взаимодействие специалистов ДОУ в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
учебно-методический материал по развитию речи

Вотчицева Татьяна Ивановна

План составлен по лексическим темам и направлен на развитие всех компонентов речевой деятельности воспитанников коррекционной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Неделя

Тема недели

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный  руководитель

Инструктор по ФИЗО

Сентябрь

3 неделя

«Наша группа. Игрушки»

Звук и буква У

1. Формировать понятия «слово», «слово-предмет», умение понимать и дифференцированно употреблять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2. Учить дифференцированно употреблять вопросы «Кто это?», «Что это?».

3. Формировать умения понимать и употреблять наречия пространственного значения.

4. Составлять рассказ по образцу с использованием элементов творчества

5. Составлять сложноподчинённые предложения цели и определения.

6. Познакомить со звуком и буквой У. Закреплять  понятия «звук», « речевой звук», «гласный звук».

7. Формировать навыки звукового анализа (продолжать выделять звук из начала, середине и конца слова)

1. Закрепление лексики..

2. Употребление предлога В.

3. Игра «Подбери действие» -

усвоение глагольной лексики.

4. Развитие навыка словоизмениения – «Назови ласково», «Один-много», относительные прилагательный – «Из чего – какая».

5. Беседа «Откуда пришли к нам игрушки». «Для чего нужна кукла, мяч, машинка, стеклянный шар?».

6. Дидактическая игра «Отгадай-ка».

7. Чтение Е. Серова «Нехорошая история»; «Сказка про игрушечный городок».

8. Аппликация «Магазин игрушек»

1. Мышление: классификация предметов по цвету, величине

2. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

3. Дидактическая игра «Чего не стало» .

4. Упражнение «Моя любимая игрушка».

5. Игра на развитие воображения «Магазин игрушек».

1. Логопедическая распевка. «Игрушки»

Н. В. Нищева

2. Музыкально – дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Шумящие коробочки»

3. Слушанье: «Новая кукла»

П. Чайковский

1. Кто что делает?» Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, прыжки, бросание, ловлю, метание),

2. Упражнение на координацию слова с движением «Матрешки», «Мячик мой

Сентябрь

4 неделя

«Осень. Сезонные изменения в природе»

Звук и буква А

1. Формировать понятие о словах, обозначающих действия предметов. Учить задавать вопросы к словам-действиям. Формировать умение отвечать на поставленный вопрос одним словом.

2. Учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных.

3. Уточнить понятия об эмоциях.

4. Познакомить со звуком и буквой А, а. Формировать умение  выделять звук «А» в ряду других гласных. Произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.

5. Формировать навыки звукового анализа.

6. Формировать навык составления рассказа по картинке, вопросам и пересказ по его картинно-графическому плану.

1. Закрепление лексики.

2. Учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4-6 слов.

3. Формировать навыки составления короткого, описательного рассказа.

4. Беседа «Как мы следы осени искали».

5. Д/и «Что делает, что делают?»,  «Подбери признак», «Назови ласково»

6. Чтение: А.Толстой «Осень», И.Токмакова «Дуб», Н. Калинина «Осень»,

7. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина об осени

8. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

1. Развитие слухового внимания: игра «Солнце и дожлик» (В.И.Селиверстов, с.30)

2. Зрительная память: игра «Найди одинаковые зонтики» (Г.А. Урунтаева «Помоги принцу…»  с.83)

3. Мышление: упр.№1 (Тихомирова, Басов «Разв. лог. мышления, с.54»)

4. Д/и «Когда это бывает?»

5. Различение эмоций – «Радость – грусть»

1. Развитие слухового внимания: игра «Солнце и дожлик» (В.И.Селиверстов, с.30)

2. Логопедическая распевка. «Ненастье» Н. В. Нищева

3. Пение

«Несмеяна Осень» Музыка и слова        Н. Куликовой

4. Слушанье «Листопад»               Т. Попатенко

1. Упр. на дыхание «Осенние листочки» (Н.В.Нищева, с.19)

2. Закличка «Дождик, лей!»

3. Упражнение на координацию слова в движением «Осенью»

Месяц

Неделя

Тема недели

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный  руководитель

Инструктор по ФИЗО

Октябрь

1 неделя

«Лес. Деревья»

Звук и буква И

1. Формировать понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

2. Расширять и обогащать словарь относительными и качественными прилагательными.

3. Формировать умение задавать вопросы к словам-признакам.

4. Познакомить детей с понятиями – «лес», «бор», «роща»

5. Познакомить со звуком и буквой И. Выделять звук «И» из начала, середины и конца слов.

6. Учить отгадывать ребусы.

7. Формировать умение составлять рассказ по серии картинок.

8. Познакомить с понятием «родственные слова».

1. Закрепление лексики.

2. Продолжать обучать детей различным способам построения связного текста. Развивать навыки творческого рассказывания.

3. Систематизировать знания детей о явлениях природы с использованием  ТРИЗ-технологии.

4. Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»; К.Д. Ушинский «Спор деревьев», басня «Дуб и орешник»;

5. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

6. Аппликация «Панно из осенних листьев»

1. Рисуночная  игра «Времена года» (Н.Л.Кряжева, с.75)

2. Мышление: упр.№1 (Тихомирова, «Разв. лог. мышления , с.54»)

1. П/И «Найди свое дерево» М.Ю.Картушина

2. Пластический этюд «Деревья в бору»

3. Песенка Ёлочка» (Нищева, с.308)

1. Игра «Раз, два, три - к дереву беги»

2. Выполнение движений в различном темпе: упр. «Сноп, пенек, елочка»

3. Упражнение на координацию слова в движением «Деревья»

Октябрь

2 неделя

«Грибы. Ягоды»

Звуки П, Пь. Буква П.

1. Познакомить с понятием «предложение».

2. Формировать умение дифференцировать слова-предметы и слова-действия.

3. Дифференцировать понятия «слово» и «предложение».

4.  Формировать умение  составлять предложения из двух слов – по действию, вопросам и сюжетным картинкам.

5. Формировать умение анализировать предложение из двух слов по модели: существительное + глагол.

6. Познакомить с буквой П и звуками П, Пь Выделять звук «П» и «Пь» в слогах, словах, предложениях.

8. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

9. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов типа «ПАПА».

10. Учить пересказывать короткий рассказ «Мухомор и боровик» близко к тексту.

1. Закрепление лексики.

2. Упражнять в подборе определения данному слову.

3. Продолжать совершенствовать умение согласовывать сущ-ные с прилагательными.

4. Закрепить знание детей о разнообразии грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных грибов и ягод.

5. Закрепить правила безопасного поведения в лесу.

6. Образование сущ – х в родительном падеже мн. числа.

11. Чтение:  сказка Сутеева В.Г.  

«Под грибом»; Я. Таяц «По грибы»;.

12. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

1. Дидактическая игра «Собери грибы в корзину».

Цель: активизация внимания и мышления.

2. Дидактическая игра «Догадайся, почему нас так назвали?».

 Цель: развитие понимания и ориентировки в окружающие мире.

3. Составление рассказа по картинкам.

Цель: развитие вербального мышления.

4. Творческая игра со словом: «Волшебная корзинка» (Э.Чурилова, с.68)

1. Упражнение «Боровики» под

И. Галянт.

Цель: развитие мелкой моторики.

2. Игра «Что ты слышишь?» (муз. инструменты)

3. Игра на слуховое внимание под музыкальное сопровождение:

 «Раз, два, три, грибы найди!»

1. Дыхательное упражнение «Грибок растёт».

 Цель: согласовывать движения слова и дыхания

2. П/и «У медведя во бору…»

Месяц

Неделя

Тема недели

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный  руководитель

Инструктор по ФИЗО

Октябрь

3 неделя

«Огород. Овощи»

Звуки Т, Ть. Буква Т.

1. Формировать умение составлять предложение по модели: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение.

2. Формировать умение анализировать предложение из трёх слов.

3. Знакомство с буквой Т и звуками Т, Ть. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов  с буквой Т и составлять слова с заданными слогами.

4. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

5. Формировать умения составлять повествовательный рассказ по картинке, вопросам «В огороде» и пересказывать его с опорой на картинно-графический план.

1. Закрепление лексики.

2. Учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов.

3. Закрепить знания детей о пользе овощей для человека, это источник витаминов.

4. Учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

5. Учить выполнять многоступенчатые инструкции.

6. Чтение художественной литературы:  Дж. Родари «Чиполлино». Е. Костенко «Алёша и королева Тыква».

7. Аудиопрослушивание –

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

8. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

9. Аппликация «Корзина с овощами»

1. Д/и «Что,где растет?».

2. Воображение, восприятие: Д/и «Отгадай по описанию»

3. Упражнение «Сварим компот», направленное на развитие навыков совместных действий.

4. . Игра «Ругаемся овощами» (Н.Л.Кряжева, с.116)

1. Слушание «Что у осени в корзине?», развитие слухового внимания «Помидор»

И. Галянт, развитие координации движений рук.

3. Пение «Урожайная»

4. Драматизация сказки «Корзина овощей»»

1. Подвижная игра

« Погрузка овощей»..

2. Игра «Урожай» (Нищева Н.В., с.36)

3. Игра «Найди свой овощ»

 (М.А. Рунова , с.239)

Октябрь

4 неделя

«Сад. Фрукты»

Звуки К, Кь. Буква К.

1. Распространять предложение однородными определениями.

2. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

3. Формировать навык анализа простого распространённого предложения.

4. Знакомство с буквой К и звуками К, Кь. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов с буквой К и слова типа «кит», «тук».

5. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

6. Развитие умения разшифровывать ребусы.

7. Формировать навык составления повествовательного рассказа «Уборка урожая в саду» по сюжетной картинке и вопросам.

1. Закрепление лексики.

2. Учить точно и полно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов.

3. Учить замечать и исправлять не согласованные предложения.

4. Упражнять в образовании названия дерево по названию плода.

5. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.

6. Чтение: Сказка В. Сутеевой «Яблоко»; Б.Житкова «Сад»,    Л. Толстой «Старик сажал яблони…».

7. Просмотр м/ф по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок».

8. Аудиопрослушивание К. Ушинский «История одной яблоньки»

9. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

1. Игра «Найди свой фрукт»

(М.А. Рунова, с.239)

2. Мышление: «4-й лишний»

3. Восприятие: упр. «Определи на ощупь» (фрукты)

4. Игра «Ругаемся фруктами» (Н.Л.Кряжева, с.116)

5. Воображение: игра «Собираем урожай»

1. Различение и передача движением динамических оттенков музыки (бодро, спокойно):

упр. «Мы шагаем»

2. Речь с движением: хороводная игра «Яблоня»

(Н.В. Нищева, с.68)

3. Воображение: игра «Собираем урожай»

1. Игра: «Руки-ноги» (Э.Чурилова, с.25)

2. Речь с движением: хороводная игра «Яблоня»

(Н.В. Нищева, с.68)

Месяц

Неделя

Тема недели

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный  руководитель

Инструктор по ФИЗО

Нояябрь

1 неделя

«Человек, части тела. Гигиена»

Звуки М, Мь. Буква М.

1. Учить составлять предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПО по моделям: подлежащее + сказуемое + предлог + дополнение; подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + дополнение с предлогом; подлежащее + сказуемое + дополнение с предлогом + прямое дополнение. Формировать умение анализировать предложения, выделяя предлог как отдельное слово.

2. Знакомство с буквой М и звуками М, Мь. Формировать умение читать прямые слоги с буквой М и слова типа «мука», «пума».

3. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

4.Совершенствовать навык определения количества слогов в слове. Закрепление правила: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

5. Формировать умение составлять рассказ «В парикмахерской» по сюжетной картинке и вопросам.

1. Закрепление лексики.

2. Учить образовывать имена существительные мн. числа.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

4. Игра “Узнай по описанию” или “Какой, какие?”

5. Подбор антонимов.

6. Игра «Поправь Незнайку».

7. Упражнение «Веселые звуки», «Бросаемся слогами», «Камень-подушка».

8. Чтение: Л. Воронкова «Маша-растеряша»;

9.Просмотр м/ф «Мойдодыр»

10. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

1. Игра «Угадай, чей голосок» (В.И.Селиверстов, с.31)

2. Зрит. память: игра «Запомни картинки» (Тихомирова Л.Ф., с.51)

3. Дыхательная гимнастика

А.Н Стрельникова «Ладошки»

1. Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Отгадай, чей голосок».

«Музыкальное окошко»

2. Развитие чувства ритма в движении, игра: «Шаг-бег»

1. Упражнение на координацию слова с движением «Это - я», «Девочки и мальчики»

2. Игра: «Руки-ноги» (Э.Чурилова, с.25)

3. Речь с движением: «Топ-хлоп» (О.Н.Громова «Игры-забавы», с.7)

Нояябрь

2 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы»

Звук и буква О.

1.  Закрепление лексики.

2. Учить  употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

3. Формировать умение замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.

4. Знакомство со звуком и буквой О. Выделять звук «О» из начала, середины и конца слов.

5. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

6. Продолжать обучать составлению описательного рассказа по схеме.

7. Упражнять в употреблении распространенных предложений.

1. Закрепление лексики.

2. Учить подбирать глаголы антонимы.

3. Обучать составлению распространенных предложений.

Познакомить с профессией художника-модельера.

4. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

5. Упражнять в употреблении предлогов.

6. Чтение: Сказка С. Прокофьева

«Про красные варежки»4 Н. Носов «Заплатка»; «Сказка про то, как одежда обиделась»

7. Заучивание стихотворения, пальчиковой гимнастики по теме.

1. Д/упражнение «Портной», направленное на умение действовать по внутреннему плану, составлять из отдельных частей целое.

2. Внимание, память: Дидактические игры «Что лишнее», «Что изменилось».

1. «Чепуха»

К. Орфа, ритмичное декламирование ритма стиха, сопровождая ритм звучащими игрушками.

2.  . Развитие слухового внимание, восприятия (выполнять движения в соответствии с характером музыки):

игра-упражнение «Передача

платочка» - плавно, не торопясь, оживленно (С.И.Бекина, с.74)

1. П/игры: «Нитка с иголкой»(М.Рунова,с.238)

2. П/и «Сорви шапку» (О.Н.Козак, с.84)

Месяц

Неделя

Тема недели

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный  руководитель

Инструктор по ФИЗО

Нояябрь

3 неделя

«Дикие животные и их детёныши

Звук и буква Ы.

1. Формировать навык словообразования при помощи суффика –ищ-.

2. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

3. Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «когда», «где», «который», «чтобы», «потому что».

4. Знакомство со звуком и буквой Ы.

5. Формировать умение выделять звук «Ы» в конце и середине слова.

6. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

7. Учить отгадывать ребусы.

8. Учить составлять рассказ «Как лиса охотится на ворон» по серии картинок, вопросам и пересказывать его.

9. Формировать умение согласовывать числительные с существительными.

1. Закрепление лексики.

2. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.

3. Учить детей составлять разные типы предложений, активизировать  словарь по теме.

4. Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных.

5. Чтение : русская народная сказка «Лиса-лапотница»; М. Пришвин «Еж», русские народные сказки в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».

6. Аудиопрослушивание: Е. Чарушин «Ёж».

7. . Просмотр м/ф по мотивам сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

8. Аппликация «Зайка в зимней шубке»

1. Внимание: Д/и : «Кто живет в этом доме?», «Кто голос подаёт?»

2. Мышление: д/и: «Кто чем защищается?», «Кто чем питается?» «Кто у кого?»

Память: Игра «Бездомный заяц» (сб. «Игры с правилами», с.127)

1. Слушание произведений «Зайчик» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка»

Д. Кабалевского

2. Игра на разв. слух. внимания «Внимательные звери» (Э.Чурилова, с.30)

1. Игра: «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц»

(сб. Игры с правилами» с.102) 

Нояябрь

4 неделя

«Поздняя осень Предзимье»

Звуки С, Сь;  буква С.

1.  Закрепление лексики.

2. Формировать умение подбирать к объекту несколько определений, развивать мыслительную деятельность.

3. Учить образовывать существительные родительного падежа, подбирать слова-антонимы.

4. Учить составлять сложное предложение с союзом «Потому что».

5. Познакомить со звуками С, Сь и буквой С.Учить определять позицию звука «С» или «Сь» в слове.

6. Формировать понимания правила чтения и написания повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Познакомить с интонационной окраской предложений. 

7. Рассказ по сюжетной картинке «Поздняя осень».

8. Закрепить понятие о структуре рассказа.  

1. Закрепление лексики.

2. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе.

3. Расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие «Поздняя осень».

4. Побуждать пользоваться распространенными предложениями.

5. Выразительное чтение стихов «Осенний концерт».

6. Чтение  В. Бианки «Синичкин календарь», Соколов-Митков «Осень», Пришвин «Листопад»

7. Заучивание пальчиковой гимнастики по теме.

1. Зрительная память: игра «Найди одинаковые зонтики»

(Г.А. Урунтаева «Помо-ги принцу…», с.83)

2. Мышление: упр.№1 (Тихомирова, Басов «Разв. лог. мышления, с.54»)

3. Д/и «Когда это бывает?»

1. Слушание: «Осень» Александровой.

2. Попевка «Эхо», направленная на коррекцию речи в пении

3. Развитие слухового внимания: игра «Дождик» (Любарский)

1. Упр. «Ловишки с мячом»

2. Игра «Раз, два. три, к дереву беги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба. Сельскохозяйственный труд.

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба.  Сельскохозяйственный труд....

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе  группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Транспорт...