Конспект занятия по развитию речи "В мире сказок А.С. Пушкина".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Александровна

Конспект занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи в подготовительной группе

«В мире сказок А. С. Пушкина»

  Воспитатель: Иванова Татьяна Александровна

Цель:

• Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина, его сказках;

• Показать детям красоту поэзии А. С. Пушкина и объяснить, почему Пушкина называют народным поэтом;

• Учить детей подбирать рифмы к словам;

• Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

• Объяснить детям этимологию устаревших слов

Словарь:

    Землянка - жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли;

Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;

Невод – сеть для ловли рыбы;

Рать – войско, армия;

Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;

Темница – тюрьма;

Светлица – светлая парадная комната

Затейница - выдумщица

Материалы и оборудование: портрет А. С Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина разны художников, фонограмма отрывков из опер Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Полет шмеля» или «Океан – море синее».)

Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, домашнее чтение и разговоры с родителями о поэте.

Часть 1

Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Я расскажу вам сейчас, почему Пушкин так любил русские сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на русские народные. Когда Пушкин был совсем маленьким и все знали его просто Сашей, у него была нянюшка – простая русская крестьянка, которую звали Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня, и ему очень нравились напевные, выразительные, настоящие простые слова, которыми говорила его няня. В то время в дворянских семьях, какой и была семья Пушкина, считалось модным говорить по-французски, а не по-русски. Русский язык считался грубым, непоэтичным. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что это не так, что нет на свете языка более поэтичного и красивого, чем русский язык.

Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка и поэтому писал свои стихи простым языком, который был понятен всем русским людям, любящим свою Родину, - и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому Пушкина и называют народным поэтом.

А сказки доброй няни Арины Родионовны Пушкин любил слушать и тогда, когда стал взрослым. Послушайте слова из стихотворения «Зимний вечер»

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла

Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом с ними всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.

Часть 2

Отгадывание сказок А. С. Пушкина по отрывкам

Воспитатель. Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в чудесную страну сказок А. С. Пушкина. Я прочитаю вам отрывок, а вы определите, из какой сказки взяты эти строчки.

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда.

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не очень дорогого?»

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал, было, рыбку:

Золотую рыбку, не простую,

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась,

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп,

Так пустил с нее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто.

Наше-то совсем раскололось».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним одним она шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

4. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком,

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир»

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица. -

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

(«Сказка о царе Салтане…»)

Воспитатель. Правильно, вы просто молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А теперь в нашем путешествии по сказкам А. С. Пушкина музыкальная остановка. Я хочу чтобы вы послушали музыку, отрывок из оперы Николая Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

Звучит фрагмент «Полет шмеля» или «Океан-море синее»

Воспитатель предлагает детям подвигаться под музыку, изображая летящего шмеля, который кружится над цветком, или море в разную погоду – грозное, штормовое или спокойное, ласковое.

Часть 3

Игра в рифмы

Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим. Все сказки Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы.

Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.

ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка,

СОВЕТ – ответ, привет,

МАЙКА - гайка, зайка, зазнайка,

ПАЛКА - галка, скалка, скакалка,

КОТ – бегемот, кашалот,

КРУЖКА – подружка, клюшка,

КРЫЛЬЦО – кольцо,

БЕРЕЗЫ - розы, мимозы, занозы,

ОСИНА - кручина, перина, пучина,

ГРАД – виноград, шоколад, мармелад.

Часть 4

Значение устаревших слов

Воспитатель. Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете сочинять стихи.

Раздается стук в дверь, и группу входит мальчик в костюме петушка.

Петушок. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на занятии вы разговариваете о сказках Пушкина, и решил прийти к вам в гости. Кроме того, я принес вам письмо из другого детского сада, где дети просили ответить на несколько вопросов. Я не смог им помочь, может быть, вы сможете.

Воспитатель. (открывает и читает письмо). Да, действительно, дети из соседнего сада просят вас объяснить значение некоторых слов, которые встречаются в сказках Пушкина. Все вы, наверное, помните строки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Ребята просят вас объяснить смысл слов «землянка», «ветхая», «невод».

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы все согласны? Может, кто-то считает по-другому?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Мне очень нравится, как вы рассуждаете. Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

Петушок. Ой, а я-то не знал, как объяснить это ребятам. Но теперь с вашей помощью я уже знаю, как им помочь. А вот что означает слова «рать», «гонец» из «Сказки о царе Салтане…»?

Ответы детей.

Петушок. Вот еще непонятное слово «затейница» - это о моей подруге белочке из «Сказки о царе Салтане…».

Ответы детей.

Воспитатель. Молоды! А вот еще два слова с противоположным значением «темница» и «светлица».

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Пушкина. Мы узнали много нового и интересного. И хотя наше занятие закончено, с героями сказок А. С. Пушкина вам предстоит встретиться еще не раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект по развитию речи "Мир сказок".

В сказках происходят чудеса, волшебство. Сказки бывают народными. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой ска...

Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В мире сказок А.С.Пушкина"

Конспект позновательной деятельности  на тему " В мире сказок А.С. Пушкина"...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...

Конспект ООД по речевому развитию "Путешествие по волшебному миру сказок А.С.Пушкина"

ООД по теме «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-ко...