Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валентина Анатольевна Тучина

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gotovyy_kosmos.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78»

Конспект открытого занятия по развитию речи

в старшей группе на тему «Космос».


Учитель-логопед:

Тучина Валентина Анатольевна


Энгельс

Конспект открытого занятия по развитию речи

в старшей группе на тему «Космос».

Цель: Обучение составлению рассказа по мнемотаблице.

1.Образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Космос», закрепить знания о первом космонавте Ю.А. Гагарине; упражнять детей в подборе слов-определений; формирование умения строить предложения; учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем,используя наглядную схему-образец; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия, находить смысловые несоответствия, аргументировать свои суждения. уточнить значение слова «Посуда», учить самостоятельно образовывать названия посуды;

2 Развивающие: развитие связной речи, внимания, память, мелкой и  общей  моторики, логического мышления.

3.Воспитательные: формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма; воспитывать любовь к родной планете.

Оборудование: ПК, проектор, экран,  космический корабль, мольберт, магниты, предметные картинки: солнце, звёзды, планета, ракета, портрет Ю.А. Гагарина, инопланетянин, 2 разрезные картинки «Сатурн», мяч, разрезная картинка « Солнце», календарики


Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть (создание благоприятного климата, постановка проблемы)

Здравствуйте, ребята!
Сегодня я снова рада вас видеть. Обратите внимание, как много сегодня гостей в зале. Поздоровайтесь с ними.

А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!», «Здравие желаю», а значит пожелали здоровья.  

Ребята, сегодня пришло видеосообщение. Вам интересно узнать, что в нем? Посмотрите на экран.

Видео: «Здравствуйте, ребята! Я солнечный человечек, зовут меня Дудик. Мы, солнечные человечки, просим вас о помощи. Вчера в нашей галактике поднялась космическая буря, пошёл космический дождь, астероиды столкнулись и произошел космический взрыв! Солнце раскололось на куски, разлетелось на разные планеты. Теперь мы, солнечные человечки разбросаны по планетам. Сейчас планеты движутся беспорядочно, они теперь могут столкнуться!!! Помогите нам собрать солнце! И навести порядок в Космосе!!!

- Ребята, что же делать? Поможем солнечным человечкам?

Для этого нам необходимо отправиться в Космос.

Дети здороваются.
Ответы детей




Дети слушают видеообращение.














Да

2.Основная часть

- На чем же можно полететь в космос?

Мы с вами отправимся в  путешествие на космическом корабле.

- А готовы ли вы к трудному путешествию?

Сейчас проверим. Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Космонавт должен быть сильным, выносливым, мужественным, тренированным, закаленным – ведь его ожидают перегрузки. Он живет и работает в необычных условиях – невесомости, в безмолвном и опасном космосе. Космонавт должен быть любознательным, умным, потому что управлять космическим кораблем очень трудно.)

- Проверим вашу выносливость, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет от 1до 5. Приготовились, начали! Считаем 1, 2,3,4,5.

Да, молодцы. Полет наш будет долгий. Вы все позавтракали?

- А что у вас было на завтрак?

- Из чего вы ели кашу?

- Чем вы кашу ели?

А что вы пили на завтрак? Из чего вы пили?

- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда)

- Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница)

- А для сахара?

- А для конфет?

- А нужна ли нам будет посуда в космосе?

(Нет, вся еда космонавтов в тюбиках, так как там невесомость).

Теперь вы точно готовы к полету.

Нас ждет уже космический корабль.

-  Пройдем в  космический корабль и проверим, работает ли двигатель и все системы исправно. Присаживайтесь. Надевайте шлемы.

  • Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
  • Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
  • Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
  • Включаем двигатель (р-р-р)
  • Надеваем скафандр (ших-ших-ших).

Внимание, приготовьтесь к полёту 5,4,3,2,1 – пуск.

(Включается музыка – полет космического корабля).

Слайд 1 «Звезды»

Мы с вами летим с огромной скоростью в космосе. Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

Изобразим, как мерцают звёзды.

(Кинезиологическое упражнение).

 «Фонарики / звездочки»

Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли).

Космос – это огромная вселенная без начала и  без конца.  Это мир, полный тайн и загадок. В космосе много галактик.

И  на нашем пути  первая неизведанная планета.

Называется она  Марс. (Слайд)

 Планета Марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.

Посмотрите, кто это? Да это инопланетянин, он что-то рассматривает.

Игра «Открой портрет»

Посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?

Ракета какая?
Что изображено на картинке  в нижнем левом углу? Солнце какое?

Теперь его тоже можно убрать.

Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?

Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?

Ребята знаете ли вы, кто это за человек?

Ю.А. Гагарин  - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

Ой, посмотрите, вот ещё один кусочек солнца.

Кажется, Инопланетянин хочет  что-то сказать, он мне шепнул, что хотел нам подсказать, на какую планету лететь дальше, он сделал изображение, но когда начал печатать снимок, получились отдельные фрагменты. Давайте соберем картинку, и узнаем, куда лететь дальше.

Проводится игра «Разрезные картинки».

 Рубашки у всех картинок одинакового цвета. Воспитатель говорит только, что каждая картинка разрезана, например, на 4 части.

Получился Сатурн

Отправляемся на Сатурн. Проходим в космический корабль. Пристегиваемся и летим. (Включаем музыку)

Слайд «Сатурн»

Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к Сатурну. Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
Эта планета находится далеко от Солнца и там очень холодно.

Ребята, а  как вы думаете, чем отличается Сатурн  от нашей планеты Земля. Посмотрите на экран. (Размером, цветом, наличие колец). Слайд Сатурн - Земля

А может они чем-то похожи?

Итак, наш корабль сделал остановку на планете  Сатурн.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»:

близкая планета,

большая звезда,

быстрая ракета,

сильный космонавт,

маленькая планета.

У Луны может быть сторона светлая, а наоборот...

Луч Солнца может быть длинный, а может..

Звезды бывают холодными , бывают

Вращение планет может быть быстрым

Планеты могут находиться близко, а могут...

Ребята, вот ещё один кусочек солнца.

Итак, возвращаемся в наш корабль и продолжаем наше путешествие. Пристегнулись и летим.

(Включаем музыку)

Ребята, мы с вами вспомним какие мы знаем планеты.

Послушайте стихотворение, выполняйте упражнение «Колечки», когда будем называть каждую планету (большой палец образует кольцо с остальными пальцами поочередно до мизинца и обратно)

По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.

Посмотрите, нас встречает  планета Меркурий.

Слайд  Меркурий

Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая.

На этой планете нас ждет испытание «Исправь ошибку»

Игра «Исправь ошибку».

  • Наша планета называется Марс.
  • Она жёлтого цвета.
  • Солнце – это самая большая планета.
  • Космонавт летит в космос на самолёте.
  • Первого космонавта звали Юрий Татарин.
  • Космонавты на орбитальной станции копают огород, ловят рыбу, загорают.

Дети получают еще один кусочек солнца.

Принесите остальные кусочки, попробуем собрать Солнце.

- Посмотрите, ребята солнце опять стало целым! Мы помогли солнечным человечкам воссоединиться.

Предлагаю вам отправить на Землю сообщение о нашем путешествии. Составим рассказ. А в этом нам поможет схема-подсказка.

- Кто?

- Что делали?

- На чем?

- Куда отправились?

- Что видели?

- Кому помогли?

Нам пора возвращаться домой. Проходим в корабль. Пристегнитесь.

Внимание! Пять, четыре, три, два, один! Пуск!

(Включается музыка) Слайд «Земля»

- Посмотрите, мы подлетаем к Земле.

Посмотрите, какая она красивая.

Ответы детей.

Да

Ответы детей

Дети выполняют задание.

Ответы детей


Ответы детей

Дети усаживаются в «космический корабль»


Дети произносят звуки с разной интонацией и высотой голоса.











Дети выполняют кинезиологическое упражнение















































Дети сравнивают две планеты, называют отличия.

Ответы детей.

Дети выполняют задание

Дети выполняют кинезиологиченское упражнение





Дети выполняют задание.

Дети складывают солнце из трех кусочков



Дети составляют рассказ

с помощью  мнемотаблицы





3. Заключительная часть (рефлексия)

- Вот мы и вернулись в детский сад, вам понравилось путешествовать? На каких планетах мы побывали? Что тебе больше всего понравилось? Что было сложно?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать!

- Ребята, кажется, опять пришло видео-сообщение:

«Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам большое! Теперь Солнце опять стало целым и все планеты движутся правильно. Мы вам очень благодарны и посылаем вам наш космический подарок». А вот и конверт: а там  космические календарики, они будут вам напоминать о нашем путешествии.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...