«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» (с 1 года до 5 лет)
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Горелова Ольга Анатольевна

Развитие речи ребенка раннего возраста — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Предлагаем вам специальные занятия для развития речи детей в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx83.09 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
Электронная почта:
zolotaya-fish7@yandex.ru

Консультация для воспитателей

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

 (с 1 года  до 5 лет)

http://webdiana.ru/uploads/posts/2016-04/1460602913_t9t71nmhth4.jpg
Развитие речи ребенка раннего возраста — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Предлагаем вам специальные занятия для развития речи детей в игровой форме.

Подготовила:

старший воспитатель

Горелова О.А.

Высшая квалификационная категория

г.о.г.Выкса

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ


Что делает малыш? (с 1 года) 
Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков. 

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, запевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» 
Играя с ребёнком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» 

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Голоса животных (с 1 года) 
Покажите ребёнку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. 

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. 

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. 

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Кто в сказке живет? (с 1 года) 
После того как ребёнок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами. 

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их. 


Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

 
Музыкальные игрушки (с 1 года) 
Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. 

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» 

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания. 

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Что делает Ляля? (с 1 года) 
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. 

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока). 

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Ку-ку! (с 1 года) 
Возьмите яркий платок. Держа его перед собой за два уголка, спрячьтесь за ним от ребенка. Выглядывайте из-за платка и говорите малышу: «Ку-ку!», а затем вновь прячьтесь. Теперь дайте платок ребенку. Стимулируйте его повторять не только действия, но и звукоподражания. В следующий раз проведите игру иначе: прячась за занавеску или за дверь, произносите: «Ку-ку!» Еще один вариант игры: закройте свое лицо руками, а затем, убрав их, скажите: «Ку-ку!» Повторите движения и звукоподражания несколько раз подряд. 

Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражание. 

Что вокруг тебя? (с 1 года) 
Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. 

Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. 

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев) 
Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. 

Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными яс– лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» 

Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами. 

У нас машины разные (с 1 года 3 месяцев) 
Возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды или игры «Серсо» – это будут рули ваших автомобилей. 

«Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок: 

У нас машины разные —

Би-би, би-би, би-би, 
И желтые и красные — 
Би-би, би-би, би-би! 
Машины за машинами — 
Би-би, би-би, би-би! 
Шуршат машины шинами — 
Би-би, би-би, би-би! 
В ходе игры учите ребенка повторять звукоподражание. 
Игра стимулирует ребенка повторять звукоподражание. 

Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев) 
Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка). 

Игра стимулирует ребенка произносить знакомые звукоподражания. 

Кто как голос подает? (с 1 года 6 месяцев) 
Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!» 

Сначала сами произносите все звукоподражания, сюда ребенок пусть повторяет их. Затем, когда малыш запомнит голоса животных, он сможет самостоятельно вращать круг и произносить все звукоподражания. 

Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев) 
Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. 

Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку 
(пи-пи), 
лягушку 
(ква-ква), 
ворону 
(кар-кар) 
и воробышка 
(чик-чирик). 

Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто по лесенке идет, громко песенку поет? (с 1 года 6 месяцев) 
Возьмите кубики или бруски для строительства лесенки и игрушки-зверюшки. 

Постройте вместе с ребенком лесенку из трех ступеней. Когда лесенка будет готова, помогите по ней пройти разным игрушкам. Вот по лесенке идет кошечка и мяукает: «Мяу-мяу-мяу!» (Кошка мяукает, наступая на каждую ступеньку.) А теперь идет собачка и говорит: «Ав-ав-ав!», а вот поднимается медвежонок и говорит: «Э-э-э…» А теперь спешит курочка: «Ко-ко-ко – забралась так высоко!» 

Поднимая игрушку по ступенькам, звукоподражания произносите сами. Затем передайте игрушку-зверюшку ребенку, пусть он поможет ей спуститься вниз по лесенке, произнося при этом знакомые звукоподражания. 

Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто как говорит? (с 1 года 6 месяцев) 
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Периодически показывайте их малышу и озвучивайте. 

Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, показывая и называя животных и птиц с помощью звукоподражаний. 

В следующий раз, показывая ребенку эти картинки, умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Малыш сначала удивится «неправильным» голосам, но вскоре поймет, что это ошибка, и он сам начнет вас поправлять. 

Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания. 

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) 
Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик подложите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. 

Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. 

Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. 

Игра стимулирует ребенка самого произносить названия знакомых игрушек. 

Я начну, а ты закончи (с 1 года 9 месяцев) 
Попросите ребенка помочь вам вспомнить знакомый стишок. При этом показывайте малышу соответствующую картинку в книжке. Произносите строчки стихотворения, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифму малышу предлагается вспомнить и произнести самому. Примеры двустиший: 
Солнышко-ведрышко, 
Выгляни в… (окошечко)! 
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! 
Сидит ворон на … (дубу). 
Игра активизирует слуховое внимание и память, стимулирует ребенка договаривать слова. 

ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ 

Позови (с 1 года 9 месяцев) 
Усадите ребенка за стол. На некотором расстоянии от него поставьте на стол новую игрушку – например, кошечку. 

Обратитесь к ребенку: «Ваня, позови кису. Скажи „Киса, иди!“». Одновременно сделайте жест рукой, как бы маня к себе кошечку. Если ребенок молчит, вновь повторите жест и фразу, чуть подвигая игрушку к ребенку. Когда малыш позовет кошечку, дайте игрушку ему в руки, чтобы ребенок мог погладить игрушку и поиграть с ней. 

Игра стимулирует ребенка произносить фразу из двух слов. 

Сюрприз (с 1 года 9 месяцев) 
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите малыша открыть коробку. 

Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». 

В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы малыш открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …». 

Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка». 

Тут и там (с 1 года 9 месяцев) 
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите малышу игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите малышу: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!» 

Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите малыша: «Где зайка?» На что малыш, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?» Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру. 

Игра способствует произнесению фразы из двух слов. 

Непослушные игрушки (с 2 лет) 
Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите, обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы. 

В следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди на стой или лежи. 

Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении. 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ


НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ 
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. 
Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки).  

КАКОГО ЦВЕТА? 
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. 
Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д. 


КАКОЙ ФОРМЫ? 
Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы. 
Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.) 

Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. 
Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д. 

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. 
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. 
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. 

Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) 
Например: ручка, солнце, яблоко. 

ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ 

Поезд (с 2 лет) 
Для игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка. 

Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте малышу еще несколько кубиков. Когда ребенок будет ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!» 

На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!» 

В следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», « Ай-ай-ай! Сломался поезд!» 

Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность. 

Дорожка (с 2 лет) 
Для игры потребуются 5-6 кирпичиков и кошка-игрушка. 

Продемонстрируйте малышу, как из кирпичиков можно построить дорожку. Кладите на стол один за другим кирпичики и при этом говорите: «Кирпичик за кирпичиком, кирпичик за кирпичиком.» Когда дорожка будет готова, скажите: «Вот какая длинная дорожка!» 

Покажите кошку, помяукайте за нее. Затем произнесите, обращаясь к игрушке: «Кошка, кошка, иди по дорожке!», и проведите игрушку по дорожке из кирпичиков. Как бы случайно сломайте дорожку и огорчитесь: «Ай-ай-ай! Сломалась дорожка!» 

Предложите малышу самому построить новую дорожку из кирпичиков и провести по ней кошку. Стимулируйте ребенка произносить во время игры фразы: «Кирпичик за кирпичиком, кирпичик за кирпичиком…», «Вот какая длинная дорожка!», «Кошка, кошка, иди по дорожке!», «Ай-ай-ай! Сломалась дорожка!» 

Дай задание игрушкам (с 2 лет) 
Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!» 

Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги. 

Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме. 

Нарисуй (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите карандаш и бумагу размером с тетрадный лист. Покажите малышу, как правильно держать карандаш, как проводить им по бумаге сначала вертикальные, потом горизонтальные и, наконец, закругленные линии (незамкнутые и замкнутые). Каждому рисунку дайте название: «Дорожка», «Травка», «Ручеек», «Колобок», «Шарик» и т. п. Затем предложите ребенку порисовать. Ребенок может действовать самостоятельно или, если это необходимо, с вашей помощью. В последнем случае вложите карандаш в руку малыша, обхватите ее сверху своей рукой и помогите проводить на бумаге линии. 

Когда изображение будет готово, обсудите, что нарисовано. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом. 

Игра научит ребенка с помощью карандаша изображать простые предметы, называть их, составлять простые фразы. 

Кто что делает? (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол. 

Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку». 

Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик. 

Спросите малыша о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку. Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку». 

В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах. 

Рассказ (с 2 лет 6 месяцев) 
Расскажите ребенку маленькую историю, состоящую из двух частей и повествующую о каком-либо событии из его жизни. После каждой части задавайте вопросы. Рассказ может быть примерно таким: «На улице выпал снег. Коля с папой взяли санки и пошли гулять». 

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что взяли с собой Коля и папа?» 

Затем продолжите рассказ: «Коля сел на санки, а папа его повез. Вдруг Коля упал в снег. Коля заплакал, а папа сказал: „Не плачь! Вставай на ножки и вези саночки сам“». 

После небольшой паузы задайте малышу вопросы: «На чем ехал Коля?», «Что случилось с Колей?», «Что сказал папа?» 

Малыш отвечает на ваши вопросы. 

Игра поможет малышу научиться понимать без показа несложный рассказ о событиях, имевшихся в его опыте, отвечать на простые вопросы, пользуясь простыми фразами. 

Маленький строитель (с 2 лет 6 месяцев) 
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. 

Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет. 

Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке. 

С помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами. 

Слепи (с 2 лет 6 месяцев) 
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание и соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка). 

Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом. 

Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки. 

Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов. 

Кто ты? (с 2 лет 6 месяцев) 
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» 

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. 

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность. 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА С 3 ДО 5 ЛЕТ


Что бывает…. Какое бывает… 
Возраст: от 3 лет. 

Начните игру словами: 
 "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).. 

Или наоборот: 
 "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. 
 "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?" 

Или так: 
 Что бывает круглое? 
 Что бывает острое? 
 Что бывает жидкое? 
 Что бывает длинное? 
 Что бывает пушистое? 
 Что бывает твердое? 
 Что бывает квадратное? 
 Что бывает ароматное? 
 Что бывает синее? И так далее… 
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. 
 Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов. 

Что сначала, что потом 
Возраст: от 3-4 лет. 

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. 
 Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: 

сначала чай наливают, потом пьют 
 сначала человек ложится спать, потом встает 
 сначала самолет взлетает, потом… 
 сначала птичка откладывает яичко, потом… 

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. 
 Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: 
 сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, 
 сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… 
 Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 

Что будет, если… 
Возраст: от 3-4 лет. 

Еще одна устная игра. 
 Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. 
 "Что будет, если я встану ногами в лужу?" 
 "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями. 

Что можно делать с … С чем можно делать… 
Возраст: от 3-4 лет. 

Вы начинаете: 
 "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает. 
 Или: 
 "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…". 

Или: 
 Чай пьют, а печенье едят. 
 На кровати лежат, а на стуле сидят. 
 Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. 
 Рубашку шьют, а шарф … 
 Котлеты жарят, а суп… 
 Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее. 

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 

Кто что делает 
Возраст: от 3-4 лет. 

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот. 

Начало может быть таким: 
 "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…." 
 "Чайник - свистит, кипит,…" 
 "Машина - едет, гудит, светит,…" 
 "Снег - идет, тает,…" 
 "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…" 

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: 
 И лягушка, и зайчик - прыгают. 
 И птица, и муха летают. 
 И снег, и дождь выпадают на землю. 
 И снег, и лед - тают. 

Или много предметов на одно действие: 
 "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …" 
 "Едет - машина, поезд, велосипед, …" 
 "Тает - мороженое, лед, …" 

Или задания, имеющие только один ответ: 
 "Кто чинит сапоги?" 
 "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях. 
 "Кто хоботом пьет воду?" 
 "Носит грибы на иголках?" и т.д. 

Что где? Кто где? 
Возраст: от 3-4 лет. 

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. 
 Что есть у нас на кухне? 
 Что есть у нас в прихожей? И так далее. 
 Где у нас стоит телевизор? 
 Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). 
 Потом "отправиться" в путешествие. 
 Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? 
 Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее… 

Что внутри? 
Возраст: от 3-4 лет. 

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. 
 дом - стол, 
 шкаф - свитер, 
 холодильник - кефир, 
 тумбочка - книжка, 
 пузырек - лекарство, 
 кастрюля - суп, 
 дупло - белка, 
 улей - пчелы, 
 нора - лиса, 
 автобус - пассажиры, 
 корабль - матросы, 
 больница - врачи, 
 магазин - покупатели. 

Угадай, кто это? 
Возраст: от 3-4 лет. 

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. 
 Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. 

Например: 
 Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) 
 Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) 
 Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) 
 Длинная, безногая, ядовитая. (змея) 
 Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) 
 Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь) 

Больше, чем… Меньше, чем 
Возраст: от 3-4 лет. 

Взрослый ставит задачу: 
 "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал." 
 Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее. 
 Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного. 

Один - много… 
Возраст: от 3-4 лет. 

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. 
 "Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее". 
 Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …" 
 Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе. 

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: 
 "Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется) 
 Можно и наоборот: 
 "Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и так далее до одного или пока не собьется. 
 Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным. 

Уменьшаем и увеличиваем 
Возраст: от 4-5 лет. 

Взрослый: 
 "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее." 
 Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. 
 То же самое можно делать "в обратную сторону". 
 Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. 
 В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. 
 Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка. 
 Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами: 
 Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее. 
Назови одним словом 
Возраст: от 4-5 лет. 

Взрослый: 
 "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: 
 часы, которые помогают проснуться, 
 большая ложка, с помощью которой наливают суп, 
 утренняя еда, 
 человек, который направляется в дальние страны, 
 Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке. 

Опиши одним словом 
Возраст: от 4-5 лет. 

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания. 
 чашка для чая? (чайная), 
 машина для гонок? (гоночная), 
 щетка для чистки зубов? (зубная), 
 котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), 
 лапа собаки? (собачья) и так далее. 

Кому что нужно 
Возраст: от 4-5 лет. 

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться. 
 парикмахер - ножницы, расческа, 
 почтальон - сумка, 
 учитель - указка, учебники, 
 продавец - весы, касса, 
 муравей - палочки, листики, 
 пчела - пыльца, нектар, 
 птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее. 
 Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. 
 Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее. 

Как можно узнать… 
Возраст: от 4-5 лет. 

Задавайте ребенку вопросы типа: 
 Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном) 
 … сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать) 
 … высохла ли рубашка? (потрогать) 
 … сладкий ли чай? (попробовать) 
 … пишет фломастер или нет? (попробовать писать) 
 ... крепко ли завязана веревка? (потянуть) 
 … есть ли вода в стакане? (посмотреть) 
 … есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти) 
 … есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону) 
 … работает ли пылесос? (включить) 
 … одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой) 
 … интересная ли книжка? (прочитать) 
 … мягкий ли хлеб? (пощупать) 
 … любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...