Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Брюховецкая Наталья Ивановна

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».                          

                                                                                                       К. Д. Ушинский

Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Наиболее популярны в современное время такие виды технологий: синквейн,

мнемотаблицы, квест, интеллект-карты.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.                      Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:

v Главная идея обводится в центре страницы.

v Лист располагается горизонтально.

v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

v Каждая мысль обводится.

v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Полезные свойства интеллект-карт:

  • Наглядность .Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. 
  • Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                             
  • Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                         
  • Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                       
  • Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                        
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть         новые идеи. 

Практическая часть

Ребята, сегодня в детский сад пришло необычное письмо. Его прислали жители другой планеты: Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».

Воспитатель: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)

Воспитатель: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)

Воспитатель: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)

Дидактическая игра «Сравнение»

Воспитатель: Я предлагаю вам составить умную карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту,скажите почему зиму сравнивают:

• С художником?

• С волшебником?

• С красавицей?

• С хозяйкой?

Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.

Воспитатель: Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)

Воспитатель: О чем мы можем рассказать инопланетянам?

• О людях.

• О явлениях природы зимой.

• О животном мире.

• О растительном мире.

Составление рассказа о людях.

Воспитатель: Что мы можем рассказать о людях?

Воспитатель: Что меняют люди с наступлением холодов?

• Одежда

Воспитатель: О чем еще мы можем рассказать?

• Игры и забавы зимой

Воспитатель: Какие зимние виды спорта вы знаете?

• Спорт

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!

Кати по снегу свой снежок –

Он превратиться в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечет слегка

Увы, и нет снеговика.

Воспитатель: Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?

— Сколько вы знаете зимних месяцев?

— Какие пословицы о зиме вы знаете?

Дидактическая игра: «Какой как….».

Дети подбирают образы к слову снег

• Белый как…

• Пушистый как…

• Сверкающий как…

• Скрипучий как…

• Легкий как…

• Липкий как…

• Летучий как…

• Блестящий как…

Воспитатель: Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.

Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?

О ком мы можем рассказать инопланетянину?

• О диких животных

• О домашних животных

• О птицах

Игра на внимание.

Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.

Воспитатель: Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.

А теперь расскажем о растениях зимой.

— О каких растения мы можем рассказать?

• Деревья (листва)

• Трава (под снегом)

• Овощи (в теплицах)

Воспитатель: Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.

Составление интеллектуальной карты.

Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:

• 1 подгруппа – о людях.

• 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.

• 3 подгруппа – о животном мире.

• 4 подгруппа – о растительном мире.

С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.

Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.

 

 

 

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».                          

                                                                                                       К. Д. Ушинский

Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Наиболее популярны в современное время такие виды технологий: синквейн,

мнемотаблицы, квест, интеллект-карты.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.                      Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:

v Главная идея обводится в центре страницы.

v Лист располагается горизонтально.

v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

v Каждая мысль обводится.

v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Полезные свойства интеллект-карт:

  • Наглядность .Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  
  • Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              
  • Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          
  • Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        
  • Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                        
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть         новые идеи.  

Практическая часть

Ребята, сегодня в детский сад пришло необычное письмо. Его прислали жители другой планеты: Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».

Воспитатель: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)

Воспитатель: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)

Воспитатель: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)

Дидактическая игра «Сравнение»

Воспитатель: Я предлагаю вам составить умную карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту,скажите почему зиму сравнивают:

• С художником?

• С волшебником?

• С красавицей?

• С хозяйкой?

Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.

Воспитатель: Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)

Воспитатель: О чем мы можем рассказать инопланетянам?

• О людях.

• О явлениях природы зимой.

• О животном мире.

• О растительном мире.

Составление рассказа о людях.

Воспитатель: Что мы можем рассказать о людях?

Воспитатель: Что меняют люди с наступлением холодов?

• Одежда

Воспитатель: О чем еще мы можем рассказать?

• Игры и забавы зимой

Воспитатель: Какие зимние виды спорта вы знаете?

• Спорт

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!

Кати по снегу свой снежок –

Он превратиться в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечет слегка

Увы, и нет снеговика.

Воспитатель: Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?

— Сколько вы знаете зимних месяцев?

— Какие пословицы о зиме вы знаете?

Дидактическая игра: «Какой как….».

Дети подбирают образы к слову снег

• Белый как…

• Пушистый как…

• Сверкающий как…

• Скрипучий как…

• Легкий как…

• Липкий как…

• Летучий как…

• Блестящий как…

Воспитатель: Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.

Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?

О ком мы можем рассказать инопланетянину?

• О диких животных

• О домашних животных

• О птицах

Игра на внимание.

Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.

Воспитатель: Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.

А теперь расскажем о растениях зимой.

— О каких растения мы можем рассказать?

• Деревья (листва)

• Трава (под снегом)

• Овощи (в теплицах)

Воспитатель: Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.

Составление интеллектуальной карты.

Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:

• 1 подгруппа – о людях.

• 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.

• 3 подгруппа – о животном мире.

• 4 подгруппа – о растительном мире.

С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.

Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.    


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...

Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...

Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...