Педагогический проект «Развитие памяти детей 5-6 лет через заучивание стихотворений»
материал по развитию речи (старшая группа)

Александрова Екатерина Юрьевна

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания  увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации г. Канаш

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Канаш Чувашской Республики

Педагогический проект

«Развитие памяти детей 5-6 лет через заучивание стихотворений»

На период с 01.06.2015 г по 31.05.2016 г                                                                                                

         

                                                                                                            Составитель:

                                                                                                              Воспитатель Александрова Е.Ю.

                                                                                                                     

Канаш, 2015

Анализ ситуации.

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!

Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросила я детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже почти 6 лет. Это проблема и ее необходимо решать.

 Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.

Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.

В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В  детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания  увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Проблема проекта: Что будет способствовать развитию памяти у детей?

Гипотеза: процесс формирования памяти у детей 5-6 лет будет более эффективен при целенаправленном заучивании стихотворений.

Цель:  развивать произвольную память у детей 5-6 лет на основе заучивания стихотворений.

Задачи:

- учить детей различным видам запоминания

- Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.

- Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться своим опытом.

- Формировать интерес к художественной литературе,  умение слушать и понимать услышанное

Ожидаемые результаты.

  1. Дети больше заучат четверостиший.
  2. Изменить характер общения с ребёнком. Ребёнок и педагог понимают друг друга, общаясь на «равных».
  3. Дать толчок для активности. Не просто заучить, но и научиться рассуждать.
  4. Поднять уровень мотивации коллективных достижений у детей.
  5. Дети легче запоминают стихотворения.
  6. Сблизить детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсах и открытых занятиях.  

Этапы реализации:

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ресурсы

1

определение проблемы

Сентябрь

 «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

Санкт-Петербург 2002г.

 «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко

Мозаика-Синтез 2005г.

 «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова.

Сфера 2007г

2

определение цели и задачи

Сентябрь

Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.

 Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

3

подбор методической литературы

Сентябрь

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

4

подбор  конспектов  занятий, иллюстративного материала

Сентябрь

Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.

6. Материалы интернета:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne

5

подбор оборудования

Сентябрь

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

«Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

Санкт-Петербург 200

6

проведение предварительной работы с родителями

Сентябрь

Материалы интернета: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/

7

составление перспективного плана мероприятий

Сентябрь

Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.

6. Материалы интернета:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne

8

разработка диагностики

Сентябрь

. Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

9

Проведение диагностики

сентябрь

. Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

10

организация практической работы с детьми

Сентябрь- май

. Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008.

«Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова.

Сфера 2007г

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

11

организация практической работы с родителями

Сентябрь-май

Материалы интернета:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne

12

работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры консультации

Сентябрь- май

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/

13

Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов

Май

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

14

Подведение итогов реализации проекта

Май

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

15

Обобщение результатов работы

Май

Материалы интернета:

https://festival.1september.ru/articles/613484/

«Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

Санкт-Петербург 2002г

План работы с родителями

Срок проведения

Мероприятия

Тема

Ответственный

Сентябрь

Сделать  картотеку  для родителей

 «Стихи для заучивания и чтения

Воспитатель

Октябрь

Организовать выставку книг  

 Выставка поэтических произведений и малых форм фольклора

Воспитатель

Ноябрь

Папка-передвижка

 Наглядную информацию по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Музыка и стихи»

Воспитатель

Декабрь

Информационная папка для родителей

«Заучивание стихов с использованием нетрадиционные способы разучивания».

Воспитатель

Январь

Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми.

 «Мое любимое стихотворение».

Воспитатель

Февраль

Консультация для родителей

Индивидуальные консультации по интересующим вопросам.

Воспитатель

Март

Приглашение родителей на детские праздники, развлечения, литературный вечер.

 «Весна красна»

Музыкальный руководитель

Воспитателб

Апрель

Консультация для родителей

«Нетрадиционные способы заучивания стихов»,

Воспитатель

Май

Итоговое родительское собрание

 Диагностика .

Воспитатель

План работы с детьми

п/п

Планируемое мероприятие

Цель

Исполнитель

Кол-во дней

1

Выступления детей на утренниках

Развивать память детей

Родители, воспитатели,  музыкальный руководитель

На каждый праздник

2

Еженедельные

НОД

Развивать память

Воспитатели

Еженедельно

3

Подвижные игры

Способствовать развитию словесного творчества

Воспитатели, физ.инструктор

Ежедневно

4

Дидактические игры

Способствовать формированию произвольной памяти

Воспитатели

Ежедневно

5

Составление книги антонимов, книги синонимов

Способствовать успешному заучиванию четверостиший

Родители, воспитатели

Раз в месяц

6

Праздник-презентация

Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество

Родители, воспитатели

В конце проекта

7

Заседание семейного клуба «За чашкой чая».

Выступления детей.

Анкетирование родителей.

Викторина «Нарифмуй-ка»

Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество

Родители, воспитатели

2 раза за время проведения  проекта

8

Оформление информации в родительском уголке.

Памятки «Знаете ли Вы что...»

Рекомендации «Что должен знать и уметь ребёнок 3-4 лет»

Дать представление и повод для мотивации разучивания четверостиший

Воспитатели

Раз в квартал

9

Создание книги полюбившихся стихотворений с рисунками

Вызвать у детей интерес к заучиванию стихотворений

Родители, воспитатели

В течение всего проекта

Список  литературы

  1. Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
  2. Т.Н.Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
  3. Материалы интернета:
  4. https://festival.1september.ru/articles/613484/
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne
  6. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/
  7. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 17.10.2013 N1155 
  8.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 01.09.2013г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий

Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным...