НОД в подготовительной группе с использованием технологии синквейн "Зима в городе"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Третьякова Наталья Владимировна

Развитие речи при помощи технологии синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием технологии синквейн для детей подготовительной группы «Зима в городе».

                                                   Составила и провела: Третьякова Н. В.

Цель: Использование технологии синквейн для закрепления и расширения имеющихся у детей представлений о зиме, как времени года.

Задачи:

* Образовательные:

уточнять и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы;

- учить детей составлять синквейн;

- закреплять умение заучивать небольшие стихотворения.

Развивающие:

развивать интересы детей, любознательность и познавательную активность;

- развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве;

- развивать двигательную активность;

- развивать память, логическое мышление и речь.

Воспитательные:

воспитывать дружеское отношение детей друг к другу через совместную деятельность;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.

Интеграция познавательных областей:

речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

Активный словарь: обогащение словаря прилагательными по теме «Зима»: снежная, белая, морозная, пушистая, белоснежная, искристая.

Пассивный словарь: коллаж, угольки, вьюжит, буранит, метёт.

Предварительная работа: экскурсия в зимний парк; беседа с детьми о приметах зимы; чтение стихов / А.Фет «Чудная картина», Соколов-Микитин «Зима вьюжная», А.Пушкин «Зимний вечер»/, рассказов, отгадывание загадок о зиме; заучивание загадок; художественно-продуктивная деятельность: рисование «Зимний лес», аппликация «Снеговик», оригами «Зайчик»; Д/и «Когда это бывает», «Найди такую же снежинку»; Р/и «Снежный ком», «Подбери похожие слова»; знакомство с техникой коллажа, работа с мнемотаблицами.

Оборудования и пособия: материал для изготовления коллажа, мнемодорожки; д/ картинки «Зимние развлечения» для составления предложения, оборудование для дыхательной гимнастики, оборудование для подвижной игры «Снежки», мандарины для сюрпризного момента, мольберт, клеящие карандаши, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка.

Технические средства: ноутбук для музыкального сопровождения.

Методы и приёмы:

Метод наглядного обучения ( использование рисунков детей, художественных работ по аппликации, иллюстраций, дидактических карточек, мнемодорожек).

Словесный метод (рассказ воспитателя, составление предложений детьми, использование загадок, беседа, пояснение, дополнение, заучивание стихотворения).

Игровой метод (дидактическая игра «Подбери слово», речевая игра «Составь предложение по картинке», подвижная игра «Снежки», «Буран, метель, въюга», музыкальная игра «Новогодний хоровод»)

Практический метод (составление синквейна, изготовление коллективной работы – коллажа)

 

Ход занятия:

Вводная часть:


 

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Теплота от наших рук

Побежит вокруг – вокруг

День начнётся с теплоты,

С теплоты и доброты.

 

Воспитатель: - Ребята, вы такие замечательные и совсем уже большие. Расскажите мне, что вы умеете делать? Чему вы научились в детском саду? Дети: - Рисовать, считать, конструировать, расставлять игрушки на свои места, ухаживать за растениями…

В. - Молодцы! Скажите, вы умеете придумывать стихотворения? Д. -Нет, не умеем.

В.- Хотите научиться? Это совсем не сложно, а даже увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек и называется – синквейн.

Посмотрите на эту книгу, которую я вам принесла. У нее красивая обложка, а внутри она пустая. Я предлагаю ее заполнить. Как вы думаете, о чем мы будем составлять синквейн?

Воспитатель предлагает детям выбрать мнемоквадрат на слово «зима» и поставить его на первую строчку на мольберте.

В. – Ребята, посмотрите, на столе много разных картинок с изображением зимы. Я предлагаю вам изготовить коллаж на тему «Зима».

 

* Изготовление коллажа

Дети работают в подгруппах: зимние забавы, погода, зимние виды спорта, зимующие птицы. выбирают понравившиеся картинки, распределяют материал на листе по своему желанию, приклеивают. Работу детей сопровождает мелодичная, спокойная музыка Вивальди «Зима».

В. – Коллаж готов. Молодцы!

Воспитатель закрепляет коллаж на втором мольберте.

В. – Какой красивый коллаж получился. Полюбуйтесь и скажите, какая зима на картине?

Дети подбирают прилагательные, характеризующие зиму, изображённую в коллаже.

Д. –Зима пушистая, снежная, искристая, белая, белоснежная…

Воспитатель предлагает детям выбрать мнемодорожку, на которой изображены слова, характеризующие зиму ( снежная, пушистая) и поставить её на вторую строчку на мольберте.

В. – Ребята, настроение у зимы бывает разное. Бывает так, что нахмурится небо, набежит снеговая туча, поднимется ветер…холодный: ссссс , а иногда теплый: шшшшш

* Дыхательная гимнастика.

Дети дуют на снежинки, закреплённые на ниточках. Воспитатель следит, чтобы у детей на вдохе не поднимались плечи, на выдохе не надувались щёки.

В. – Что бывает со снежинками, когда поднимается ветер?

Д. – Снежинки поднимаются вверх, кружатся, летят…

* Подвижная игра «Буран, метель, вьюга»

В.- Ребята, буран что делает? Метель что делает? Вьюга что делает?

Дети подбирают слова действия: буранит, метёт, вьюжит.

Воспитатель предлагает выбрать мнемодорожку на соответствующие слова-действия и поставить её на третью строчку на мольберте.

В. – Ребята, вы любите зиму?

* Игра «Составь предложение по картинке»

В. – Предлагаю вам выбрать по одной карточке с изображением зимних развлечений и составить по ней предложение, которое будет начинаться: «Зимой я люблю….»

Д. – «Зимой я люблю лепить снеговика»

- «Зимой я люблю кататься на лыжах»

- «Зимой я люблю играть в хоккей»

- «Зимой я люблю кататься на коньках»

- «Зимой я люблю строить горку»

- «Зимой я люблю кататься на санках с горы»

В. – Ребята, я зимой люблю играть в снежки. 

* Подвижная игра «Снежки»

Дети играют в снежки друг с другом, после собирают снежки в корзинку.

В. – Ребята, вы можете сказать, что зима – любимое время года?

Д. – Зима, это любимое время года!

Воспитатель предлагает выбрать мнемодорожку на предложение «Зима любимое время года» и поставить её на четвёртую строчку на мольберте.

В. – Ребята, зима необыкновенное время года. Что бывает только зимой?

Д. – Зимой наступает Новый год! Приходит Дед Мороз, дарит подарки!

* Игра «Новогодний хоровод»

Воспитатель предлагает детям вспомнить «Новогодний хоровод». Дети становятся в круг. В центр круга, вместо ёлки, воспитатель ставит корзину со снежками. Дети исполняют новогодний хоровод- «Ты прищёл к нам в гости, Дед Мороз».

В. – Ребята, я думаю, что Дед Мороз услышал вашу песню и обязательно свершится чудо!

Звучит волшебная музыка и в корзине под снежками дети находят мандарины.

Воспитатель предлагает детям поставить на пятую строчку мнемоквадрат на слово «Дед Мороз».

Заключительная часть:

*Работа с мнемодорожками. Заучивание стихотворения.

В. – Ребята, пять строчек заполнены. Давайте расшифруем то, что мы записали при помощи рисунков.

Дети расшифровывают рисунки на мнемодорожках. Читают синквейн.

Зима

Белая, пушистая

Буранит, метёт, вьюжит

Любимое время года

Дед Мороз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологии театрализованных игр. Тема: «Цирк»

Цель:Формировать эмоциональный опыт детей, способствовать элементарному перевоплощению.Закреплять навыки основных движений: равновесие, метание, прыжки.Упражнять в лазании по гимнастической стенке, де...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием технологии драмматизации Тема: «В стране Доброты»

Задачи: Способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков. Упражнять детей в составлении схемы предложения и делении слова на части, закреплять состав числа из двух меньш...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».

Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.2...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...