«Зима-красавица» Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Ирина Владимировна

Задачи:

  • Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок. 
  • Учить пересказывать сказку «Снегурочка».
  • Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками.

 

Подготовительная работа:

- чтение сказки;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение стихов, пословиц, поговорок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ftsk_zima.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима-красавица»

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Задачи:

  • Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок.  
  • Учить пересказывать сказку «Снегурочка».
  • Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками.

Подготовительная работа:

- чтение сказки;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение стихов, пословиц, поговорок.

Воспитатель: Ребята, нам прислала письмо Снегурочка.

. Посмотрим, что там написано. Открываем конверт, там загадки.

1. Дел у меня немало –

 Я белым одеялом

 Всю землю укрываю,

 В лед реки убираю,

 Белю поля, дома,

 А зовут меня ...(зима)

2. Снег на полях,

 Лед на водах,

 Вьюга гуляет.

 Когда это бывает? (зима)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, это красавица зима. Вы хорошо знаете, что бывает зимой. Вот я вас и проверю:

  • Какие характерные признаки зимы вы знаете? (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, метель, сугробы, промерзла почва, мороз, лед на реках и т. д.)
  • Как называется первый зимний месяц? (декабрь)
  • Как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

Дети:

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Январь году начало, зимы середины.

В феврале два друга – мороз и вьюга.

  • Почему на стеклах появляются узоры?
  • Чем питаются снегири?
  • Как звери приспособились к зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Дети:

  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Береги нос в большой мороз.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о зиме. Ребята, расскажите, какие зимние забавы детей. Во что они любят играть зимой? (играть в снежки, лепить из снега крепости, снеговиков, кататься на коньках, лыжах, санках и т. д.)

Русская зима – волшебная пора, по-своему прекрасна и любима народом. Весело ребятишкам, соскучились они хмурой осенью сидеть по избам. Настало, наконец, время катаний на санках, лыжах и коньках. А надоест кататься – можно поиграть с друзьями в снежки или слепить снеговика. Не страшен деревенским мальчишкам и девчонкам мороз, расшалятся они и кричат (дети вместе с воспитателем):

Морозушка – мороз,

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

Иди окна разрисуй!

Физкультминутка под музыку имитируя: играют в снежки, кружатся как снежинки, катаются на лыжах, лепят снеговика.

Воспитатель: Набегаются, наиграются, накатаются с ледяной горки ребятишки – и скорее с мороза домой, на теплую печку, погреться и послушать любимые сказки. Давайте и вы послушайте русскую народную сказку «Снегурочка», о том, что случилось в одной деревне зимой.

Воспитатель рассказывает сказку «Снегурочка», затем беседует с детьми о прочитанном.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

— Ау, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.

- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы.

- Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела? (Краса-девица, девица красавица; что ни в сказке сказать, ни пером описать)

- Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее. (Дети размышляют)

- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была? (Радостная, приветлива, веселая, счастливая, улыбающаяся.)

- Какой стала Снегурочка летом? (Грустной, печальной, задумчивой.) Как еще можно сказать?

Воспитатель поощряет использование детьми образных выражений.

- Расскажите, что произошло в лесу.

Физминутка под музыку

 

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у наших ворот

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

Почему мы говорим, что история о Снегурочке – сказка?

Какие «сказочные» слова и выражения вы заметили?

Молодцы ребята!

Итог:

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какую сказку пересказывали?

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»...

«Зима-красавица» Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Задачи:Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок. Учить пересказывать сказку «Снегурочка».Воспитыв...

Конспект организованной образовательной деятельности по литературному чтению « Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и ...