Конспект по развитию речи «ТРАДИЦИИ НАРОДА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Князева Ольга Анатольевна

марфуша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marfusha.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи «ТРАДИЦИИ НАРОДА»

Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.

 Задачи:

-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

-Создать у детей радостное настроение.

Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).

Предварительная работа:  Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит куклу и сообщает: Ребята сегодня к нам в гости пришла  кукла, зовут ее Марфуша…Она хотела бы поприсутствовать на нашем занятии и посмотреть, как много всего интересного вы знаете и умеете. Разрешим ей остаться? Дети отвечают ДА. Куклу ставят на видное место, воспитатель уточняет что кукла одета в традиционный наряд, дети рассматривают куклу.

Воспитатель: -Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»(высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа. Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Давайте вспомним, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми). Уменье и труд все перетрут.

С охотой можно и в камень гвоздь забить. Авось да как-нибудь до добра не доведут. Дело мастера боится. За всякое дело берись умело. Не начавши - думай, а начавши – делай. Не одежда красит человека, а добрые дела. Торопливый дважды одно дело делает. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)

-Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Как думаете почему? (высказывания детей)(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)

А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит

 «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

А сейчас давайте попробуем отгадать загадки?

Шипит, кипит, всем чай пить велит. Самовар

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка

Молодцы ребята!!!

-Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть на творчество русского народа.

Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.

Какие они? Что на них изображено? Как они разрисованы? Какие цвета чаще встречаются?

Молодцы Ребята!!! Вы очень внимательные!!!

-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. Как думаете что означают эти слова?

Молодцы ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями русского народа, Вам понравилось!?

А Давайте у Марфуши спросим, понравилось ли ей? Марфуша говорит, что ей очень понравилось она обязательно расскажет своим подружкам куклам какие вы  умные ребята. Ну а сейчас, Марфуше пора возвращаться домой, но она обязательно вернется к нам снова. Ребята давайте попрощаемся с ней. Дети прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект по развитию речи в средней группе «ТРАДИЦИИ НАРОДА»

Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордос...

Конспект НОД по развитию речи "Традиции моей семьи"

Данный конспект предназначен для работы в старшей группе. Материал позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями различных семей....

Конспект НОД по развитию речи "Дружба народов"

Конспект НОД по развитию речи...

Конспект НОД развитие речи на тему: «Культура и быт народов Крыма»

Формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям...