ПРОЕКТ на тему: «Потешки – лучшие друзья»
проект по развитию речи (младшая группа)

Скворцова Елена Ивановна
Духовно- нравственное развитие детей невозможно без участия семьи. Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает:
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poteshki.docx59.7 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему:

«Потешки – лучшие друзья»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

воспитатели группы

Зиберт Наталья Петровна  

             

г. Калининград, 2020

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ «Потешки - лучшие друзья »

Вид проекта

долгосрочный, групповой.

Разработчик Проекта

Руководители: Скворцова Елена Ивановна  

воспитатели группы Зиберт Наталья Петровна

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатели младшей группы №10 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники младшей группы №10

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.

Основные    задачи       Проекта

Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

Использовать фольклорные произведения в повседневной жизни.

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Гипотеза проекта

объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.

Сформирован устойчивый интерес детей к потешкам.

Расширен круг детского чтения.

Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка.

Обогащён словарь ребенка.

Сформировано потребность в чтении книги.

Критерии эффективности проекта

педагогические наблюдения;мониторинг подготовленности детей (оценка динамики уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста); консультативные беседы для родителей.

Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что  на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к духовному росту, доброте, способные противостоять злу.          

Основные принципы Проекта

Развивать интерес к потешкам. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Материал для художественной деятельности.

Воспитатели младшей группы №10                        Скворцова Елена Ивановна

                                                                                 Зиберт Наталья Петровна

Разработку проекта «Потешки - лучшие друзья»

с 01.10.2020 – 27.03.2021 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                             В.Г.Александрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

на тему:

«Потешки – лучшие друзья»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

воспитатели группы

Зиберт Наталья Петровна  

г. Калининград, 2020

Объем выполненной работы

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям".

Значимость полученных результатов

В ходе этого проекта дети познакомились с разнообразными формами детского фольклора.

Общие выводы по проекту

 Духовно- нравственное развитие детей невозможно без участия семьи. Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает:

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Оценка успешности Проекта

Научились внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Совершенствовали активную речь.

Воспитатели старшей группы №10     Скворцова Елена Ивановна

                                         Зиберт Наталья Петровна

                                                                             

Реализацию проекта «Потешки-лучшие друзья »

27.03.2021 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                             Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                         В.Г.Александрова


          Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели группы.

Тип проекта: духовно-нравственный .

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Срок реализации: октябрь-декабрь.

Этапы работы:

1) Подготовительный

2) Основной

3) Заключительный

Ожидаемый результат:

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

          Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

Пояснительная записка

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Фольклор – это одно из основных и действенных средств для знакомства детей с народными произведениями, обогащающее чувства и речь детей, формирующее отношение к окружающему миру, а так же играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В следствии данного утверждения возникла идея использования произведений фольклора в проекте.

Актуальность

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, сказок привлекает детей, вызывает желание повторять, запоминать, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные

дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему

миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка,т.к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме,однако таят в себе немалые жанровые богатства.Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества. Приобщать воспитанников к народному искусству.

Задачи проекта:

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Обогащать словарь ребенка.

Развивать интерес к потешкам.

Воспитывать устойчивый интерес детей к потешкам.

Формировать потребность в чтении книги.

Развивать речь детей.

Расширять круг детского чтения.

Предполагаемые результаты: дети научатся внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, заучивании потешек. Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора. Сформирован устойчивый интерес детей к потешкам. Расширен круг детского чтения. Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка. Обогащён словарь ребенка.

Сформировано потребность в чтении книги. У детей будут сформированы знания о фольклоре. Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками. Научатся эмоционально их рассказывать и использовать в разных игровых ситуациях. Вместе с родителями чаще станут использовать их в жизни детей.Речевая и игровая деятельность детей повысится при использовании иллюстраций, пополниться словарь детей по теме проекта.

Характеристика методов и средств реализации проекта:

- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.

- Словесный метод: беседы, заучивание наизусть с детьми потешек, считалок и т.д.

-Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

-Использование музыкального оборудования (фонотека сказок)

Гипотеза: если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

План работы:

1 этап. Подготовительный

Октябрь

Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Потешки – лучшие друзья».

 Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Расширять круг детского чтения.

Обеспечить информирование родителей об участие детей в проекте.

2 этап. Основной

Ноябрь

     Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах. Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детской художественной литературы с разными жанрами фольклора. Развивать интерес к потешкам. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка.

«Чтение потешек в режимные моменты».Знакомство с потешками в режимных моментах. Чтение потешек перед сном.Проговаривание потешек во время умывания.Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи

3 этап. Заключительный

Декабрь

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая потешка». Выставка книг «Потешки».Подведение итогов.Презентация «Использование потешек в режимные моменты».

Формы работы с родителями

Просветительская, Консультативная, Беседа с родителями. Групповые и индивидуальные консультации по возникшим вопросам родителей

Выставки литературы.        Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения)

Рекомендации о том, зачем нужно использовать потешки с детьми раннего возраста        

Формы работы с детьми

«Чтение потешек в режимные моменты»

Знакомство с потешками в режимных моментах.

Чтение потешек перед сном.

Проговаривание потешек во время умывания.

Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.

Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи.

Октябрь        

Чтение произведений фольклорного жанра: «Сказка Колобок», «Лисичка со скалочкой».Прослушивание аудиозаписи потешек, сказок: «Баю-бай», «Оладушки», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь», «Перчатки», «наша Маша маленька».

Раскрашивание раскрасок

Чтение произведений фольклорного жанра:

Дидактические упражнение:

- «Завяжем шнурок героям из потешки» (шнуровка)

Ноябрь

Чтение потешек, закличек о солнышке. Чтение произведений фольклорного жанра:«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Вот совушка-сова», «Солнышко, вёдрышко…», «Наши уточки с утра…», «Бобовое зернышко», «Кот - серый лоб, козел да баран», «Три медведя», «Рукавичка». Чтение произведений фольклорного жанра:

- Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».

Драматизация потешек: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять»

Просмотр мультфильмов:«Потешки для малышей» .Дидактические игры:«Что изменилось?»

Декабрь

 Чтение произведений фольклорного жанра: «Петушок», «Солнышко — вёдрышко», «Чики – чики - чикалочки», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и волк»,«Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Маша и медведь», «Зимовье зверей».Хороводная игра:«Шла коза по лесу…»

Дидактические игры:«Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару». Пальчиковые игры«Есть у каждого свой дом», «подарки», «апельсин», «сидит белка на тележке»

Планирование

Использование потешек в режимные моменты.

Октябрь

Содержание потешки. Утро.        

Рассказывание потешки во время умывания

Водичка, водичка

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Рассказывание потешки перед едой        

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

Рассказывание потешки во время одевания        

Вот он сапожки: этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем галошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот как хорошо!

Рассказывание потешки во время прогулки        

Курочка — тараторочка

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Рассказывание потешки перед сном

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Рассказывание потешки после сна        

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился,

Воротился,

Стал он люлечку качать:

Баю-бай, баю-бай,

Ляг, сыночек, скоренько,

Встань, сыночек, с зоренькой.

Ноябрь

Рассказывание потешки во время умывания        

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

Рассказывание потешки перед едой

Сорока-ворона,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Рассказывание потешки во время одевания

Чики-чики-чики-чок.

Где ты дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, помолчим.

Слышишь, добрый старичок?

Тишина — пришел Молчок?

Не спугни его, смотри, ничего не говори.Тс-с

Рассказывание потешки во время прогулки

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Рассказывание потешки перед сном

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

Рассказывание потешки после сна        

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Митенька, дружок.

Декабрь

Рассказывание потешки во время умывания        

Мыли мылом ушки

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Рассказывание потешки перед едой

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Дальше полетели!!!

Рассказывание потешки во время одевания

Валенки – валенки невелички –маленьки.

Опушка бобровая Маша чернобровая.

Рассказывание потешки во время прогулки

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!

Рассказывание потешки перед сном

Баю — баю — баинька,

Прибежал заинька.

Пошёл зайка под липку,

Нашёл себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать —

Станет Ваня засыпать.

Рассказывание потешки после сна        

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!

Рассказывание потешки во время умывания        

Кран откройся

Кран откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Кран сдавайся!

Рассказывание потешки перед едой        

Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Рассказывание потешки во время одевания        

Завяжу по туже шарф

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

Рассказывание потешки во время прогулки        

Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой на бережок.

Тебя мышка съест,

Либо ласточка,

Либо серенький волчок

Из-за кустичка,

Либо белая собачка

Из-под мостичка.

Рассказывание потешки перед сном

За окошком вечер,

А на небе месяц…

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка — в дупле,

Собачка — в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.

Рассказывание потешки после сна        

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

Итоги:

В ходе этого проекта дети познакомились с разнообразными формами детского фольклора. Научились внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Совершенствовали активную речь.

Обобщение результатов работы по теме проекта.

Презентация проекта.

Изготовление книжки-малышки «Любимые потешки».

Консультации для родителей.


Список используемой литературы

1. Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2010. – 50 с.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

4. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.

5. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.

8. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.

9. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.

10. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008

Потешки

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Баю-баюшки-баю,

Не ложись на краю,

Придет серенький волчок

И утащит во лесок.

И утащит во лесок

На зеленый лужок.

Будем детку охранять.

Детка должен крепко спать!

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Голос в терем подаешь,

Ване спать не даешь!

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

– Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе нет ничего!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками – топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает!

– Пальчик-мальчик,

Где ты был?

– С этим братцем —

В лес ходил.

С этим братцем —

Щи варил.

С этим братцем —

Кашу ел.

С этим братцем —

Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя,

Вот и вся моя семья!

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора - Бал-бал-бал!

Балды-балды!

Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя - петушок

Ранним рано поутру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!

(подражают голосам домашних животных)

Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенки поёт.

(Дети идут вперевалку с ноги на ногу, приседают, делая вид, что собирают шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Дотрагиваются до лба  ладошкой)

Мишка рассердился

И ногою топ!

(Топают ногой)

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                           Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                            Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                            ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал,

Зайка прыг и ускакал.                            (воспитатель показывает игрушку).

                                                                 Дети убегают на свои места.

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Игра «Гуси-гуси»

Все игроки становятся у одной условной линии (например стены) — очень удобно, например, было играть в беседках в детском саду. Выбирается водящий.

Он говорит:

- Гуси-гуси

Команда отвечает:

- Га-га-га

Водящий:

- Есть хотите?

Команда:

- Да-да-да

Водящий:

- Ну летите!

Команда:

- Нам нельзя.

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой.

Водящий:

- Ну летите как хотите, только крылья берегите!

После этого вся команда перебегает за вторую условную линию (или к другой стене беседки). Водящий пытается поймать (не засалить, а именно схватить и удержать) какого-нибудь игрока или даже двух. Тот, кого поймали, присоединяется к водящему, и все повторяется сначала, но ловят уже два игрока остальных. Игра продолжается до тех пор, пока непойманным останется один «гусь» — этот игрок и считается выигравшим.

Игра – имитация «Одеваются детишки»

        Наденем на ножки.

        Теплые сапожки.                           (наклоняются,  указывают на ноги)

        Этот – с правой ножки,

        Этот – с левой ножки.  

        На руки рукавички,                      (поднимают руки вверх)

        Теплые сестрички.                        (крутят ладошками) 

        Шубки и пальтишки.                    (надевают пальто)


Загадки

Про домашних животных.

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днём спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кошка)

У него четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей. (Кот)

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посредине — спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут ее — (Корова)

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Корова)

Это что за братцы

На лугу резвятся?

В теплых шубках –

в летний день!

Спрятались хотя бы в тень! (Бараны)

Я знаком давно тебе,

Говорю я: «Бе-бе-бе!»

У меня крутые рожки,

В башмачках-копытцах ножки. (Барашек)

В стаде все они живут,

Целый день траву жуют.

Шерсть закручена в колечки.

Это — дружные… (Овечки)

Я скажу вам: «Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!» (Коза)

Везёт она воз.

Ест сено да овёс. (Лошадь)

Я копытами стучу.

Я скачу, скачу, скачу

Грива вьётся на ветру.

Все подковы я сотру. (Конь)

Про диких животных.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосёнка.

В клубок свернуться может.

Конечно, это...(ёжик)

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (белка)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса)

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт. (лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (волк)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину. (бобры)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (олень)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Про зимнюю природу

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке —

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь — вода в руке? (Снежинка)

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она. (Сосулька)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом пропадает,

Осенью оживает. (Снег)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нос оранжевый замёрз,

А ему смешно до слёз! (Снеговик)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель,

Завывает словно зверь? (Метель)

Про весеннюю природу

Появился из-под снега,

Тянется к кусочку неба.

Самый первый, самый нежный,

Маленький такой… (Подснежник)

Зеленым цветом сад накрылся,

Зелень хлещет через край.

Птицы песни распевают,

Это все про месяц… (Май)

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весна)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Про транспорт

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет

Что такое? (Самолёт)

Железная птица в небе кружится,

По сигналу пилота на землю садится. (Самолёт)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный…(Вертолет)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

Справа — дверца!

Слева — дверца!

И бензиновое сердце! (Автомобиль)

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Как это называется? (Машина)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Он с усами, словно жук,

Пассажирам лучший друг.

Коль над ним есть провода,

Отвезёт вас хоть куда. (Троллейбус)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность " Книги- лучшие друзья"

Цель проекта: Обмен информацией с родителями о лучших художественных произведениях для детей. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой....

Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – лучшие друзья».

Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальн...

Проект модели организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2-3 лет (младшая группа) «Потешки – лучшие друзья».

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...

Потешки - лучшие друзья!

Формировать потребности и интерес к чтению фольклорных произведений: потешек, пестушек, закличек и песенок; развивать речевое общение....

Проект "Потешки - лучшие друзья!"

Дети раннего возраста очень плохо говорят и имеют скудный словарный запас. Родители практически не употребляют в своей речи фразы из потешек и пестушек при воспитании детей, не поют им колыбельные.Фол...