Лексическая тема "Птицы"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Осипова Екатерина Юрьевна

Материал может быть использован для ознакомления с окружающим миром,занятийпо речевому развитию дошкольников старшей группы,для коррекционной работы с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_st.gruppa.docx897.45 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. Рассмотри картинку и расскажи что сначала,что потом:

https://i.pinimg.com/736x/c6/62/98/c66298a0efe7584ba11fa2b89b4a600a.jpg

Задание   2. Рассмотри картинку и назови части тела птицы:
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c6e/0007385d-76e14fbd/img1.jpg

http://co8tula.ru/upload/iblock/e66/e66f88c888af6e3574c4540c86f14342.jpg

Лексическая тема : Зимующие и птицы.

Пальчиковая гимнастика :         

Филин          

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу:-бу.

Руки в кулачок, прижаты.

Большие пальчики – вверх (ушки),

указательные пальцы вместе:

 они выставлены на вас (нос).

                                                  Птичка                                                                  

 Пальчики - головка,  

Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Птенчики в гнезде.                        

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Развитие слухового внимания:

Птички - невелички.

Прочитайте рифмовку:

Синичка, синичка, воробью сестричка:

Тинь – тинь – тинь.

Воробей – воришка залез в амбаришко:

Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:

Тук – тук – тук.

Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.

Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.

Задание 3.

Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете?

( не менее 5)

Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова-названия зимующих птиц  (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, КЛЁСТ, СОВА, ДЯТЕЛ, СВИРИСТЕЛЬ.

Задание 4.

Назови ласково:

 СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. СОВА -…….., СВИРИСТЕЛЬ -……, ЧИЖ -…….. , ЩУР…..,

ВОРОНА -………….., СОРОКА-…………,ГАЛКА-……. и  т.д.

Задание 5.

     Игра «Скажи  наоборот» (подбери слово):

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Задание 6.

 

Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

 «Снегирь»

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие , что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

 По Ю. Дмитриеву.

Вопросы:

1. Как выглядят снегири?

2. Когда появляются снегири ?

3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?


Задание 7.

  1. Подбери признак (не менее трех признаков): синичка (какая?) — …
  2. голубь (какой?) –
  3. сорока(какая?)-
  4. снегирь (какой?)-
  5. ворона (какая?)-
  6. воробей (какой?)-
  7. синица(какая?)-

    Задание 8.
     Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

ворона – нет вороны

 дятел — …

птица — …

 перо – ….

 клюв — …

 гнездо -….

Задание 9

Игра «Кто самый внимательный?

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме

«Зимующие птицы».

2. Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение,

затем просит их постараться вспомнить, названия  каких птиц в нём встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

КОРМУШКА

Мне в проталинку видна

 Горстка жёлтого пшена.

 Крошки хлеба вижу слева,

 Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая  синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

 Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

 Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

 Пожалей, снегирь, мой нос:

 Он к стеклу совсем прирос!

Лексическая тема: Перелётные птицы.

Пальчиковая гимнастика:

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка –

 Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки

 Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

 Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись, прилетели

 Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».

«ласточка»

Ласточка, ласточка,

 Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

 - За морем бывала

Весну добывала.

 Несу, несу

Весну- красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Задание 1.

«Четвертый лишний» 

Цель: учить классифицировать птиц по признаку  «зимующие» - «перелетные». 

  • Воробей, ласточка, сорока, синица. 
  • Голубь, дятел, снегирь, грач.
  • Сорока, воробей, соловей, дятел.
  • Ворона, скворец, сова, галка.
  • Клёст, воробей, свиристель, кукушка
  • Трясогузка, лебедь, аист, ворона.
  • Соловей, мухоловка, малиновка, клёст
  • Дятел, журавль, поползень ,синица.
  • Ворона, свиристель, воробей, стриж.

Задание 2.

«Один – много»

Грач - грачи - много грачей.

Стриж -- стрижи - много стрижей.

Скворец - скворцы - много скворцов.

Гусь - гуси - много гусей.

Утка - утки - много уток.

Ласточка - ласточки - много ласточек.

 Гнездо - гнёзда - много гнёзд.

Задание 3. 

«Подскажи словечко».

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Он весной поёт красиво,

 Звонко, весело, игриво!

 Угадай-ка поскорей,

Что за птичка?… (соловей)      

 Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам… (грачи)      

 Высоко под облаками,

 Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

 Песнь заводит… (жаворонок)      

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

 А зовут.ее,… (кукушка)

Задание 4. 

https://i09.fotocdn.net/s121/8a64a89468cc576f/public_pin_l/2762367582.jpg

https://i09.fotocdn.net/s121/34b5c10c43d2acb5/public_pin_l/2762367585.jpg

Задание 5.

Рассмотри картинку и расскажи о птицах(Место обитания, чем питаются)

http://2.bp.blogspot.com/-nvEK1_OUQ8k/UlgdIYfaV6I/AAAAAAAADZI/w7StQAyUjvs/s640/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.png

Задание 6.

Узнай птицу по силуэту и назови.

. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ce5/0004180c-71253599/hello_html_788ef372.jpg

Задание7.    Отгадай загадку 

Верст не считали,

По дорогам не езжали,

А за морем бывали.

                        (Перелетные птицы)

 Гости приходят весной,

А уходят осенью.

                        (Перелетные птицы)

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…  (Скворец)

 Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

                               (Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

                                     (Грач)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

                                      (Грачи)

 На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

                                       (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

                                     (Соловей)

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет.

                                      (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                                      (Ласточка)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.            

                                       (Аист)

 Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её …

                                    (Кукушка)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

                                     (Кукушка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...