Формирование детского речевого творчества.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Алла Ивановна

В данной статье вы можете познакомиться с развитием речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskogo_rechevogo_tvorchestva.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование детского творчества – это актуальная проблема современной педагогической системы. От решения этой проблемы зависит то, насколько успешно будет протекать воспитательный процесс и насколько активной будет творческая личность ребенка.

Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.

За основу формирования речевого творчества дошкольников берут опыт восприятия содержания литературных произведений и их художественной формы. Детей знакомят с разнообразными литературными жанрами, с их особенностями. Это помогает детям учиться воспринимать художественные образы, что помогает более глубоко погружаться в театральную и изобразительную деятельность. Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу. Если у ребенка мало впечатлений от жизни, он проводит мало наблюдений, мало общается, это приводит к тому, что процессы словотворчества не возникают, а если и появляются, то быстро угасают. Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы.

Развитие словесного творчества включает все направления над словом -лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

В детском саду используется широкий арсенал средств - специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст (монолог), но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнером, а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.

Рецензия   Тема:  «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...

Мастер – класс для педагогов «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»

Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»....

Мастер – класс для педагогов «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»

Мы знаем, что существуют разные  формы работы по развитию речи, но Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие не...