Непрерывная образовательная деятельность "ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
план-конспект занятия по развитию речи

Петрова Марина Сергеевна

Непрерывная образовательная деятельность "ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx293.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 Кировского города Санкт-Петербурга







Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира




Петрова Марина Сергеевна



hello_html_856a71.jpg



Санкт-Петербург

2021 год

Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Вид занятия: занятие-беседа.

Формы образовательной деятельности: интегративная организованная образовательная деятельность.

Цель: познакомить детей с памятным днём – Днём полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания по истории города Санкт-Петербурга (Ленинграда);
  • Вспомнить и закрепить названия памятников, посвящённых Блокаде.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за родную страну и город;
  • Воспитывать чувство сострадания;
  • Воспитывать чувство благодарности и уважения к людям, сражавшимся за Ленинград;
  • Воспитывать чувство уважения к старшим;

Развивающие:

  • Пополнение и активизация словарного запаса (город-герой, блокадники, Блокада, мемориал, монумент);
  • Развитие зрительного и эмоционального восприятия.

Планируемый результат: дети знают, что такое Блокада Ленинграда; имеют представление о том, какое это тяжёлое время и как страдали люди; знают памятники, посвящённые Блокаде.

Подготовительная работа: оформление тематического уголка в раздевалке, рассматривание с детьми фотографий военных лет, прослушивание военных песен и музыки.

Оборудование: фотографии блокадного города, фотографии на тему войны, книги про войну, презентация «900 дней Блокады», ноутбук или проектор.

Технологическая карта НОД

Этап занятия.

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть.

Организационный момент.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики, поставленные полукругом. Читает стихотворение:

«Война с блокадой чёрной жили рядом,

Земля была от взрывов горяча.

На Марсовом тогда копали гряды,

Осколки шли на них, как саранча!

На них садили стебельки картошки,

Капусту, лук на две иль три гряды —

От всех печалей наших понемножку,

От всей тоски, нахлынувшей беды!

Без умолку гремела канонада,

Влетали вспышки молнией в глаза,

А рядом были плиты Ленинграда,

На них темнели буквы,

Как гроза!»

А. Прокофьев

Садятся на стульчики.

Слушают стихотворение.

2 мин.

2.

Основная часть.

Беседа.

Включает на компьютере/проекторе презентацию.

Показ слайда1.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о Блокаде. Вы наверняка слышали об этом страшном и горьком событии, которое случилось с нашим родным городом.

Показ слайда 2.

На рассвете 22 июня, в один из самых длинных

дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части

Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы.

Показ слайда 3.

- Великая Отечественная Война началась 22 июня 1941 года. (прослушивание записи об объявлении войны, голос Ю. Левитана).

Показ слайда 4.

- 4 сентября — 8 сентября 1941 года:

 Артиллерийские обстрелы начинают разрушать промышленные районы, школы, госпитали и жилые дома Ленинграда.

Показ слайда 5.

- Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. В опасности были все люди. И чтобы уберечь жителей и предупредить их об опасности писали на домах такие таблички.

Показ слайда 6.

- Враг всё крепче сжимал город. И 8 сентября 1941года… кольцо вокруг города замкнулось.

Показ слайда 7.

- 16 сентября 1941 года: Немецкие войска прорвались на южный берег Финского залива, отрезав от Ленинграда

Ораниенбаум.

Показ слайда 8.

- 19 сентября 1941 года Немецкие войска остановились в 10 км от

Ленинграда. Жители города участвуют в боях на передовой.

Показ слайда 9.

- Очень тяжело было людям в осаждённом Ленинграде. 21 ноября 1941 года— в Ленинграде отключено электричество в жилых домах.

Показ слайда 10.

- Не было ни тепла, ни воды. Люди набирали воду из реки, спали в одежде.

Показ слайда 11.

- 6 декабря 1941 года— в Ленинграде вышел из строя водопровод.

Прекратилось теплоснабжение жилых домов.

Показ слайда 12.

- Наступил 1942 год.

Показ слайда 13.

- Для доставки в Ленинград продовольствия и для

эвакуации ленинградцев была организована дорога по льду на Ладожском озере. Она получила название «Дорога жизни».

Показ слайда 14.

- Машины доставляли в город продукты и вывозили из города людей в любое время суток и в любую погоду. Многие уходили под лёд.

Показ слайда 15.

- Июнь-сентябрь 1942 года: Начались артиллерийские обстрелы

Ленинграда новыми 800-килограммовыми снарядами.

Показ слайд 16.

- 1943 год.

Показ слайда 17.

- Январь- декабрь: Возросла

интенсивность артиллерийских

обстрелов Ленинграда.

Показ слайда 18.

- 12-30 января: Операция «Искра» принесла

Долгожданный результат, открыв коридор между городом и побережьем Ладожского озера.

Показ слайда 19.

- 5 февраля — вступила в строй Дорога победы — 33-километровая

железнодорожная линия, связавшая Ленинград с «Большой землёй».

Показ слайда 20.

- 7 февраля — в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с

«Большой земли».

Показ слайда 21.

- После долгих и мучительных дней и ночей, которых было 900, блокада Ленинграда была полностью снята.

Немецкие войска отброшены на 60-100 км от города. В Ленинграде в честь этого события был произведен салют.

Показ слайда 22.

В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых

зданий, 9 000 деревянных домов (сгорело), 840 фабрик и заводов. По приблизительным

подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до 1,5 млн человек.

Показ слайда 23.

- В 1945 году Россия победила фашистскую Германию.

Показ слайда 24.

- Конечно, такие тяжёлые времена не могли не оставить след в истории Ленинграда. Чтобы люди не забывали о подвиге ленинградцев, в городе организованы музеи и мемориалы памяти Блокады. Вот некоторые из них.

Показ слайда 25.

Памятный знак "Вагонетка".

Вагонетка Кирпично-пемзового

завода №1 - подлинная реликвия

времён Великой Отечественно войны.

В 1942-1943 годах завод был переоборудован и служил местом кремации жертв блокадного Ленинграда.

Показ слайда 26.

Надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

Показ слайда 27.

Вечный огонь на Марсовом поле.

Показ слайда 28, 29.

Пискарёвское мемориальное кладбище.

Монумент Матери-Родины.

Показ слайда 30.

Площадь Победы.

Показ слайда 31.

- Мемориал «Журавли».

Показ слайда 32.

Надпись на мемориале гласит:

«Твёрже стали и камня была ваша стойкость, герои. Славу мужества вашего гордый хранит Ленинград. Память павших героев, защитников жизни, священна, будь
достойным её светлым подвигом жизни своей.»

Показ слайдов 33, 34.

Мемориал «Разорванное кольцо».

Показ слайда 35.

- Обелиск на площади Восстания.

Показ слайда 36.

- Цветок Жизни —

мемориал, установленный

на 3-м километре Дороги Жизни около Санкт-Петербурга.

Показ слайда 37.

Музей обороны Ленинграда

.

Показ слайда 38.

- На этой фотографии мы видим страницы из дневника Тани Савичевой, жительницы блокадного Ленинграда. Тане было 12 лет, когда началась война. Очень страшно и горько становится от того, что маленькие дети видели войну, что много детей погибло.

Слушают воспитателя, смотрят показ презентации.

30 мин.

3.

Заключительная часть.

Итог занятия. Систематизация знаний.

Показ слайда 39.

- Эти события, ребята, должен помнить каждый. Ведь благодаря подвигу наших прабабушек и прадедушек, над нами сейчас мирное небо.

«Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся, –

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, –

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полёт, – помните!

О тех,

кто уже никогда

не споёт, –

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, –

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, –

заклинаю, –

помните!»

Р. Рождественский.

Слушают воспитателя.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дети блокадного Ленинграда"

Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается пере...

НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» рисование для детей старшего возраста. Тема: «Блокадный Ленинград»

НОД по образовательной области«Художественно - эстетическое развитие» рисованиедля детей  старшего возрастаТема: «Блокадный Ленинград» Составила и провела:Воспитатель Осипова О.В.Санкт-Петер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Непокоренный Ленинград", посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подготовительная группа....

Организованная образовательная деятельность во 2-ой разновозрастной группе общеразвивающей направленности на тему: «Блокадный Ленинград»

Данное занятие разработано по направлению: патриотического воспитания. Тема занятия: «Блокада Ленинграда» В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовн...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по теме: «Дети блокадного Ленинграда.»

Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда.  - создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ;- познакомить детей со страшными днями пережитыми детьм...

Дети блокадного Ленинграда. Образовательное мероприятие для детей подготовительной группы

Тематическое образовательно-воспитательное мероприятие для старших дошкольников. Использование мультимедиа сопровождения, аудио и видео материалов....