Конспект открытого занятия "Литературный Петербург"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Десятскова Наталья Львовна

Открытое занятие по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_literaturnyy_peterburg.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

«Литературный Петербург»

19 ноября 2019 г.

Группа «Капельки»,

Воспитатель Десятскова Н.Л.

Цель: развивать у детей интерес к родному городу посредством литературы

Задачи:

-образовательная: способствовать закреплению умения подбирать прилагательные, способствовать активизации словаря, актуализировать знание детей о Петербурге.

-развивающая: создать условия для развития интонационной культуры речи, речевого слуха, внимания, развитие общих речевых навыков, развитие координации речи с движением, развитие образного мышления, логики и умения нестандартно воспринимать графическое изображение, развитие монологической, связной речи.

-воспитывающая: воспитание вежливости, уважительного отношения к окружающим, любви к родному городу, чувства гордости за него; умения следить за развитием действия.

Интеграция образовательных областей: речевой, социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Оборудование: наглядные пособия (картины с изображением различных видов Санкт-Петербурга), самостоятельно изготовленные пазлы, костюмы и декорации для инсценировки, запись музыки.

Ход:

1. Звучит «Гимн Великому городу». Дети встают в круг.

2. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    Мы готовы поиграть, можно встречу начинать.

3. Сегодня мы отправимся на прогулку по городу, в котором мы живем. Как он называется? (Ответы детей). Правильно, Санкт-Петеребург.   Игра «Люблю по городу гулять».

4. Садимся в кружок. Давайте вспомним,  где же мы гуляли.  Где-то в группе спрятались те места, где мы побывали. Их нужно найти и назвать. Когда все собрано, начинается дидактическая игра «Продолжи словечко и найди картинку». Ведущий кидает мячик, ребенок отвечает.

Невский… (проспект), Зимний.. (дворец), Нева… (река), Дворцовый… (мост), Садовая… (улица), Исаакиевский… (собор), Петропавловская… (крепость), Медный…. (всадник), Нарвские…(ворота), Летний… (сад)

5. Кстати, что мы знаем про летний сад? Сейчас расскажем.

 Сценка: дети в кругу, один мальчик внутри круга изображает памятник, двое детей за кругом рассказывают отрывки из стихотворений

1)«Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград»

2)«Не спеши, остановись,

Повнимательней вглядись:

Лучшая из всех оград

Украшает Летний сад.»

Решетка летнего сада – это один из символов нашего города. Легенда про англичанина.

6. Посмотрите-ка внимательно, за оградой летнего сада находится памятник И. А. Крылову. Иван Андреевич жил в нашем городе очень давно, 200 лет назад. И писал он не сказки, не стихи, не повести, а что? (ответы детей) Правильно, басни. Что это такое – басни, вы знаете? (ответы). Правильно, это поучительные истории в стихах, которые высмеивают плохие качества в человеке.

Переходим к столу.

Давайте-ка разделимся на две команды. Игра «Собери картинку». За каждый правильный ответ на вопрос выдается часть изображения. Одной команде – лисы, другой – вороны.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона)

В: Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка) .

В: Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

В: В каких сказках можно встретить лису? (ответы детей)

В: Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

В: В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?

В: Ворона в сказке «Снежная королева», какая? » (королевская, умная, придворная)

Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона.

Вы догадались, о какой басне идет речь?

Басню читает воспитатель, дети сидят полукругом. Двое заранее знают слова лисицы и вороны.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица! »

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Короткая беседа по смыслу басни, ответы на вопросы.

В: Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

В: Чему нас учит басня?

Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам.

7. Приглашаю детей снова перейти на ковер. «Мы с вами дальше пойдем гулять по городу. От летнего сада перейдем по мостику через реку. Как, кстати называется главная река нашего города? Правильно, Нева.

Будем с вами строить мосты и давать им названия.

Игра под музыку. Пока музыка звучит волнуемся, как вода. На хлопок находим пару – делаем мост. На два хлопка снова волнуемся. Последний раз музыка останавливается и дети по очереди называют свой мост (Дворцовый, Троицкий, Благовещенский, Володарский, Вантовый, Петра Великого, Биржевой, Тучков).

8. Перейдем по мостикам на остров.

Воспитатель: Жил давно в Росии царь

Очень мудрый государь

Он на троне не сидел

Делал за день по сто дел

Одержал побед немало

Мореходом был бывалым

Он и плотник и кузнец

Кто был царь то, удалец?..

Правильно, Петр 1. И по легенде пришел тот царь на этот остров  и прыгнул к нему на сапог заяц и назвал он этот болотистый остров  - как?- Заячий. И построил на нем крепость. Как она называется? – Петропавловская.

Игра «По болоту Петр шел»

9. А там недалеко жил замечательный писатель С.Я. Маршак

Пальчиковая игра «Кошкин дом»

Какое это произведение С.Я. Маршака? Правильно, мы читали его и очень хорошо знаем. Расскажите нашим гостям  коротко о чем оно? Дети рассказывают.

10.Воспитатель: С.Я. Маршак переводил с английского языка веселые песенки. Некоторые из них мы знаем и поем, например «Дуйте, дуйте ветры…» (делаем все вместе в кругу) или «Эй, кузнец, молодец…»

А некоторые вам сейчас покажем. Инсценировка.

Автор, королева, кошка, мышка

Коврик, ребенок с ушками и хвостом, плащ и корона.

«Где ты была сегодня, киска?...»

11.Вот такие истории. Но мы пойдем дальше гулять по городу, в котором много разных домов, дома стоят на улицах. Как, кстати, называется улица, на которой находится наш детский сад?

Игра. Давайте представим, что мы идем по улице. Как много разных домов. Посмотрите направо, какой красивый дом – давайте удивимся!

Посмотрите налево – там дом некрасивый, серый. Какое чувство он у вас вызывает (печаль, огорчение). Покажем.

Посмотрите прямо – это ваш родной дом. Какое чувство? (Радость)

12.Садимся в круг.  Игра с мячом «Дома бывает разные»

Из кирпича – кирпичные,

из дерева, панелей, стекла, бетона, глины, соломы, льда, камня?

13.Пальчиковая игра: «Строим дом».

14. А вот какой дом построил себе Джек. Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек»

15. Мы с вами живем в маленьком городе, который является частью города Санкт-Петербург и называется он Царское село или город Пушкин. Почему он называется Пушкин? (ответы)

Да, Пушкин учился, жил , часто приезжал сюда, Гулял по аллеям парка и сочинял свои прекрасные стихи и сказки. И мы знаем и любим его произведения.

16.«Кто больше?» Все дети знают стихотворение «У Лукоморья…» Читаем наизусть хором и даю задания. Назовите сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …»  По очереди.(Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей)

17.«Доскажи словечко»

  1. Ветер по морю гуляет и кораблик (подгоняет)
  2. Он бежит себе в волнах на поднятых (парусах)
  3. Лебедь около плывет, злого коршуна (клюет)
  4. Белка песенки поет и орешки все (грызет)
  5. И очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три (богатыря)
  6. Все равны как на подбор, с ними батька (Черномор)
  7. Месяц, месяц мой дружок позолоченный (рожок)
  8. Ветер, ветер, ты могуч ты гоняешь стаи (туч)
  9. Жил-был поп, толоконный (лоб)
  10. Пошел поп по базару посмотреть кой какого (товару)
  11. Петушок с высокой спицы стал стеречь его (границы)
  12. Подари ты мне девицу Шамаханскую (царицу)

18.«Распутай предложение»

У дуба зеленого Лукоморье.

Море по ветру гуляет.

Кораблик толпится на корабельщиках.

Золотой орех грызет белку.

Пристань палит с пушек.

Шмель оборотился князем.

Флот велел снарядить царя.

Терем набрел на царевну

19.«Ответь правильно»

Скорлупки у орехов простые или золотые?

Лебедь просто птица или девица-царица?

Остров Буян или Баян?

Белка орех клюет или грызет?

Дуб возле подворья или у Лукоморья?

Русалка на ветвях или на волнах?

Царевич Алексей или Елисей?

Зеркальце умело говорить или кормить?

Старик поймал рыбку или улитку?

Рыбка желания исполняла или приказы отдавала?

Петушок царство охранял или всех клевал?

Петушка царю подарил мудрец или стрелец?

20. Рефлексия. По какому городу мы гуляли? Каких писателей встретили? Что писал Крылов, какую басню мы знаем? Какие произведения Маршака мы узнали? Почему наш город носит имя Пушкина?

21.Есть много других авторов, которые жили и живут и творят в нашем городе на Неве. А закончить мы хотим стихотворением Пушкина, которое выражает наше отношение к городу муз (Читает Мирослав).

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Путешествие на речном трамвайчике». Область "Социально-коммуникативное развитие""

Уважаемые коллеги! Представляю свою разработку открытого мероприятия, посвящённую Дню рождения Санкт-Петербурга. В увлекательной игровой форме дети закрепляют знания о роном городе, формируют чувство ...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».

Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать  у дошкольников интерес к истории и куль...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».

Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать  у дошкольников интерес к истории и куль...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности детей и взрослых. КВН: «Достопримечательности Санкт - Петербурга» для старшей группы с использованием современных технологий.

Воспитание патриотизма играют большую роль в развитии растущего поколения.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Конспект открытого занятия "Санкт-Петербург - город моей мечты"

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.....