Использование метода эйдетики в развитии дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи

Тихонова Ольга Николаевна

Использование метода эйдетики в развитии дошкольников(конспект)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода эйдетики в развитии дошкольников

Воспитатель МКДОУ детский сад № 29 «Гномик»

Тихонова О. Н.

Слайд 1

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?

На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

Слайд 2

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление.

Слайд 3

Метод эйдетики построен на простых принципах:

- Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

- Радостная, веселая атмосфера.

- Мобильность и доступность игрового материала.

- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Слайд 4

Правила использования эйдетики:

1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

- Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.

 Слайд 5

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:

- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

- цветовых ассоциаций;

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

- тактильных ассоциаций;

- предметных ассоциаций;

- звуковых ассоциаций;

- вкусовых ассоциаций;

- обонятельных ассоциаций;

- графических ассоциаций;

Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»

 Слайд 6

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Ведь у маленьких детей еще не достаточно сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта, чтобы строить ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на первом этапе работы малышу нужна помощь взрослого. Начинать надо так:

Воспитатель:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Дети:

Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Слайд 7

Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

эйдетика дошкольников, эйдетика в детском саду, эйдетика, эйдетика для детей

Например:

Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Слайд 8

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

эйдетика дошкольников, эйдетика в детском саду, эйдетика, эйдетика для детей

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Слайд 9

Тактильные ассоциации. Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.....)

Слайд 10

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой..)

Слайд 11

Игры по методу частичного показа. Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Слайд 12

Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...

Слайд 13

Вкусовые ассоциации. Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Слайд 14

Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Слайд 15

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы-это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии.

эйдетика дошкольников, эйдетика в детском саду, эйдетика, эйдетика для детей

Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Слайд 16

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Дидактическая игра для дошкольников «Умные пальчики»

Развитие мелкой моторики рук ребенка

Все психологические процессы человека, сознательные и подсознательные, отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев рук.

О тесной связи между развитием мелкой моторики рук и развития речи ребенка раннего возраста обязательно надо говорить родителям. Думаю, это просветительская миссия педагогов и психологов, работающих в дошкольных учреждениях.

Многие родители не обращают внимание на недостаточное развитие двигательной и речевой активности младенца. Считают, что, если ребенок не говорит в 2 года, ничего страшного, еще «дорастет». Они не знают, что есть такие неврологические расстройства, следствием которых является недоразвитие именно речи. И эти расстройства уже после 2-х лет практически невозможно исправить в полной мере! Поэтому, надо говорить об этом, и стараться предупредить возможные осложнения в развитии ребенка.

Игра на правильное произношение и автоматизацию звуков «Силуэты» 

логопедические игры, логопедические игры для детей, игры на автоматизацию звуков, дидактические игры на произношение звуков, дидактические игры для дошкольников

 Игра «Силуэты» способствует автоматизации звуков л, р, ш, щ, ч.

Изображенные на картинках предметы начинаются или содержат в себе эти «проблемные» для многих дошкольников буквы.

Дидактические игры для дошкольников (развитие речи): «Капитаны» 

Если вы хотите, чтобы дети учились с интересом, вашим помощником, бесспорно, станет набор дидактических игр с речевыми задачами «Капитаны». Он поможет в обучении детей делению слов на слоги, выполнению звукового и звукобуквенного анализа, подготовке и закреплении навыков целостного безошибочного чтения и письма, развития фонематического слуха, зрительного внимания и памяти дошкольников, пространственной ориентации, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), мелкой моторики. Пусть поступление ребенка в школу и дальнейшее обучение станет для него радостью!

Для проведения вариантов игры понадобятся: 

- 3 наборных полотна с волнами в виде кармашков, в которые можно вставлять кораблики, одно – общее – гавань, где отдыхают корабли; 

- 2 трапециевидных порта с кармашком, в который можно вставлять знак-символ; 

- 20 корабликов, в нижнюю часть которых можно вставлять карточки; 

- сюжетная картинка с изображением водного транспорта (корабль, надувная лодка, моторная лодка; пароход, катер, баржа, парусник); 

- картинка с изображением 3 пар одинаковых кораблей; 

- картинка с изображением корабля, разрезанная на 5 частей; 

- знаки-символы для обозначения: а) звуков (гласных, твердых и мягких согласных);

- предметные картинки; 

- набор букв; 

- карточки с написанными словами, в которых пропущены буквы для обозначения безударных гласных или пар твердых глухих и звонких звуков; 

- фишки с изображением якоря (бинокли, бескозырки) для поощрения за правильный ответ; 

- лист бумаги, ручка (карандаш). 

речевая дидактическая игра, дидактическая игра, дидактические игры, дидактические игры, дидактические игры для детей,

речевая дидактическая игра, дидактическая игра, дидактические игры, дидактические игры, дидактические игры для детей,

речевая дидактическая игра, дидактическая игра, дидактические игры, дидактические игры, дидактические игры для детей,

речевая дидактическая игра, дидактическая игра, дидактические игры, дидактические игры, дидактические игры для детей,

Капитаны 

Набор дидактических игр с речевыми заданиями для детей от четырех лет 

Жил-был на свете маленький кораблик. Он очень дружил с водой, и поэтому всегда был белым и чистым. Кораблик с восторгом смотрел на мир своими круглыми светлыми глазами, которые называются таким сложным словом «иллюминаторы». Кораблик плыл по морю, и волны ласково гладили его бока. Кораблику было приятно и весело. 

- Ду-ду-ду! – подпевала труба, и яркие флажки хлопали в свои разноцветные ладошки. 

Маленький кораблик будет очень рад, если ты будешь играть и будешь учиться вместе с ним. 

Дорогу кораблю 

Цель:

Автоматизация звуков.

Развитие глазомера, плавного длительного речевого выдоха, пространственной ориентации, мелкой моторики, фантазии.

Воспитание терпеливости. 

Оборудование: кораблик, лист бумаги, ручка (карандаш). 

Ход игры 

Вариант 1 

Взрослый объясняет, что на море бывает разная погода: штиль, когда море спокойное, ветрено, и тогда на море появляются волны, а бывает, поднимается настоящая буря. 

Взрослый предлагает ребенку изобразить разную погоду на море. На листе бумаги педагог рисует пунктиром (точками) прямую линию (штиль), дуги (ветрено), спиралевидные линии (буря). Ребенок должен назвать, какая погода на море, и изобразить ее самостоятельно. 

Вариант 2 

Ребенок ручкой (карандашом), не отрывая руки, обводит линии, прокладывая путь кораблику, длительно произнося при этом звуки [с] (штиль), [ш] (ветрено), [г] (буря). 

Плыви, плыви кораблик... 

Цель:

Актуализация словаря омонимов.

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, сравнение), умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитание интереса к исследовательской деятельности. 

Оборудование: сюжетная картинка с изображением водного транспорта. 

Ход игры 

Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку, поощряет к называнию изображенных предметов. 

- Как называется такой вид транспорта, который передвигается по воде? (Водный) Что больше: корабль или лодка? Что из водного транспорта является самым большим? Что наименьшим? Что плывет направо? Слева? Между? А что еще может плавать? (Человек, рыба, лебедь, лягушка, листок, мяч, палка...). 

Целесообразно провести с ребенком эксперимент – доказать, что могут плавать все резиновые и деревянные предметы. 

Сложи картинку 

Цель:

Упражнение в образовании существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа в значении принадлежности.

Актуализация словаря омонимов.

Развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентации, мыслительных операций (анализ, синтез), мелкой моторики.

Воспитание интереса к конструктивной деятельности. 

Оборудование: картинка с изображением корабля, разрезанная на 5 частей. 

Ход игры 

Взрослый предлагает ребенку составить целую картинку, показать, где у корабля нос, корма, днище, борта, палуба, труба, иллюминаторы, штурвал. 

У кого (чего), кроме корабля, есть нос (носик)? (У людей и животных, иглы, чайника, ботинка). У чего (каких предметов) есть дно? (У посуды в шкафу, корзины, коробки, аквариума, реки, моря...). 

Найди пару 

Цель: 

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, сравнение).

Воспитание усидчивости. 

Оборудование: картинка с изображением трех пар одинаковых кораблей. 

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку найти одинаковые кораблики; показать кораблик в правом верхнем (нижнем) углу. 

Отведи в порт кораблик 

Цель:

Формирование навыков частичного звуко-буквеного и слогового анализа и синтеза.

Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционными признакам.

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация), мелкой моторики.

Воспитание интереса к изучению родного языка. 

Оборудование: знаки-символы для обозначения: а) звуков (гласных, твердых и мягких согласных); предметные картинки; набор букв; карточки с написанными слова, в которых пропущены буквы для обозначения безударных гласных или парных согласных (за звонкостью–глухостью, твердостью–мягкостью); фишки с изображением якоря (бинокли, бескозырки) для поощрения за правильный ответ. 

Ход игры 

Вариант 1 

Дети – капитаны кораблей. Педагог предлагает им отвести корабли в нужный порт: один порт груз (картинки), название которого состоит из одного слога, во второй - из двух слогов. 

Вариант 2 

В один порт дети ведут корабли с грузом, название которого начинается (заканчивается) громким звуком, в другой – согласным. В портах выставлены соответствующие фишки. 

Вариант 3 

В один порт дети увозят грузы, название которых начинается (заканчивается) мягким согласным, в другой – твердым. 

Вариант 4 

В один порт дети увозят грузы, в названии которых есть звук [р], в другой – звук [л] (целесообразно использовать такие пары звуков, которые отрабатываются педагогом с конкретным ребенком) 

Вариант 5 

На кораблях – необычный груз – слова, в которых потерялась одна буква (Ж или Ш) (или любая другая пара в соответствии с намеченным педагогом коррекционных задач). Капитаны ведут корабли в порт, чтобы заполнить место пропущенных букв. 

Вариант 6 

В один порт дети отвозят обувь (овощи), в другой – одежду (фрукты).

 Цель:

Закреплять знания детей по теме «Дикие и домашние животные».

Развивать фонематическое восприятие и представление, внимание, мелкую моторику, пространственную ориентацию, обучать элементам логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение). 

Оборудование: вырезанное из картона большое изображение теремка, все окошки которого закрыты соответствующими геометрическими фигурами.

Педагог читает закличку к игре: 

В чистом поле теремок стоял, 

Кто в том теремочке проживал. 

Кто же в том теремочке проживал? 

Знает тот, кто в окошки заглядывал. 

Кто же в те окошки заглядывал

Тот, кто правильно фигуру отгадывал, 

В названии зверя первую букву угадал 

И о звере том интересно рассказал. 

Затем педагог предлагает детям по очереди «открыть» окошки какой-то определенной формы - сначала круглые, затем треугольные и тому подобное. Прежде чем открывать четырехугольные окошки, он спрашивает: как называется четырехугольная фигура, у которой все стороны прямые (прямоугольник). А если в такой фигуре еще и все стороны одинаковой длины, как ее называют тогда? (Квадрат). 

- Теперь откройте сначала просто четырехугольные окошки, потом прямоугольные, и, наконец, квадратные. Кто же живет в этом домике? На какие две группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние животные). Перечислите сначала только домашних, а потом диких. Кто живет на первом этаже (втором, третьем)? Какое животное лишнее на каждом этаже? Почему? 

дидактическая игра домашние животные, дидактические игры дикие животные, дидактические игры о животных, дидактические игры для детей

Затем воспитатель предлагает детям такие задания: 

1. Отгадать название животного по первым (последним) звукам в названии и накрыть соответствующее изображение животного геометрической фигурой, ориентируясь на форму окна. 

2. Определить, в названии какого-то животного (по выбору педагога) первый (последний) звук. 

3. Отгадать животное, в названии которого есть определенный звук, и накрыть соответствующей геометрической фигурой изображение этого животного. 

4. Педагог медленно называет животных, заменяя в некоторых названиях звуки (свистящие – шипящие, звонкие на глухие): звинья (свинья), горова (корова)... Услышав ошибку, дети должны хлопнуть в ладоши и поднять руку, если желают ее исправить (назвать правильно). 

5. По описанию животного, которое дает педагог, ребенок должен отгадать, о ком идет речь. Потом - наоборот: педагог предлагает ребенку описать животное или вспомнить о нем стихотворение или загадку. 

Аналогичную игру с дошкольниками можно провести по темам «Птицы», «Насекомые» и тому подобное.

Дидактическая игра «Кто больше увидит?»

Рекомендуется для детей 6-го года жизни 

Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Среди них выделяют ощущения и восприятие, память, мышление, воображение.

Необходимым условием протекания психических процессов является внимание. Внимание является одним из решающих факторов, обусловливающих регуляцию важнейших психофизических процессов в организме ребенка. Благодаря ему все психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление) становятся богаче, полнее, совершеннее. Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в зарождении ее нового вида - произвольного внимания, связанной с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Это особенно заметно в дидактических играх, когда ребенку приходится сознательно сосредоточиться в процессе игры, изготовлении игрушек, при выполнении поручения воспитателя. Произвольное внимание - вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают способность удерживать внимание на интеллектуально значимых для них действиях (игры-головоломки, загадки, задачи учебного типа). Формирование непроизвольного внимания является важнейшим условием подготовки ребенка к школе. 

дидактическая игра кто больше увидит, дидактические игры на внимание, дидактические игры на развитие внимания

Цель игры: учить детей внимательно рассматривать панно и определять предметы, которые изображены; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, побуждать называть признаки предметов; формировать способность к конкуренции, умение сосредотачиваться. 

Ход игры: 

Воспитатель. Дети, сегодня мы рассмотрим панно на котором изображены игрушки, фрукты, овощи, сказочные герои, дома, машины и т. Ваша задача увидеть как можно больше предметов и назвать их. За каждый названный предмет вы получите фишку. Если назвать признак предмета - можно получить дополнительную фишку. Например: «Я вижу шарик. Шарик синего цвета. Я вижу мяч. Мяч круглый, красного цвета, небольшой по размеру». У кого больше фишек - тот самый внимательный.

Главным средством познания окружающего мира для ребенка считается речь. Но недостатки речи препятствуют полноценному развитию ребенка. Наиболее распространенными нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. И поэтому работу над звуковой культурой речи надо начинать с раннего возраста. 

Основными методами воспитания звуковой культуры речи являются дидактические игры и упражнения, а также культурно-ритмические игры, в процессе которых совершенствуются все компоненты звуковой культуры: речевое дыхание, чувство ритма, фонематический слух, сила голоса, и тому подобное.

Цель языковой игры: развивать речевое дыхание, ритмичный, выразительный язык и координацию движений; автоматизацию звука [ж] в связном тексте; воспитывать внимание, уверенность.

Описание игры: дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями, ребенок-жучок - в центре круга. 

Ход игры: 

Дети идут по кругу и говорят слова. 

На грибочек жук взлетел: 

Смотрит сверху на детей. 

Хитро смотрит и сидит,

Песенку свою жужжит.

Ребенок - жучок в кругу отвечает: 

Жу - жу - жу, 

На грибочке я сижу. 

Дети хлопают в ладоши и говорят: 

Вот с грибочка он упал (жучок приседает, и двигает руками). 

И сердито закричал. 

Ребенок - жучок: 

Жу - жу - жу, 

Под грибочком я лежу. 

Дети говорят вместе: 

Ты, жучок, давай вставай, 

И детишек выбирай. 

Дети поднимают Жучка. 

Ведущий: 

Жучок крылышки расправляет 

Новую песню начинает. 

Ребенок - жучок: 

Жу - жу - жу, 

Я с Анютой дружу. 

Кого жучок выбрал, тот становится жучком и игра повторяется.

Цель: совершенствовать умение определять расположение предмета на ограниченной плоскости; формировать умение действовать по указанию воспитателя, используя слова: верхний правый (левый) уголок, нижний правый (левый) уголок, над, под, слева (справа) развивать логическое мышление дошкольников, внимание, мелкую моторику, сосредоточенность. 

Ход игры: 

Воспитатель. Сегодня, ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Слушайте внимательно условия игры. Я буду вам читать рассказ. Согласно указаниям, которые вы услышите из моего рассказа, вам надо выкладывать картину по предметам, которые лежат на ваших столах. Поняли? Вы готовы к игре? Начинаем. 

Пример. 

Воспитатель. Наступило весеннее утро. В левом верхнем углу засияло ласковое солнышко. В правом верхнем углу улыбнулось любознательное облачко. Им было очень интересно смотреть сверху вниз. На поляне, в центре, росла цветущая яблонька. Над яблонькой пролетала и громко чирикала птичка. Под яблонькой пробегал ежик. В левом нижним углу пчелка собирала нектар на цветке. В правом нижним углу в кустах сидел заяц. Слева от яблоньки стоял Ваня, а справа от яблоньки стояла Даша. Дети любовались красотой природы. 

Дети самостоятельно выкладывают картину по предметам, которые лежат на столах, в соответствии с указаниями услышанными в рассказе воспитателя. Воспитатель проверяет и поощряет детей к выполнению задания. 

Воспитатель. Дети, вы сегодня были внимательны, исполнительны и смогли справиться с заданием. Посмотрите, какие замечательные картины вы создали. Молодцы! 

Дидактическая игра «На ярмарке» 

Цель. 

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение. 

Оборудование. 

План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения. 

Игровые действия. 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу). 

В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру. 

Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»

Купить онлайн-кассы под 54-ФЗПодключи МодульКассу. Интеграции с 1С, МойСклад, МоеДело, Горячие клавиши и др.Подключи МодульКассу. Интеграции с 1С, МойСклад, МоеДело, Горячие клавиши и др.modulkassa.ruПерейтиЯндекс.Директ18+Скрыть объявление

Цель. 

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему. 

Оборудование. 

Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар). 

Игровые действия. 

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.). Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура. Для описания используют схему: 

- название фигуры, плоская или объемная? 

- есть ли у нее углы или нет? 

- может ли катиться? маленькая или большая? 

- какого может быть цвета? 

- на что похожа? 

- где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы? 

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат - куб, круг - шар). В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные). А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»). 

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке» 

Цель. 

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству. 

Оборудование. 

Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами - в количестве от 1 до 6) и др. 

Игровые действия. 

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины. Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество. 

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился» 

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ. 

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д. 

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?» 

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом. 

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью. 

Игровые действия. 

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию - «маршрут движения солнышка по небу» - согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты. 

- время возвращения домой 

- многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета - результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета - результаты наблюдений осенью. 

По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые. 

Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые. 

Дидактическая игра «Сколько упало капель?» 

Цель. Закрепить знания о составе числа 7.

Оборудование. 

Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7. 

Раздаточное: цифры от 1 до 7. 

Игровые действия. 

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой. Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети. Вместе с воспитателем делают выводы, что семь - это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой) 

Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов: 

1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7 

2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 = 

Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? » 

После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать: 

7 (столько было капелек) - 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты: 

7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0 

7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7 

Дидактическое упражнение «Для какого цветка?» 

Развитие навыков логического мышления. 

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов. Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький - в маленьком). Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок. 

Дидактическое упражнение «Угадай цифру»

Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7. 

Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично. 

Дидактическая игра «Живые цифры» 

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже. 

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7. 

Игровые действия. 

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего - расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду: 

- Первой должна стать Маша; 

- Второй - Сережа; 

- Третьей я поставлю Оксану ... и т. д. 

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?» 

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает. 

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами. 

Игровые действия. 

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева. 

Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами. 

Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе. 

Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?» 

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки. 

Примечание. 

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое - следующим. 

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики»

                          Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с    ...

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при на...

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»...

Консультация для педагогов: «Использование метода эйдетики для развития детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Использование метода эйдетики для развития детей старшего дошкольного возраста»...