Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цоколова Татьяна Александровна

В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в соответствии с программным содержанием программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336 для детей подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zkr_d_i_d_t_i_t_podg.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Образовательная область: Речевое развитие и социально-коммуникативное

Тема занятия: Звуки Т и т` и Д и д`

Возрастная группа старшая подготовительная

Цель занятия: Продолжение работы развитию звуковой культуры речи

Задачи занятия:

Образовательные:

Продолжать учить дифференциировать звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости

Продолжать учить правильно произносить звуки Т и ть, Д и дь в речи.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.

Развивать фонематический слух. 

Развивать умениее соотносить движение со словами

Воспитательные:

Воспитывать умение контролировать себя в процессе выполнения задания.

Словарная работа: Активизация – бегемот, крот, тюлень, тигр, леопард, панда, енот, антилопа, мангуст, утконос, выдра

Планируемые результаты занятия

Подготовительная работа: проведение занятий на тему животные Юга

проведение занятий на тему животные Севера

Материалы и оборудование:

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Привлечь внимание детей

Мне сегодня на почту пришло письмо. У меня пока не было времени его открыть.

Сюрпризный момент: Письмо от Тили и Дили

Слушают содержимое письма

Ребенок заинтересуется занятием

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать мотивацию участвовать в занятии

Усовершенствовать навыки звукового анализа

У Тили не получается определить в каких словах звучит звук Т, а в каких Д

А у Дили не получается определить в каких словах звучат мягкая или твердая Т и Д

Проблемная ситуация

Ребнок захочет помочь Тиле и Диле

Ребенок усовершенствует навык определения в словах звуков Т и Д, а также мягкие или твердые звуки Т и Д звучат в словах

2.2.

Этап восприятия материала.

Размять артикуляционный аппарат

Закрепление полученных знаний

Ещё только начало дня и чтобы хорошо позаниматься сделаем артикуляционную гимнастику.

«Трубочка» 

«Пятачок» 

«Худышка» 

Конфетка

Напоминаю характеристику согласных звуков (мягкий-твердый, глухой, звонкий)

А вот и первое задание. Нужно будет поймать звонкий звук, а когда услышишь глухой поднять руки вверх

Во втором задании надо будет найти твердый или мягкий звук. Например твердый звук д, а мягкий дь, твердый с, а мягкий сь.

Демонстрационный

Словесный

Словесный, игровой

Повторяет артикуляционную гимнастику

Участвует в игре

Мышцы лица будут размяты и готовы к работе

Закрепление навыков звукового анализа

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Размять, переключить внимание ребенка, перезагрузить его, дать отдохнуть мышцам

Дать возможность применить полученные знания за занятие

Мы хорошо справились с заданиями. Только мы уже засиделись, пора подвигаться.

Физкультминутка «Зима»

Даю задание на характеристику первых звуков в именах девочек

А теперь попробуем с тобой чистоговорки  

Дед Мороз

Гнездо

Кот

“Наряди елку” дифференциацию звуков ( Д и Т, Дь и Ть) в их названии

Ура, мы нарядили елки!

“Зашифрованное предложение”

Дается набор картинок для составления предложения. Ребенок должен будет составить предложение

Словесный, демонстрационный

Игровой, словесный

Повторяет физкультминутку

Дает характеристику первым звукам в именах девочек

Дает характеристику первым звукам в названии животных

Ребенок отвлечется и будет готов продолжать занятие

Закрепит полученные навыки на занятии. Сможет дать характеристику звуку, на основе пройденного на занятии

3.

Заключительный этап.

Завершить занятие

Прощание с гостями

Подведение итогов

Словесный

Прощается

Занятие закончится

 

Мне сегодня на почту пришло письмо. У меня пока не было времени его открыть.

У Тили не получается определить в каких словах звучит звук Т, а в каких Д

А у Дили не получается определить в каких словах звучат мягкая или твердая Т и Д

Ещё только начало дня и чтобы хорошо позаниматься сделаем артикуляционную гимнастику.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

Оближем губки.

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Конфетка

Водим языком по  кругу по внутренней части губ

Чтобы выполнить задание нам нужно вспомнить какими бывают у нас звуки. Мы уже знаем, что есть звуки гласные и согласные. А какими могут быть согласные звуки? (При затруднении даю подсказку: показываю колокольчик) Например звонкий звук Д, а глухой т, звонкий з, а ещё  глухой с, звонкий б, а глухой п. Давай выполним следующее задание, нужно будет “поймать” слово, в котором ты услышишь звонкий звук.

Бал, сом, ток, двор, сон, забор, поезд, пух, дверь, тень, синий, тонкий, дом, звон, бант.

Чем отличаются согласные звуки Б и бь, в и вь, к и кь? А теперь выполним следующее задание, где надо будет найти твердый или мягкий звук. ( если возникают затруднения даю подсказку: Например твердый звук д, а мягкий дь, твердый с, а мягкий сь) Когда услышишь мягкий зву, то подними синию карточку, а когда твердый - зеленую.

Лук, люк, суп, сироп, парк, пюре, крот, кит, дно, день.

Мы хорошо справились с заданиями. Только мы уже засиделись, пора подвигаться.

«Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Следующее задание в письме - чистоговорки.

Дед Мороз

Да-да-да — есть у деда борода.

Да-да-да - к детям он спешит всегда.

Ди-ди-ди - к нам на праздник приходи!

Гнездо

До-до-до - на дереве гнездо.

Де-де-де — сидит птица на гнезде.

Де-де-де — будут жить птенцы в гнезде.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Смотри, к нам пришли игрушки-зверушки, кажется они тоже хотят узнать какие звуки спрятались в их названии

Диля: А давайте искать в их названии звук Д или Т!

Давай повесим на елку со звездой игрушки у которых в названии Т, а на елку без звезды игрушки, в названии которых звук Д.

Бегемот, кот, антилопа, выдра, енот, крот, панда, тюлень, мангуст, тигр, утконос

Ура, какие красивые елочки у нас получились!

Ну что, Диля и Тиля, теперь вы научились отличать звуки Т и Д в словах?

“Зашифрованное предложение”

Как ты думаешь что они хотели нам сказать этими картинками? (в наборе картинок изображение девочки и мальчика, утки, удочки, кот, дом, дрова, пила)

Нам удалось расшифровать слова!

Лиза, спасибо тебе за помощь, вместе мы научили девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему: «Звук [с]».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [с]»....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи у детей первой младшей группы

Конспект ООД по развитию речи у детей в первой младшей группе на тему: "Я Зайка, а ты кто?"...