Конспект интегрированного занятия: "Осень на Дону"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Материал данного занятия позволит в игровой форме расширить  активный словарь детей, повысить познавательный интерес, развить мыслительные процессы анализа, сравнения и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осень на Дону24.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №1 «Глория» города Новошахтинска

Конспект интегрированного занятия по теме:

« Осень на Дону»

Автор: Тамаева А.Ю. учитель- логопед

2020г.

Пояснительная записка

Данный материал разработан для детей группы компенсирующей направленности, с учетом их речевых возможностей, структуры дефекта и имеющихся знаний. Конспект занятия составлен группой педагогов, а именно учителем- логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем, так как эффективность коррекционно- развивающей работы зависит от тесного сотрудничества в работе  специалистов ДОУ.

Актуальность: В состав компенсирующей группы входят дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, что предполагает нарушение всех компонентов речи: лексико- грамматического строя, нарушение фонематического восприятия, просодики, дыхания, ритма.  Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ОВЗ является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое. С учетом стоящей проблематики и построено занятие, на котором решаются в игровой форме поставленные задачи.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ОВЗ определяет общий подход к детям, специфику содержания и методов коррекционного обучения.

Цели: в игровой форме расширить  активный словарь детей, повысить познавательный интерес, развить мыслительные процессы анализа, сравнения и обобщения.

Задачи:

- развить слуховое внимание, умение плавно и в заданном темпе двигаться под музыку ;

- научить передавать эмоции с помощью мимики;

- развить сильный речевой выдох, дифференциация ротового и носового дыхания;

- закрепить умение подбирать слова, противоположные по значению;

- формировать умение образовывать прилагательные от существительных;

- учиться дифференцировать слова со звуками А и О;

- согласовывать существительные с числительными;

- на заданные слоги подбирать чистоговорки в рифму.

Оборудование: распечатанные и заламинированные  листочки разных деревьев, проектор, экран, 2 маленьких ведерка, распечатанные рыбы.  

Содержание

Музрук: Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться! Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте всем нам и нашим гостям пожелаем доброго утра.

Музрук: Ребята, предлагаю вам прослушать музыку и решить, кем мы можем стать и куда отправиться. (Прослушивание музыки П.Чайковского "Октябрь")

Музрук: Ребята, кем вы себя представили?  (-Листочками!) Давайте устроим осенний листопад. (Дети кружатся в разном темпе под музыку)

Вступает в занятие логопед: Игра "Какой? Какая?"

-Ты с какого дерева лист?  - С клена.   -Значит, ты какой лист?- кленовый  (показ кленового листочка)

-Ты с какого дерева лист?  - С березы. - Значит, ты какой лист?- березовый (показ березового листочка)

-Ты с какого дерева лист?  - С осины. - Значит, ты какой лист?- осиновый (показ осинового листочка)

Упражнение на эмоции.

Воспитатель: Какое у твоего листочка настроение? Покажи нам! ( каждый из детей показывает мимикой настроение своего листочка- грустный, веселый, обиженный, злой, сердитый, радостный, задумчивый)

Логопед:   Фонопедическое упражнение "В осеннем лесу" М. Картушина.

- Хорошо осенью в лесу! Деревья стоят, одетые в разноцветные наряды. Пролетает ветерок и качает деревья (у-у-у), играет их листьями. Листочки на ветру шелестят (ш-ш-ш-ш). Дунул ветер посильнее (ф-ф-ф...) и полетели листочки вниз.

Дыхательное упражнение "Сильный ветер". (Дети делают глубокий вдох носом и выдох через рот) 3- 4 раза. Понимается сильный ветер, который уносит листочки на берег реки. (Появляется карта Ростовской области с обозначенной рекой на экране)

Воспитатель: Ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон.

- Ребята, на берег какой реки нас с вами вынес сильный осенний ветер? (Река Дон)

- Давайте эту реку найдем на карте нашей области! Что вы знаете об этой реке? Какая она?  (Отвечают дети)

Воспитатель подводит итог беседы: -Она широкая, большая, полноводная, с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области. Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года. Его красотой восхищаются жители донского края. Народ очень любит свою реку кормилицу.

Логопед: А теперь я предлагаю поиграть в игру "Скажи наоборот":

узкая- широкая

длинный- короткий

 мелководная- глубоководная

крутой- пологий

холодный- горячий

сильный- слабый…..

Воспитатель: Река Дон полноводная, широкая, длинная. Ребята, как выдумаете, какой транспорт ходит по ней? Давайте попробуем отгадать загадки!

Я на суши не живу,

Только поводе плыву.

По реке я вверх и вниз

Отвожу людей в круиз.  (Пароход)

На море, в реках и озерах

Я плаваю проворный, скорый,

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

Маленькая лошадка через речку сто человек перевозит (Паром)

Деревянная посудина по реке плывет,

Рассекая волны носом, веслами гребет.   (Лодка)

Логопед: Ребята, а все ли знают, что река Дон впадает в Азовское море? И в нашей реке Дон  и в море обитает много рыбы. Каких рыб вы знаете?       ( сом, белуга, лещ, сельдь, осетр, окунь, карп, сазан, шамайка, судак, щука, кефаль).

- Рыбы перепутались, давайте их рассортируем! В одно ведро поместим рыб, в названии которых есть звук О, а в другое- со звуком А.

( Дифференциация звуков О и А).

Воспитатель: Игра "Посчитай-ка" (формирование умения согласовывать существительное с числительным) 

Сом - один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Лещ....,   щука..., шамайка..

- Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

 Музрук: Двигательные упражнения "Прогулка в лес"

В сад отправимся гулять,                                 Дети марширую

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем                   Ходят "змейкой" между "кочками"              

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                            Бегут на носсочках

Из леса убежали.

Ноги выше поднимаем,                                     Ходят высоким шагом,

На кочки мы не наступаем.                               перешагивая через "кочки"

И снова по дорожке                                  Маршируют

Мы весело шагаем.

Логопед: - Вот мы и вернулись из путешествия  в детский сад, давайте поделимся эмоциями и придумаем чистоговорки

ти- ти- ти - было весело идти

ну-ну-ну - много рыбы есть в Дону

ул -ул- ул- сильный ветер вдруг подул

ли- ли- ли - мы листочки полетели и на землю тихо сели.

Воспитатель (рефлексия): - Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Какое задание вызвало у вас трудности? Хотели бы вы чаще отправляться в такие путешествия? (Ответы детей)

          Список использованных источников:

  1. Валентина Котенёва сайт Стихи.ру «Доброе утро»

2. Картушина М.Ю.  Вокально- хоровая работа в детском саду

3. Загадки с  сайта: https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/zagadki-pro-transport-dlya-detey-s-otvetami

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Осень: дары и приметы"

Конспект занятия, содержащего интегрированние нескольких областей: познание (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), художетсвенное творчество (аппликация, разв...

конспект интегрированного занятия " осеннее путешествие "

конспект занятия для старшей группы осеннее путешествие"...

Конспект интегрированного занятия "Осенние мотивы"

Цель:·        формировать представления об осени, ее признаках....

Конспект интегрированного занятия "Осень урожайная"

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Осень» (овощи и фрукты)Задачи:- формировать умение классифицировать овощи и фрукты, выделять признаки (по форме, цвету, вкусовым качествам);-формироват...

Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...

Конспект интегрированного занятия "Осень яркая идёт!"

Интегррованное занятие в подготовительной группе "Осень яркая идёт!"...

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....