Конспект организованной образовательной деятельности по литературному чтению « Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
план-конспект урока по художественной литературе (подготовительная группа)

Сухорукова Ирина Сергеевна

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

2. Формирование словаря. Обогащать и уточнять активный словарь образными словами и выражениями: жили ладно. Приладили ручки и ножки. Расти не по дням, а по часам. Души  не чают.  Работа в руках спорится.  Неможется. Свечерело. Кликать.

3. Формирование звуковой культуры речи. Формировать умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове.

4. Грамматический строй речи. Упражнять в правильном употреблении существительных  во множественном числе (игра  два, пять).

5. Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них.

6. Связная речь. Развивать умение детей  интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные.

7. Совершенствование диалогической речи. Упражнять в составлении концовки у сказки

8. Подготовка к обучению грамоте. Развивать  слоговой и звуковой анализ слов.

9. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦВЕЛОДУБОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОЩИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Юридический адрес: 188820, Российская Федерация,                                              Тел:88137869680

Ленинградская обл, Выборгский р-н,                                                      Email:mboursosh@yandex.ru

пгт. Рощино, ул. Железнодорожная, дом 57                            

Конспект

организованной  образовательной деятельности

по литературному чтению

« Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

(подготовительная группа)

                                                             

                                                            Составила воспитатель                                                                        первой  квалификационной категории                                      

Сухорукова И.С.

п. Цвелодубово

 

05 апреля 2022 г.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

2. Формирование словаря. Обогащать и уточнять активный словарь образными словами и выражениями: жили ладно. Приладили ручки и ножки. Расти не по дням, а по часам. Души  не чают.  Работа в руках спорится.  Неможется. Свечерело. Кликать.

3. Формирование звуковой культуры речи. Формировать умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове.

4. Грамматический строй речи. Упражнять в правильном употреблении существительных  во множественном числе (игра  два, пять).

5. Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них.

6. Связная речь. Развивать умение детей  интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные.

7. Совершенствование диалогической речи. Упражнять в составлении концовки у сказки

8. Подготовка к обучению грамоте. Развивать  слоговой и звуковой анализ слов.

9. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор,  текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка».

Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

Предварительная работа: рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза». Чтение сказки «Путешествие капельки»

        

Ход ООД:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   Воспитатель: - Здравствуйте, разудалые молодцы! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

2 часть. Основная.  (Основной этап).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.

Воспитатель:  Дети, хотите узнать,  кто появиться сейчас   на экране?  Тогда вам нужно отгадать  загадку,  и узнаем, о ком мы будем говорить.

Красная  девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).

Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

  1.  Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899) 

  Воспитатель. На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег.  Холодно и морозно на улице. Но снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку,  на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки (обращаюсь к детям).  

    А хотите послушать эту сказку?

   В.: - Сейчас  все сядем удобно и послушаем  русскую  народную сказку «Снегурочка».

 А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные  сказки?

-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так  и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.

Слушайте внимательно. - «В мире много сказок – грустных и смешных.

                                            И прожить на свете нам нельзя без них».

 «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

  1.   Выразительное чтение сказки с показом слайдов. Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка».

Беседа по  содержанию :

   Воспитатель:  - Понравилась сказка?

- Почему Снегурочка растаяла?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Почему?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка, веселая  вот какая.  

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её. 

Вот какая, грустная,  печальная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Почему исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

- Грустный конец у этой русской народной сказки?

 - А почему же нам грустно? (снегурочка  испарилась)

 - А можно придумать и сделать так, что бы  Снегурочка не исчезла?

 - А как?

 -  Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

- Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Воспитатель. А вы запомнили загадку про Снегурочку?  (дети повторяют хором).

 Красная  девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

Чтобы Снегурочку развеселить, мы научим ее играть в игру «Два – Пять».

1. Игра «ДВА – ПЯТЬ» (грамматический строй речи)  Дети встают в круг. Воспитатель  бросает ребенку  мяч  говорит  «Две птички»  – ребенок ловит, бросает обратно воспитателю, произносит «Пять птичек».

Предлагаю поиграть.

Два облака – пять облаков.

Две елочки – пять елочек.

Два луча – пять лучей

Два носка –

Две лужи – пять луж

Две ветки – пять веток

Два окна – пять окон.

Две проталинки – пять проталинок.

Два дерева – пять деревьев.

Молодцы.  Я думаю, Снегурочке игра понравилась.

А мы с Вами продолжим .

2. Для Вас Снегурочка приготовила  конверты с заданиями.  Хотите узнать. Что там? ( На  экране картина  В. Васнецова «Снегурочка»)

 1 конверт.  Игра «Переводчики».    (словарная работа). 

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

2 конверт. Речевая зарядка (звуки  Р – Р   -     Л – Л  ).

Ло –ла – ло –на улице тепло.

Ре –ро – ре – стоит домик на горе.

Ры –ру –ры – нас кусают камары.

Оль –оль –оль –мы купили соль.

Арь –арь –арь –на стене висит фонарь.

Ра –ру –ра – тебе играть пора.

3 конверт. Задание «Снегурочка»  (на уточнение и активизацию словаря по теме, совершенствовать навыки звукового анализа слов).

Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова , где первый звук  С

1 ребенок. Снег. Первый звук С

2 ребенок. Снегурочка – слово начинается со звука С

3 ребенок. Следы

4 ребенок Снежинки.

Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук  Ш

5 -6  ребенок.  - Шапка, шуба.

Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

4 конверт. Задание  «Деление слов на слоги»

Эхо.

Дед.

Ба –ба.

Зи-ма.

Вес- на.

Сол – ны- шко.

Об- ла- ко.

Кос –тер.

Сне – гу- ро - чка.

5 конверт. Задание  «образование сложных слов»

Лес рубит –

Стекло режет –

Мыло варит –

Рыбу ловит -

Пеший ходит –

В воду лазит -

   3 часть. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, а  дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ « ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЦВЕЛОДУБОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОЩИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» Организованная образовательная деятельность по литературному чтению « Чтение русской народной сказки «Снегурочка» (подготовительная группа ) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Сухорукова И.С. п. Цвелодубово 05 апреля 2022 г.

Слайд 2

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка». Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи. 2. Формирование словаря . Обогащать и уточнять активный словарь образными словами и выражениями: жили ладно. Приладили ручки и ножки. Расти не по дням, а по часам. Души не чают. Работа в руках спорится. Неможется. Свечерело. Кликать. 3. Формирование звуковой культуры речи . Формировать умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. 4. Грамматический строй речи . Упражнять в правильном употреблении существительных во множественном числе (игра два, пять). 5. Совершенствование синтаксической стороны речи . Учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них. 6. Связная речь . Развивать умение детей интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные. 7. Совершенствование диалогической речи . Упражнять в составлении концовки у сказки 8. Подготовка к обучению грамоте. Развивать слоговой и звуковой анализ слов. 9. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Слайд 3

1. Организационный момент. ( Вводный этап) - Здравствуйте, разудалые молодцы! (мальчикам). - Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

Слайд 4

2 часть. Основная. ( Основной этап). Дети, хотите узнать, кто появиться сейчас на экране? Тогда вам нужно отгадать загадку, и узнаем, о ком мы будем говорить. Красная девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт, бедняжка. ( Снегурочка )

Слайд 5

Игра «ДВА – ПЯТЬ» (грамматический строй речи)

Слайд 6

Конверты с заданиями.

Слайд 7

3 часть. Рефлексия.

Слайд 8

Аналитическая справка по проведению ООД Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с реализуемой рабочей программой . Педагог владеет программным материалом и следит за ходом ООД . Педагог использует словесные и наглядные, игровые методы работы с детьми. Занятие построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятий. Целесообразно воспитатель разделила время по всем частям . Темп выбран оптимальный, материал излагала эмоционально. При планировании занятия были учтены возрастные особенности , много было предложено демонстративного и наглядного материала. Динамическая пауза была предусмотрена. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Направление деятельности во время занятия с детьми: - познавательное (решение поставленных задач); -коммуникативная (умение слушать); - регулятивная ( постановка цели работы); - личностная( импровизация ). Рекомендация: замечаний нет. Соответствует технике безопасности и подготовленности рабочих мест при проведении занятий и СанПиН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....

Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы. Русская народная сказка "Снегурочка"

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» во второй младшей группе

Конспект занятия по чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» во второй младшей группе...

Конспект НОД. Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Снегурочка».

Художественная литература  обогащает детскую речь, эмоции ребенка, развивает фантазированию и воображение....