Диагностика уровня речевого развития О.А.Безрукова, Каленкова О.Н.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Холодова Татьяна Александровна

Данная методика позволяет оценить речь по таким параметрам

- сформированность лексической системности;

- сформированность грамматической компетенции;

- сформированность фонологической компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dignostika_rechi.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4-5, 5-6, 6-7 лет (Безрукова О.А., Каленкова О.Н.) Выполнил а Холодова Т.А, .

Слайд 2

Методика разработана с целью: определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Позволяет оценить речь по таким параметрам сформированность лексической системности; сформированность грамматической компетенции; сформированность фонологической компетенции

Слайд 3

Тестирования делят на три возрастные группы для детей 4-5,5-6, 6-7лет. СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ( 6-7 лет) 1.Беседа Цель: для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире . Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твоих родителей (маму и папу)? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Назови своих любимых сказочных героев. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? Какие города ты знаешь? Какие деревья растут в лесу? Какие животные дают нам молоко? Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем? Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

Слайд 4

Блок 1 сформированность лексической системности Цель: оценивание речи по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами. 1 задание Назови что ты видишь на картинке? А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1) . Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2). В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3). Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4). Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пиа­нист (лист 6-5).

Слайд 5

Блок 1 сформированность лексической системности 2 задание Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов . Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6). 3 задание Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом. Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист

Слайд 6

Блок 1 сформированность лексической системности 4 задание . Догадайся, какое слово будет следующим. Слова: Корова — бык, курица — ? Утка — утёнок, лошадь — ? Птица — гнездо, пчела — ? Гвоздь — молоток, шуруп — ? Длинный — короткий, широкий — ? 5 задание Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Слайд 7

Блок 1 сформированность лексической системности 6задание . Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них

Слайд 8

Блок 1 сформированность лексической системности 7 задание . Закончи предложения. Курам нужен курятник, а муравьям — ... На гармони играет гармонист, а на балалайке — ... Хлеб хранят в хлебнице, а соль — ... Двор убирает дворник, а часы чинит — ... Белка живёт в дупле, а пчёлы — ... 8 задание Ответь на вопросы. Какие носки мы называем шерстяными? Какую шишку мы называем еловой? Какое платье мы называем бальным? Какую одежду мы называем домашней? Какой суп мы называем вермишелевым? Какой сок мы называем томатным? Какой торт мы называем ореховым? Какое дупло мы называем беличьим?

Слайд 9

Блок 2 сформированность грамматической компетенции Цель: определение уровня сформированности словоизменительных и словообразовательных навыков и умений. 9 задание Послушай слова и скажи, почему эти предметы так на­зываются. Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковы­жималка, сороконожка. 10задание Растолкуй значение слов: печник, коровник, виноградник, воротник; соусница, учительница, больница; водитель, зритель, победитель, выключатель . 11 задание Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько. пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев , пять баклажанов, пять шишек

Слайд 10

Блок 2 сформированность грамматической компетенции 12 задание Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы? Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз Б. Из каких цветов сплетены эти венки? Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок .

Слайд 11

Блок 2 сформированность грамматической компетенции 13 задание Назови иначе. Образец: Хвост лисы — лисий хвост. Голова барсука — ... Уши зайца — ... Шерсть овцы — ... Голова осла — ... Хвост белки — ... Грива льва — ... Уши телёнка — ... Лапы индюка — ... 14 задание Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака. Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана , щенок — из-под шкафа, собака - из-под стола .

Слайд 12

Блок 2 сформированность грамматической компетенции 15 задание . 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные. Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок. А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном. Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана

Слайд 13

Блок 2 сформированность грамматической компетенции Задание 18 Догадайся , какое слово будет следующим. Сахар — сахарница, масло — ... Очки — очечник, мыло — ... Трактор — тракторист, экскаватор — ... Гитара — гитарист, скрипка — ... Летать — лётчик, учить — ... Носить — носильщик, строить — ... Тигр — тигрица, заяц — ... Задание 17 . Повтори предложения, не меняя слова местами. Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке. Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад. Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом. Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом. Задание 18. Закончи предложения. Лена ходила в лес, чтобы ... Автобус сломался, поэтому... Ребята ходили в цирк, который ...

Слайд 14

Блок 3 сформированность фонематических процессов Ц ель : обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи . Задание 19 . А. Повтори слова и словосочетания: слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик. Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па ; ася-аща-ася ; шва-шва-жва ; кра-гра-кра ; сан-цан-цан ; мё-мо-мо ; аня-ана-аня . Задание 21. А . Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо. Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. »? Задание 22 . А . Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус »? Задание 23 . Повтори слоги с различным ударением: дон -дон-дон, дон -дон -дон, дон-дон -дон; ся -ся-ся , ся-ся -ся , ся -ся -ся .

Слайд 15

Блок 3 сформированность фонематических процессов »? Задание 24 . Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье. Паша принёс книгу в воскресенье? Паша принёс книгу в воскресенье? Паша принёс книгу в воскресенье? Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы. Лена была вчера в школе? (Да, была.) Папа принес эти цветы? (Да, папа.) Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.) Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

Слайд 16

Блок 4 сформированность СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ Цель: оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повество­вательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. Задание 26 . Послушай рассказ и ответь на вопросы Задание 27 . Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). Задание 29 . Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил .

Слайд 17

№ тестовых заданий Параметры оценки 1 блок 2 блок 3 блок Количество баллов 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Макс. Реальн. Знания об окружающем мире 12 12 Состояние лексикона Объем словаря аудирование 4 101 говорение 44 10 5 5 5 Системная организация словаря аудирование 9 говорение 4 10 5 Грамматическая компетенция Словообразование аудирование 4 5 5 96 говорение 5 5 5 5 Словоизменение аудирование 8 6 говорение 8 8 Синтаксис аудирование 5 8 6 говорение 5 8 Фонологическая компетенция Фонематика аудирование 8 10 60 говорение 6 5 Просодика аудирование 3 3 говорение 6 3 Звуковой анализ и синтез 6 10 Звукопроизношение Психологическая база речи Вербальная память 44 10 118 Словесно-логическое мышление 4 9 10 5 8 Речевое внимание 5 6 5 6 3 3 Максимально 12 187 119 69 Реально ИТОГО Максимально — 387 Реально Сводная таблица определение уровня речевого развития ребенка

Слайд 18

Данная диагностика позволили существенно расширить и углубить представления об устройстве и функционировании речеязыкового механизма в условиях нормы и речевой патологии.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей средней группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

Многие учителя-логопеды используют  методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста авт. О.А.Безруковой, О.Н.Каленковой.  Для того, чтобы было удобно подсчитывать ре...

Определение уровня речевого развития детей 5-6 лет (по методике Безруковой О.А. и Каленковой О.Н.)

Диагностическая методика определения уровня речевого развития детей 5-6 лет с использованием ИКТ....

Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника

В данном материалле представлена подробная интерпретация диагностики сторон развития речи дошкольника....