Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Турчанинова Татьяна Александровна

К конспекту прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Учить давать характеристику звукам

Формирование умения делить слова на слоги.

Словарная работа

Оборудование: ноутбук

Ход НОД:

Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

- Ребята, отгадайте загадку.

Загляни в осенний сад

Чудо — мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

- Правильно, это яблоки.

Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

Рассказ

Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Составление предложений

Вопросы к детям

Как звали мальчика? (полные ответы Миша)

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Как звали дедушку? (Корней)

Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) 

А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз) 

Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).

Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду 

Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) 

 Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) 

Что взошло на небе? (Утренняя звезда)

Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым) 

Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Рефлексия

Вопросы к детям:

1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2. Почему Миша не стал срывать яблоко?

3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?

4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)

Слайд 1

Пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа.

Слайд 2

План НОД 1. Чтение рассказа. 2. Вопросы к детям. 3. Составление плана рассказа 4. Чтение рассказа 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 6. Пересказ рассказа без наглядности. 7. Итог.

Слайд 3

Яблоко и рассвет Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 4

Вопросы: Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

Слайд 5

План рассказа: В саду у дедушке Корнея. Миша победил лень. Взошла утренняя звезда.

Слайд 6

Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

Слайд 7

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Слайд 8

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки .

Слайд 9

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 10

Итог Вопросы к детям: Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое) А, какие яблоки встречались вам? Какие сорта яблок вы знаете? 2. Угощение детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических  схем, отражающих последовательность событий....

Презентация к НОД по развитию речи в подготовительной группе Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...