Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: "Путешествие по сказкам К.Чуковского» для воспитанников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Развитие и совершенствование навыков связной речи посредством анализа произведений К. И. Чуковского.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
  • Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
  • Развивать познавательный интерес. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие).
  • Развивать связную речь; обогащать словарь детей прилагательными.
  • Продолжать учить детей запоминать тексты, воспроизводить их, не нарушая последовательность событий.
  • Развивать артикуляционный аппарат, словарный запас, дикцию, фонематический слух.
  • Воспитывать уверенность в себе, интерес к творчеству автора.
  • Уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
  • находить по словам-определениям героя;
  • Самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев.
  • Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_razvitie_rechi.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие и совершенствование навыков связной речи посредством анализа произведений К. И. Чуковского.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
  • Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
  • Развивать познавательный интерес. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие).
  • Развивать связную речь; обогащать словарь детей прилагательными.
  • Продолжать учить детей запоминать тексты, воспроизводить их, не нарушая последовательность событий.
  • Развивать артикуляционный аппарат, словарный запас, дикцию, фонематический слух.
  • Воспитывать уверенность в себе, интерес к творчеству автора.
  • Уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
  • находить по словам-определениям героя;
  • Самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев.
  • Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций.

Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, картинки по сказкам К. И. Чуковского, чудо-дерево, письмо, аудизапись, атрибуты к игре.

1.Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Нам почтальон принес письмо, здесь написан адрес нашего детского сада, но адресовано оно нам. Интересно, от кого оно? Давайте его прочтем?

Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
               В гости дедушка Корней

                Приглашает всех детей!

                Но особенно он рад

                Пригласить таких ребят,

                Кто умеет слушать сказки

                Или любит их читать.

                                     Подпись: Сказочные герои страны сказок.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите отправиться в волшебную страну сказок? Готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Взмахом палочки волшебной

                       Я чудесный мир открою,

                       Вместе мы перенесемся

                       В гости к сказочным героям. 

Звучит спокойная музыка.

2.Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебной стране сказок. Присаживайтесь.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными.

Ответы детей.

Воспитатель: Сказки называются народными потому что, их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Почему сказки называют авторскими?

Ответы детей.

Воспитатель: Авторские сказки сочинил и написал один человек – автор. Корней Иванович Чуковский автор сказочник. Он написал очень много сказок для детей.

Показ портрета К. И. Чуковского.

Воспитатель: Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал множество сказочных героев. Я предлагаю вспомнить сказки этого писателя.

Дети называют известные им сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Чудо дерево», «Телефон», «Тараканище» и др.

Воспитатель: Молодцы! Много сказок Корнея Ивановича Чуковского вы знаете.

Я буду читать отрывок из сказки К. И. Чуковского, а вы вспомните название этой сказки.

Игра «Назови сказку»

  • Я – великий Умывальник

Знаменитый ….  (Мойдодыр)

Умывальников начальник

И мочалок Командир         («Мойдодыр»)

  • А с ним и зайчиха-мать

           Тоже пошла танцевать.

           И смеется она и кричит:

          «Ну, спасибо тебе, … («Айболит!»)

  • Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!»      («Краденое солнце»)

  • Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

           И в руке его горит

          Маленький фонарик.    («Муха-Цокотуха»)

  • А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили (мартышки):

– Пришлите, пожалуйста, книжки!   («Телефон»)

  • А за нею вилки,

           Рюмки да бутылки,

           Чашки да ложки

           Скачут по дорожке.      («Федорино горе»)

  • У меня зазвонил … (Телефон)

Кто говорит слон

Откуда от верблюда

Что вам надо шоколада.   («Телефон»)

  • Но однажды поутру

           Прискакала кенгуру,

           Увидала усача,

           Закричала сгоряча:

          «Разве это великан? (Ха-ха-ха)

          Это просто таракан! (Ха-ха-ха)      («Тараканище»)

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Пора и отдохнуть.

Физминутка.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться не охота.

Ну-ка делайте за мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Мы все делаем зарядку.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по стране сказок Корнея Ивановича Чуковского. Дети, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

Игра «Узнай сказку по картинке»
1. «Муха-Цокотуха»
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Сказка учит  бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее.
2. «Краденое солнце»

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Сказка учит нас, что нельзя оставаться в стороне, когда кому-то плохо. Нужно помогать людям, оказавшимся в беде, нельзя быть равнодушными.

3. «Федорино горе»

Воспитатель: Расскажите, что вы узнали полезного в сказке «Федорино горе»

Ответы детей.

Воспитатель: Нужно быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

В.: Молодцы!

Воспитатель: А, сейчас вы будете подбирать слова-определения к характеристике героев сказок К. И. Чуковского.

Игра «Узнай героя»

  • Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
  • Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
  • Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
  • Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
  • Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
  • Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
  • Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

Воспитатель: Мы поговорили с вами о сказках К.И. Чуковского, дали характеристику героям. но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Посмотрите, какой мешок! Что же в нем находится? Здесь собраны предметы, которые потеряли сказочные герои. Давайте узнаем, кому принадлежат эти предметы (дети достают по одному предмету и рассказывают кому они принадлежат, из какой сказки).
Игра «Чудо-мешок»
телефон – У меня зазвонил телефон… («Телефон»)
•воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)
•мыло – Вот и мыло подскочило… («Мойдодыр»)
•блюдце – А за ними блюдца… («Федорино горе»)
•калоша – Пришли мне дюжину новых калош… («Телефон»)
•термометр – И ставит и ставит им градусники… («Айболит»)
•перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» («Айболит»)
•монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
•сито - Скачет сито по полям («Федорино горе»)
•шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку («Айболит»)
•мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил («Мойдодыр»)

Воспитатель: На все вопросы вы ответили правильно, помогли героям сказок.

Посмотрите, дети, какое замечательное Чудо -дерево растет в стране сказок.

Рассматривание иллюстрации к сказке «Чудо-дерево».

Это необычное дерево: вместо листьев и цветочков растут чулки и башмаки. В семье героев этой сказки нет заботы о том, в чем дети будут ходить по улице. Достаточно маме или папе подойти к нему и сорвать нужную пару обуви или чулочков для своих деток. Этой семье присуще еще такое замечательное качество, как щедрость. Щедрый человек способен подарить другим людям радость.

Вот такой интересный и познавательный мир сказок К. И. Чуковского. Недаром гласит пословица «Каких только чудес не бывает на свете».

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

Взмахом палочки волшебной,

Глазки дружно мы закроем

И вернемся в детский сад.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Воспитатель: Дети, куда мы сегодня с вами совершили путешествие?

Давайте назовем автора сказок, у которого мы были в гостях?

Чему нас учат сказки К.И Чуковского? (Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, отважными)

Вам понравилось путешествие? Что было интересным? Что было трудным?

У К. И. Чуковского еще очень много сказок и стихотворений, с которыми мы обязательно с вами познакомимся.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 29 «Росинка»

Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Суханова С.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней группе «Колокольчики» (возраст детей 4-5 лет)

Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней групп...

Конспект непосредственной базовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Путешествие по сказкам" для детей 4-5 лет.

Цель этого занятия :развивать познавательные и речевые умения детей на примере знакомых сказок. Была проведена большая предварительная работа, подготовлен необходимый материал и оборудование. В заняти...