Самообразование 2019 - 2020 уч. год
методическая разработка по развитию речи

Цели и задачи:

- Закреплять умения детей слушать, слышать.  

- развивать  образную  речь дошкольников с помощью литературных произведений, с помощью различных приёмов, дидактических игр.

  - ознакомить детей с художественными произведениями,  фольклорным жанром;

- показать основные приемы развития образной речи;

-  раскрыть роль художественной литературы в воспитании дошкольников;

- показать особенности восприятия и развития образной речи дошкольников на основе художественных произведений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2019_g.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинирующей направленности № 7 «Антошка»

  САМООБРАЗОВАНИЕ

тема:

«Развитие образной речи посредством художественной литературы»

Разработала воспитатель:  Гуслякова Н.В.

г. Урай 2019 г.

Цели и задачи:

- Закреплять умения детей слушать, слышать.  

- развивать  образную  речь дошкольников с помощью литературных произведений, с помощью различных приёмов, дидактических игр.

  - ознакомить детей с художественными произведениями,  фольклорным жанром;

- показать основные приемы развития образной речи;

-  раскрыть роль художественной литературы в воспитании дошкольников;

- показать особенности восприятия и развития образной речи дошкольников на основе художественных произведений;

 

Изученная литература:

  1. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. – 26с.
  2. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:      
  3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста:  
  4. Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 2010.– №7.- 97с.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.- 312с.
  6. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Знание, 2009. – 32с.  

                                                                                Доклад.

             Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы,   у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

:

В связи с этим, мною была выбрана   тема по  самообразованию «Развитие образной речи средствами художественной литературы».

     

        Моя работа была ориентирована:

на формирование образности речи детей в старшей логопедической  группе № 4  ,    в процессе ознакомления с русской народной сказкой.

 

 Круг детского чтения составляют произведения разных жанров:

рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

В связи с этим мы с удовольствием слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. Использовали дидактические игры: «Встречи героев», « Звукорежиссёры», «Новые сказки», Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».

Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности это -  (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, были использованы   ряд приёмов,   опираясь на исследования Соловьевой О. И. и  Бородич А. М, которые  помогли  лучше разобраться в содержании произведения,  сказки.

 Моя работа  была построена на следующих принципах:

          1.   на тщательном отборе материала (по возрасту);

          2.  интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

          3.   активное  включения детей;

  • Также была проведена работа с родителями.

-   Были представлены памятки по чтению художественной литературы, - Рекомендации на тему: «Развития образной речи»,  «Роль сказки в воспитании и развитии дошкольника», «Как приучить ребёнка читать».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература.

Она обогащает эмоции, творческую фантазию и дает ребенку образцы русского литературного языка. В рассказах дети познавали лаконичность и достоверность слова; в стихах постигали музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывали перед ними точность и выразительность языка.

Русская народная сказка,  доступная пониманию ребенка, развивает мышление и воображение, является могущественным средством формирования образности речи.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям.

Например,  конь вороной, коровушка-бурёнушка,   маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц,  -зима, мороз трескучий, лётчики-соколы,   и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

 Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, были использованны ряд приемов,  опираясь на исследования Соловьевой О. И. и  Бородич А. М., помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. Дети были разделены на две группы, детям  были заданны

1. Вопросы:

-  Они  были  разнообразными,  но своей направленностью. Одни вопросы помогали  детям точнее описать характер  героев сказки. Предложив вопрос,   детям напоминался соответствующий эпизод, обращалось  внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы -  помогали  детям почувствовать главную идею произведения.

Так  выяснив у детей,  понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у детей  представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема  приучала  вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагалось  вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

 Слушая высказывания детей, были  заданы вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?)

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по желанию  детей. При таком чтении дети больше  воспринимают  художественные достоинства произведений, замечают сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе  дети вспоминали  и рассказывали о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывали  описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. При  напоминании  одного  из эпизодов  просила их   рассказать о нем подробнее. Зачитывала  соответствующий отрывок, при этом дети договаривали  отдельные слова.  Предлагала  им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.

 

Также для развития образной речи были  предложены  следующие приемы работы с русской народной сказкой:

- подобрать как можно больше определений к главному герою, событию;

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и смешное слово к примеру о лисе – «пушистохвостая»;

- придумать похожие слова (синонимы);

 

                                                                        ВЫВОД;

Таким образом, можно сделать вывод, что  русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи  дошкольников.

 Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, дидактические игры, драматизация, способствующие осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

 Раскрывает творческие способности детей , развивает образную речь, целостное восприятие способствует изучение художественной литературы в дошкольном возрасте.  Таким образом, использование художественной литературы в процессе формирования образности речи детей вполне оправдывает себя.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

Самообразование 2019-2020 учебный год

laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План самообразования 2019-2020

План самообразования на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"...