Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чанкуева Наталья Владимировна

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 

«ПОСУДА»

В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ  ГРУППЕ

 

ЧАНКУЕВА Н.В.

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»

с.Ходынино.

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: Посуда.

Цель: Систематизация и обобщение знаний детей о посуде.

 Задачи:

1.Повторить название посуды, ее виды и назначение (кухонная, столовая, чайная).

2.Повторить названия материалов, из которых может быть сделана посуда.

2.Совершенствовать умение детей образовывать относительные прилагательные, упражнять в согласовании слов в предложении.

3. Упражнять в словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

4.Учить составлять простые распространённые предложения.

5.Воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки.

4.Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, беседа, рассматривание кукольной и настоящей посуды. 

Оборудование:

Посуда разных видов

Магнитная доска

Рисунок «Посуда спряталась»

Мультимедийная презентация «Четвертое лишнее»

Оборудование для дыхательной гимнастики

Мнемотаблица для развития связной речи

Чашка и горошины для рефлексии

Ход занятия: 

1. Организационный момент (мотивация общения)

    -Здравствуйте, ребята! Зовут меня Федора Егоровна. Вы меня знаете? А откуда? Кто написал про меня сказку? А о чем она?

    Раньше я думала, что посуда мне не нужна и совсем о ней не заботилась. Но когда она сбежала от меня, я поняла, как без нее плохо!

2. Введение в тему

    Ребята, а зачем вообще нужна посуда? (Ответы детей)

 «Если б не было посуды»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд -

Варят, жарят и пекут!

3. Дидактическая игра «Посуда перепуталась»

Ой, ребята, знаете, какой беспорядок у меня был раньше? Сейчас покажу!C:\Users\user\Desktop\Открытое\domashnieie-zadaniie-po-lieksichieskoi-tiemie-posu_15.png

      И непонятно: что да где. Давайте вместе разбираться! Что вы видите на картинке? (Полным ответом)

      Теперь я исправилась, посуду полюбила. И знаю о ней много- много. А вы хотите много знать про посуду? Я вам все расскажу, всему научу! А заодно и поиграем с вами!

4. Беседа «Какая бывает посуда?»

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда)

— Как называется та посуда, из какой мы кушаем? (Столовая посуда)

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда)

5.Дидактическая игра «Расставь посуду по местам»

Вот такая разная посуда бывает. Но тут она у нас вся перемешалась и надо бы расставить ее по местам:

-на кухню мы поставим кухонную посуду,

-на стол- столовую,

-а на полочку- чайную.

      Рассуждать будем так: Я поставлю чайник на кухню, потому что это кухонная посуда.

Вывод:- Чайник, чашка, блюдце, сахарница. Эта посуда нужна для того чтобы пить чай. Её называют чайная посуда.

- Тарелки, супница, вилка, ложка, солонка, перечница. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой.

- Кастрюля, сковорода, половник, дуршлаг, разделочная доска, таз. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда.

6. Дидактическая игра «Что изменилось?»

 Посмотрите ещё раз на столовую посуду и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза.

      Открываем глаза, посмотрите, что изменилось? (Дети называют отсутствующий предмет или говорят, что изменилось)

7.Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?».

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам.

     Ребята, а из чего делают посуду, из каких материалов?

А сейчас представьте, что вы все мастера – умельцы и изготовили посуду из разного материала. Я буду называть материал из которого сделана посуда, а вы должны сказать, какая посуда из него получилась:

Чайник сделан из железа – чайник какой? (спросить по очереди всех детей)

Ложка из дерева – деревянная ложка

Стакан из стекла – стеклянный стакан

Миска из пластмассы – пластмассовая миска

Горшок из глины – глиняный горшок

Терка из металла – металлический чайник

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка

Блюдце из фарфора - фарфоровое блюдце

Ложка из серебра – серебряная ложка

Ваза из хрусталя – хрустальная ваза

Сковорода из чугуна – чугунная сковорода

Нож из стали – стальной нож

8. Дидактическая игра «Каждый продукт в свою посуду».

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты. И для каждого продукта есть своя посуда. Давайте подумаем и назовем, во что мы положим вот такие продукты:

Я положу…

Хлеб – в хлебницу,

Конфеты – в конфетницу,

Перец – в перечницу,

Сахар – в сахарницу,

Масло – в масленку,

Селедку – в селедочницу,

Соль – в солонку,

     Салат – в салатницу

Салфетки ставят- в салфетницу

Во что налито молоко (в молочник)

Во что налито кофе (в кофейник)

     Ребята, вы все назвали верно, и если делать все правильно, то на кухне всегда будет порядок и тогда уже точно посуда никуда не убежит. 

9. Физкультминутка 

Ребята, всегда нужно держать посуду в чистоте.

В посуде еду и хранят и готовят

Хозяйки посуду и сушат, и моют.

И от Федоры она не сбежит,

Если чистой на полках лежит.

      Давайте мы тоже помоем посуду.

Мы тарелки дружно мыли

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

А потом их вытирали

Вот так. Вот так. (Дети имитируют вытирание)

И на полку убирали.

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

А потом мы отдыхали,

дружно, весело плясали. (Пружинка)

Перемыли всю посудупосуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

10. Дидактическая игра «Назови  ласково»   (Хоровой ответ детей)

Тарелка – тарелочка,

чашка – чашечка,

ложка – ложечка,

вилка – вилочка,

чайник – чайничек,

сковорода – сковородочка,

стакан – стаканчик,

кастрюля – кастрюлька

кружка – кружечка

самовар – самоварчик

11.Дыхательная гимнастика «Вода  кипит».

- Ребята, а давайте мы сейчас с вами попьем чай? А что мы должны сделать сначала? Вскипятить воду в чайнике  

Чтобы чая нам попить

Надо воду вскипятить.

- Подойдите к столам. Поставьте трубочку в стаканчик. Возьмите стаканчик. Сделайте глубокий вздох через нос, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

- Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила.

- Кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.

       Вот в чашках у нас ароматный чай /глубокий вдох носом/ Чай оказался слишком горячий, подули /выдох через рот, губы трубочкой/.

12. Игра по формированию понимания предлогов «Ложка и стакан»

Перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан».

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

12. Развитие связной речи 

Ребята, а вы обратили внимание, что я пришла к вам с сундуком? Хотите узнать- посмотреть, что лежит в нем? Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец описания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой.

13.Итог занятия. Игра «Четвертый лишний».

Сегодня вы много узнали о посуде, и я предлагаю вам оочень сложную игру: «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.  (Презентация 4 лишний)

14. Рефлексия.

Украсить чайную чашку горошинами: яркими и темными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...