и схватила её. И захотела Баба Яга курочку съесть, растопила она печку. Курочка Ряба испугалась, закричала, закудахтала. Мимо проходил медведь, услышал он курочку, ему стало её жалко и спас он курочку от Яги. Отнёс он курочку деду, дед обрадовался и поблагодарил медведя, угостил его медом.

  Воспитатель:  Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите,  лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам картинки с изображением разных сказок, но ее друг рак своими клешнями эти картинки разрезал на части. Соберете картинки из частей?  Становитесь по парам, поможем лягушке. (Дети собирают картинки из частей)

 Воспитатель: Молодцы, ребята.  Сказки вы знаете, картинки собирать умеете. Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось?  Что показалось трудным? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок.   А  нам пора возвращаться в детский сад.