Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Нина Алексеевна

Познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.

Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой.

Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2122»

Конспект НОД  по речевому развитию

на тему: «Заучивание стихотворения

С. Маршака  «Тает месяц молодой»

для детей 5-6 лет.»

Выполнила: воспитатель

ГБОУ Школы 2122

ДОП «Ручеек»

Тихонова Н.А.

г. Москва

Цель: Заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»

Задачи:

1.Образовательная: познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.

Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой.

Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих.

2.  Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения.

3.Воспитательная: продолжать приучать детей слушать стихи, воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.

Материалы: книги С. Я. Маршака, портрет поэта, Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь, февраль».

Предварительная работа воспитателя: Чтение произведений «Сказка о глупом мышонке», «Тихая сказка» и др.; рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике. 

Словарная работа: Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой.

Ход НОД:

I. Мотивация.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Я прочитала недавно одну загадку и никак не могу ее отгадать, вы мне поможете?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

 

Про какое время года говорится в загадке? Все верно, говориться о зиме.

II. Постановка целей и задач.

И сегодня с мы вами поговорим о зиме.

(На доске появляются  картинки из серии «Времена года»)

III. Совместная деятельность.

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей)

 Правильно! На картинах изображены  зимние месяцы и зимние забавы. Кто сможет назвать их? (Ответы детей)

Каждый месяц по -своему хорош. Посмотрите на картинку и скажите, чем они не похожи друг на друга? (Ответы детей)

Какой месяц идет сейчас? (Ответы детей)

А,вам нравится зима? Почему она вам нравиться? (Ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам встать, немножко отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику :

ЗИМОЙ

Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева)

 И гулять бегут все детки.  (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,  (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Зимой на улице очень весело: можно кататься  на санках и  лыжах, ватрушках, кататься с ледяной горки. И приходит в декабре самый любимый праздник взрослых и детей (Новый год)

Почему?

Этому замечательному празднику посвящено много разных стихотворений. Одно из них написал Самуил Яковлевич  Маршак. (показ портрета)

Какие его произведения вы знаете? (ответы детей)

Сегодня я хочу познакомить вас с его стихотворением, которое называется «Тает месяц молодой»

Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тает месяц молодой», а вы внимательно послушайте:

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

IV. Анализ стихотворения

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

-Как автор описывает месяц?

-Что значит «Молодой месяц»? (только появился)

-Обратите внимание на слово «тает». Что оно обозначает?

- Что происходит с месяцем? (исчезает)

-Когда это может происходить? (утром на рассвете)

-Как вы понимаете слова «гаснут звезды»? (тоже исчезают)

-А, как они исчезают? (чередой)

-Как вы понимаете «чередой»? (одна за другой)

-Давайте вместе скажем чередой. Повторим еще раз..

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

-Скажите, как вы думаете, что это за ворота ? (Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается  из-за горизонта или горы.)

-Что появляется из ворот?

-Какое солнце идет?

-Что значит «красное»? (красивое)

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

        

-Что  солнце ведет за руку?

-Почему солнце, как малышей, ведет за руку новый день и Новый год? (они и есть малыши. Новый день солнце каждое утро выводит, а Новый год –один раз в году)

Мы это стихотворение с вами будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо»:

Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо.

А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.

Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.

А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно. Молодцы Вы отлично справились!

А теперь, я предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть в зимние игры.  

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

 Начали комья снежные катить(сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Молодцы! А сейчас, послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.

VI. Самостоятельная деятельность детей

Теперь, кто хочет  выйти и рассказать все стихотворение целиком? (дети выходят и рассказывают стихотворение).

VII. Рефлексия.

Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Кто помнит, как называется стихотворение, которое мы свами сегодня заучивали? Кто его написал?

Молодцы, ребята! У вас замечательно получилось запомнить и рассказать стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой""

Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой" в старшей группе....

Конспект занятия по речевому развитию на тему : заучивание стихотворения"Кира-задира" Хоренко.

Дени познакомятся с творчеством поэтессы новосибирской области....

Конспект совместной образовательной деятельности в группе среднего возраста Область «Речевое развитие» на тему: «Заучивание стихотворения «Осень наступила...» А. Плещеева с помощью мнемотехники»

Цель: знакомство детей со стихотворением А. Плещеева «Осень наступила», заучивание отрывка.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с новым стихотворением, закрепит приметы осени;- спосо...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему" Заучивание стихотворения А. Плещеева "Сельская песенка"

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень.Каждое произ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет

Цель:  Вспомнить с детьми произведения С.Я. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».Задачи:Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака &l...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?» » с использованием магнитного скрайбинга

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Заучивание стихотворенияС. Маршака «Где обедал воробей?»» с использованием магнит...