«Экспериментальная деятельность учителя - логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ».
статья по развитию речи

Черкашина Марина Петровна

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. 

   В последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. У таких детей  ведущими неблагоприятными факторами оказываются низкий уровень любознательности, плохая восприимчивость нового.

   В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Коллектив педагогов МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» на практике убедился в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

   Учителя-логопеды  нашего детского сада с целью повышения  эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми  используют экспериментальную деятельность со словом в трёх основных формах: занятие; совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей, родителей с детьми; самостоятельная деятельность детей, которая направлена на исправление дефектного звукопроизношения, развития мыслительной деятельности и связной речи.

Этапы экспериментальной работы:

1. Предварительная работа: ввести детей в проблемную ситуацию,  доступную по имеющему у них опыту; формировать устойчивый интерес к экспериментальной деятельности; определить круг актуальных и посильных задач.

   Проводится  беседа с детьми  «Моя экспериментальная деятельность». Подбираются увлекательные экспериментальные задания со словом для детей с речевой патологией. Создаётся необходимая развивающая среда в группе. Оформляется и оснащается уголок экспериментирования разнообразным материалом и индивидуальными карточками, заводятся индивидуальные тетради - каждому ребёнку. Проводятся консультации, семинары-практикумы для воспитателей, родителей (предлагаются памятки), как лучше организовать  экспериментальную  деятельность  с детьми дома. [2, с. ]                              

2. Исследовательский: формировать знания, умения, навыки в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

   Проводятся комплексные занятия с элементами экспериментирования в зависимости от этапа работы.  Они содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности. Дети знакомятся с разными заданиями и упражнениями. Дошкольники  могут не просто учиться, а практиковать, экспериментировать, добывая знания. [2, с. ]

3. Заключительный: получить те результаты, которые были заранее определены взрослым.

   Закрепляется последовательность действий, фиксируются этапы  и результаты графически,  делается вывод. Оформляется фотоальбом «Мы экспериментаторы слова»; устраиваются выставки «Детских достижений». [2, с. ]

   С помощью экспериментальной деятельности можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду, сделать  своими помощниками, единомышленниками в коррекционно-развивающем процессе.  

   У каждого ребёнка есть своя индивидуальная тетрадь. В ней учитель-логопед заранее расписывает задание, которое подбирается с учётом возраста, интереса и способностей каждого ребёнка. Их дети вместе с родителями выполняют, оформляя  дома.

   В уголке экспериментирования  дети могут самостоятельно выполнять практические задания, экспериментировать, обсуждать результаты друг с другом, воспитателями и родителями, фиксировать их на карточках или в индивидуальных тетрадях. Самые интересные моменты фотографируются и помещаются  в фотоальбоме. [1]

      Материалы в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Кроссворды», «Ребусы»,  «Развивающие игры», «Изографы», «Индивидуальные карточки».                                                                                                                  

      Итогом работы являются результаты проведённой диагностики, которая  показывает уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью, эффективность сотрудничества учителя - логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей  и подготовки их к школе. Экспериментальная деятельность  со словом учителя – логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ не является завершенной, она требует дальнейшего совершенствования, т.к. есть динамика и достигнуты позитивные результаты.

    Список литературы:

  1. Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении/Логопед в детском саду. №1,2005г.
  2. Миккоева Н.В. Возможности использования экспериментирования в подготовке к школе детей с ОНР/Логопед сегодня. №4,2009г.
  3. Смирнова О. Опыт реализации проектной модели/Дошкольное воспитание. №8, 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров

Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам  по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...

Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками на логопедических занятиях.

Ни для кого не секрет что в настоящее время наш цифровой, компьютерный мир упрощает, сокращает, уподобляет, делает скудной великий русский язык. Люди пользуются многочисленными сокращениями и привнесе...

Использование логоритмики в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоров...