НОД по Развитию речи для детей 3-4 лет "Моя семья, мой дом".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Долотова Елена Владимировна

Цель: Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Формировать понятия: мой дом, моя семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_moya_semya_moy_dom_-_ispravlennyy.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 143 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет

по (речевому развитию)

На тему: «Моя семья, мой дом.»

для детей второй младшей группы

Воспитатель

первой квалификационной категории:

Долотова Е.В.

Санкт-Петербург

2020 год

Цель Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Формировать понятия: мой дом, моя семья.

Задачи:

  1.  Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «родственники», «семья».
  2. Развивать, обогащать речь, используя прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать доброе отношение к близким людям, чувство заботы в семье.

Материалы и оборудование: Игрушка Сова, художественная литература: «Мама всегда рядом» Вероник Каплэн, Мишель Деруйё, «Баюшки-Баю» народные потешки сборник Н.Вессель., наглядно-дидактические картинки (дом, мама, папа, бабушка, дедушка, семейные в разных моментах времяпрепровождения,  птичка-гнездо, белка-дупло, собака-будка).

Предварительная работа: Беседа о семьях воспитанников, прослушивание песни «Бабушка с дедушкой рядышком», чтение художественной литературы «Хочу к маме» Джулия Дональдсон и Аксель Шеффлер, «Мама всегда рядом» Вероник Каплэн, Мишель Деруйё, рассматривание картин, иллюстрации, этих книг.

Предполагаемый результат: Сформировать желание и заботу о своих близких, теплого, семейного уюта.

Ход деятельности

Первая часть (вводная):

В: Здравствуйте ребята! (Здравствуйте).

Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставим руки на пояс и произнесите слова: «Влево-вправо повернись и друг другу улыбнись !». А теперь садитесь на свои стульчики. Тук Тук!!!!

Основная часть

Воспитатель  обращает внимание детей на птенца.

В: Ой, смотрите, кто-то там сидит возле ёлочки. Воспитатель подходит к ёлке, берет птенца с книгой.
В: Это птенец! Кажется, он не может сказать нам человеческим языком, я думаю, нам книга расскажет о нем.

Воспитатель показывает книгу детям и прочитывает отрывок из книги.

«Меня зовут Иви, и я –совенок. Мы с мамой и папой живём в дупле старого дерево. Днём мы спим, а ночью папа отправляется на охоту. Мама остаётся со мной – я ещё маленький, и она боится что со мной может что-нибудь случится. С маленькими часто что-нибудь случается...»

Вторая часть (основная):

Воспитатель: 

-Ребята кто это?  

ответы детей

-Как его зовут?

Ответы детей

-Где он живет с мамой и папой?

Ответы детей

-Что делает папа?

Ответы детей

-Откуда летит папа?

Ответы детей

-Что делает совенок?

Ответы детей

-Что делает мама совенка?

Ответы детей

Также ваши мама и папа, ваши родители, заботятся о вас!
предполагаемые ответы детей: покупают игрушки, обнимают, готовят/кормят …)

В: Посмотрите, семья совенка живет в дупле. Где живет ваша семья?

предполагаемые ответы детей.. и затем (воспитатель показывает наглядные иллюстрации домов), на какой из этих домов похож ваш дом? (выбор дома детьми). Давайте в наш дом заселим наших родителей, маму и папу и конечно детей. (прикрепляем на доску возле дома маму, папу, детей).
Воспитатель: Ребята, вот так мы познакомились с совенком Иви. Давайте совёнок с нами побудет немного, мы ему расскажем  о своей  семье, но недолго, так как его мама и папа будут волноваться!
В: Ребята, и у меня для вас есть книга!  (воспитатель показывает иллюстрацию из книги русские народные потешки).

-Кто здесь изображён? (бабушка)

-Кто вокруг неё веселится и играет? (дети, внуки)

Воспитатель: Правильно мы для наших бабушек внуки и внучки. Когда внуки приезжают к бабушке, они весело проводят время вместе! (читаю потешку)

«Ладушки»

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

Поели, поели,

Домой полетели,

На голову сели,

Ладушки запели!

В: Давайте нашу бабушку тоже заселим в наш дом!

(прикрепляю картинку бабушки на доску возле дома)

В: В доме живут мама, папа, дети, бабушка..., кого не хватает? (дедушки).

ОН всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш дед!»  

 (прикрепляю картинку дедушки на доску возле дома).

Воспитатель: Посмотрите ребята на доску, кто живёт в нашем доме? (мама, папа, бабушка, дедушка). Как одним словом можно всех назвать? (семья, родственники).

Воспитатель: Правильно ребята, а давайте покажем всю семью на ладошках?

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

Игра «Скажи ласково»
Воспитатель:
 В семье к друг другу обращаются ласково, нежно, потому что любят друг друга, например, брата можно назвать «братишка», «братик». (воспитатель называет слово и бросает мяч, дети ловят мяч и называют это слово ласково.)

Дочь – дочечка, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папуля.

Мама – мамочка, мамуля.

Бабушка – бабуля.

Дед – дедушка, дедуля.

Сестра – сестрёнка.

Брат- братишка.

Воспитатель: Молодцы, Вы у меня добрые и любящие свою семью дети!

Игра «Кто где живёт?»

В: Ребята, поиграем в игру «Кто где живёт?» (Да) Тогда на картинку посмотрите, кто это? назовите.

ответы детей (Птица).

Воспитатель: Где живет птица?

ответы детей (В гнезде).

Воспитатель: Из чего оно построено?

ответы детей (Из веток, травинок, пуха).

Воспитатель: Кто построил гнездо?

ответы детей: (Птица сама)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Кто это?

ответы детей:  (Белка).

Воспитатель: Где живет белка?

ответы детей:  (В дупле)

Воспитатель: Кто построил белке дупло?

ответы детей:  (Сама нашла в старом дереве)

Воспитатель: Умнички. Кто это?

ответы детей:  (Собака)

Воспитатель: Где живёт собака?

ответы детей:  (В будке)

Воспитатель: Кто построил собаке будку?

ответы детей:  (Человек)

Воспитатель: Ребята скажите, а где живет ваша семья?

Ответ детей: (В квартире, доме)

Воспитатель: А кто строит дом?

Ответ детей: (Строитель)

Воспитатель: Из чего построен наш дом? (воспитатель показывает на доску где прикреплён дом с членами семьи).

Ответ детей: (Из кирпича, камня, бетона, дерева, стекла..)

Воспитатель: Правильно ребята. (Прикрепляет на доску картинки строительных материалов).

Воспитатель: А сейчас приготовили руки, мы с вами превратимся в строителей и поиграем в игру «Я хочу построить дом».

Пальчиковая игра:

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Воспитатель: Дети посмотрите теперь мы знаем кто живет в нашем доме- это большая семья! А когда собирается вся семья вместе? (показываю картинки с семьёй в разных ситуациях).

Дети: Предположения детей.

Воспитатель:

 Слово СЕМЬЯ – родное,

В доме всегда тепло,

Пятеро нас или трое –

Вместе мы бедам назло!

Третья часть – итоговая. 

Рефлексия:

Кто к нам в гости прилетал? (совёнок)

Как его звали? (Иви)

Кого мы поселили в нашем дом? (маму, папу, бабушку, дедушку)

Кто строит дом? (строитель)

Из чего строят дом? (перечисление строительных материалов

В: Молодцы ребята ,а теперь попрощаемся с нашем совёнком, ему пора к маме и папе, а то они будут волноваться, скажем дружно До свидания! А вы если хотите можете взять бумагу и мелки и нарисовать свою семью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей I младшей группы с использованием фольклора «ПЕТУШОК И ЕГО СЕМЬЯ»

Учить детей выразительно читать потешки с помощью воспитателя. Развивать и обогащать речь детей словами и строками народных поэтических творений. Закреплять способность подражать игровым действи...

"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий

Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...

Развитие речи у детей с аутизмом в семье

Как развивать речь у аутистов...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ «Дружная семья»

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ ...

Развитие речи у детей с аутизмом в семье.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развити...

Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста «Моя Семья»

- Помочь детям понять родственные отношения в семье.- Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает;- Развивать мелкую моторику;- Воспитывать интерес и уважительное отношен...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста «Дружная семья».

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста....