"Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шпиговская Елена Андреевна

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель Школы 1056: Шпиговская Елена     Андреевна

План-конспект по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) на тему «Золотая осень»

  Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

восприятию поэтической речи.

  Задачи:

  Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними; обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Здоровьесберегаюшая: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения.

Словарная работа: желтеют, моросит, листопад, сухими, солнце, листья.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

Материал: Фланелеграф; картинки с признаками осени, мяч, осенние листья, веточка рябины, запись « Времена года», картинки на осеннюю тему.

Ход занятия

     1. Организационный момент.

Воспитатель в костюме осени заходит в группу и показывает веточку рябины.

- Здравствуйте, ребята! Вы отгадали кто я? (Осень)

- Посмотрите, что я вам принесла в подарок? (веточку рябины)

Ребята, передавая по кругу веточку рябины, рассматривают её.

- Какое время года нам напоминает эта веточка?

- Какие приметы осени вы знаете? (Становится холоднее, желтеют, затем опадают с деревьев листья, перелётные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму)

- Молодцы, ребята!

2. Игра с мячом.

- Ребята, давайте встанем в кружок. У меня есть волшебный мяч, кому я брошу, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний листик.

Воспитатель: - листья осенью (что делают?) –

1 Ребёнок: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель: - Дождь осенью (что делает?) –

2 Ребёнок: Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель: - урожай осенью (что делают?) –

3 Ребёнок: Урожай осенью убирают.

Воспитатель: - птицы осенью (что делают?) —

4 Ребёнок: Птицы осенью улетают.

Воспитатель: - деревья осенью(что делают?) —

5 Ребёнок: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель: – звери осенью (что делают?)—

6 Ребёнок: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3. Чтение рассказа Виталия Бианки «Сентябрь»

Звучит запись «Времена года».

   Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

  Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.

   Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи - и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

  И вдруг - как память о красном лете - устанавливается вёдро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

  - Бабье лето стаёт, - улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается - все заботы о ней прерваны до весны.

  Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилосВопросы детям:

Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?

Какое небо осенью?

Как изменился лес осенью? Поляна? Молодцы, ребята!

- Ребята, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратитесь в грибы, деревья и ягодки.

4. Подвижная игра «Гриб, дерево, ягодка»

  Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!»- дети приседают; «Дерево!»- замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!»- встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

5. Пальчиковая игра «Осенние листья».

  - А для следующего задания нам надо размять свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

6. Практическая часть: Дидактическая игра: «Составь картину осени».

 - Итак, посмотрите, у нас есть фланелеграф и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. Воспитатель предлагает составить осеннюю картину. (Дети оставляют картину осени).

Итог занятия

  Вот наше занятие подошло к концу, Вы очень порадовали меня, вы так много знаете обо мне, скажите, ребята:

Какое произведение мы прочитали? (Виталия Бианки «Сентябрь»)

О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Что бывает только осенью? (отлет птиц , листопад, сбор урожая.)

Что понравилось на занятии?

Молодцы, ребята всем спасибо!

Используемая литература:

  1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

2. Развитие речи в детском саду. Старшая группа Гербова В.В – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....