Конспект открытой НОД по речевому развитию дошкольников в старшей логопедической группе для детей с ТНР «Наша армия».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Конспект открытой НОД

по речевому развитию дошкольников в

старшей логопедической группе для детей с ТНР «Наша армия».

Ссылка на презентацию к занятиюhttps://cloud.mail.ru/public/27NS/6Uuurb41S

Самоанализ к занятию: https://cloud.mail.ru/public/vYds/JCgDawzzd

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 города Сим,

Ашинского района, Челябинской области»

Конспект открытой НОД

по речевому развитию дошкольников в

старшей логопедической группе для детей с ТНР «Наша армия».

Составил:

Учитель-логопед

Саблина М.В.

I кв. категории

2019г.

  1. Образовательная область: речевое развитие.
  2. Тема занятия: «Наша армия».
  3. Программное содержание:

Цель: Формирование у детей навыка связной речи по теме «Наша армия».

Коррекционно- образовательные задачи:

  • Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Наша армия»;
  •  Формирование умения составлять описательный рассказ по картине.
  • Закрепление представления о российской армии и профессиях военных.
  •  Совершенствование навыка слогового анализа слов и употребление в речи предлогов (с, за, под, на).

Коррекционно- развивающие задачи:

  • Развитие навыков речевого общения,
  • развитие диалогической речи,
  • речевого дыхания,
  • артикуляционной и мелкой моторики,
  • конструктивного праксиса,
  • координации речи с движением,
  • автоматизация звуков Л-Л’,
  • развитие зрительного восприятия, мышления, памяти.

Коррекционно- воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
  •  умение работать в парах, воспитание уважительного отношения к людям военной профессии.
  1. Словарная работа:
  • Обогащение словаря: Отечество, армия, защитники Отечества;
  • Активизация словаря: солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник, штурвал, прицел, граница;
  1. Индивидуальная работа на занятии.
  2. Предшествующая работа с детьми по подготовке к педагогическому мероприятию с детьми: беседа по теме «Защитники Отечества», разучивание чистоговорки со звуками Л-Л” разучивание слов речедвигательной разминки.

Оборудование: Проектор, экран; картонная посылка; игрушки: военный самолет, танк, военный корабль, пограничный столб, собака и бинокль; зеркала на каждого ребенка: конструктор из палочек Фребеля, схемы с изображением военной техники; куб-трансформер с д/и «Четвертый лишний», «Один-много», схема составления описательного рассказа; бумажные самолеты по числу детей.

Ход занятия:

(дети заходят в зал)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: К вам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она?

Дети: От военных, от солдат.

Логопед: Правильно, от военных, от защитников отечества!

-Ребята, а что означает Отечество?

Дети: Это наша страна, наша Родина.

-А как вы думаете, кто такие защитники отечества?

Дети: это те, кто защищает нашу Родину, охраняет, оберегает ее.

Логопед: а где служат наши защитники Отечества?

Дети: в Армии.

Логопед: Ребята, работа в армии- это военная служба. Солдаты служат в армии в разных войсках.

Логопед: а теперь, откроем посылку и посмотрим, что же нам прислали военные.

(Логопед достает из коробки «ВОЕННЫЙ САМОЛЕТ»)

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Военный самолет!

Логопед: Скажите, пожалуйста, кому нужен самолет для службы?

Дети: Летчикам.

Логопед: (достает ТАНК).

-Ребята, это что?

Дети? Это военный танк.

Логопед: Скажите, кому нужен для службы танк?

Дети: Танкистам.

Логопед: Молодцы! (достает из посылки КОРАБЛЬ)

-Посмотрите, нам прислали военный корабль.

-Кому нужен для службы военный корабль?

Дети: Морякам.

Логопед: (достает ПОГРАНИЧНЫЙ СТОЛБ И СОБАКУ)        

-Посмотрите, что у нас осталось? Что это? Кому это нужно для службы?

Дети: Пограничникам.

Логопед: Замечательно!

- Ребята, скажите, какой должен быть Защитник Отечества?

-Какими качествами он должен обладать?

Дети: Быть сильным, смелым, мужественным, храбрым, отважным ловким.

Логопед: Правильно. А вы хотите стать настоящими Защитниками Отечества?

Дети: Да.

Логопед: Предлагаю Вам пройти боевую подготовку. Вы согласны? Тогда вперед! А поможет нам выполнять боевые задания вот такой необычный куб- трансформер.

-Итак, первое боевое задание! Встанем полукругом, возьмите по самолету. Нам нужно отправить наши военные самолеты в полет. (Положили на ладонь самолет, ладонь поднесли к губам, сделали глубокий вдох носом, вытянули губы трубочкой вперед, и делаем резкий выдох, сдуваем наши самолеты).

Логопед: Замечательно! А теперь, вернем наши самолеты на посадку, на летное поле.

-Молодцы!

-Следующее боевое задание. Выполним гимнастику для языка.

-Берем зеркало. Держим его перед собой:

  • Первое упражнение «Парашют»- (Окошечко. Рот широко открыт, губы в улыбке, губы вытягиваем вперед).
  • «Почистим пулемет»- (улыбнемся, кончик языка поднимаем на верхние зубы, проводим языком по зубам вправо-влево, не отрывая язык от зубов).
  • «Покажем, как гудит военный самолет»- рот приоткрыть, губы в улыбке, широкий язык прижать к небу за верхними зубами и погудеть –Л-Л-Л.
  • «Выстрел из пушки»- (рот приоткрыть, широкий язык положить на верхнюю губу, двигаем языком, вперед- назад не отрывая его от губы, произнося БЛ-БЛ-БЛ).

Логопед: Молодцы. Теперь, повторяйте за мной, четко проговаривая звук Л-Ль.

Лодка по волнам плывет,

Флаг на лодке веет

Мы ловкие и смелые,

И нас никто не одолеет.

Логопед: Теперь, мы готовы к выполнению второй боевой задачи, в этом нам поможет наш волшебный куб.

Логопед: Ребята, посмотрите на куб, скажите, какая картинка лишняя и почему?

  • Проводится игра «4 лишний».
  • Поиграем в игру «Один-много».

А теперь сделаем фокус, развернем куб и поиграем еще в одну игру.

Ну-ка кубик,

Раз, два, три,

Покажи, что там внутри!!

  • Поиграем в игру «Кто что делает».

Логопед: Мы с вами говорили, что существуют различные рода войск. Чтобы хорошо их запомнить, поиграем в игру, например-  я называю «Летчик», а вы называете, в каких войсках служит этот солдат- в летных войсках.

  • Пограничник – в пограничных войсках;
  • Танкист- в танковых войсках;
  • Летчик- в летных войсках;
  • Моряк- в морских войсках.

Логопед: а сейчас, предлагаю выполнить следующее боевое задание. Вы хотите стать военными летчиками?

Дети: Да.

Логопед: Расправили крылья, полетели. Повторяем за мной.

А мы в летчиков играем,

Землю нашу охраняем.

Мчимся вихрем

В жаркий бой,

Друг за друга мы горой!

(Остановились напротив экрана).

Логопед: Самолеты, садимся на посадку.

Скажите, кого вы видите на экране?

Дети: Летчик.

Логопед: Прохлопайте слово «ЛЕТ- ЧИК», и скажите, сколько слогов в этом слове?

Дети: В слове ЛЕТ-ЧИК два слога.

Логопед: Молодцы. А теперь, составим рассказ о летчике, а поможет нам с вами наш волшебный куб.

Делаем фокус. Перед нами появляется подсказка-схема.

Я вам сейчас объясню, что означает каждое окошко.

  1. Сначала, вы называете
  2. Потом, расскажите, в каких войсках он служит;
  3. В третьем окне, расскажи, «Какой головной убор» у этого солдата.
  4. В четвертом «какая военная техника им нужна»;
  5. В конце нужно сказать, какая служба у этого солдата. (опасная, трудная, важная).

Логопед: Молодцы. Отличный рассказ получился! Вы готовы стать ТАНКИСТАМИ? Приготовили руки- Будем управлять танком и переключать рычаги:

Мы в танкистов играем,

Землю нашу охраняем.

Мчимся вихрем

В жаркий бой,

Друг за друга мы горой!

(Остановились напротив экрана)

Логопед: Кто это?

Дети: Танкист.

Логопед: Прохлопайте слово «ТАН-КИСТ», и скажите, сколько слогов в этом слове?

Дети: в слове ТАН-КИСТ два слога.

Логопед: Расскажем о нем по схеме:

  1. «Кто изображен на экране».
  2. «В каких войсках он служит;
  3. «Что ему нужно для службы»?»
  4. «Какая военная форма, и какой головной убор» у этого солдата.
  5.  «Какая служба у этого солдата».

Логопед: Хорошо! Переходим к следующему боевому заданию.

-Садимся за столы. Но чтобы выполнить задание от танкистов, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику.

Положили камень на ладонь, перекладываем из руки в руку.

Камень в руки мы берем, и играть сейчас начнем!

Чтоб танкистами нам стать

Нужно пальчики размять.

Вышли танки на парад,

Встали строем дружно вряд.

Гусеницы вместо ног,

Мнут покрытие дорог.

Из пушки вдаль летит снаряд,

Будут танки у ребят.

Логопед: Убираем камень на край стола. Посмотрите, перед вами лежат схемы с изображением военной техники. Вам нужно выложить из палочек такую же технику и назвать, к каким войскам они относятся. Приступаем. Будьте очень внимательны.

-Молодцы, вы справились с заданием.

-А сейчас, предлагаю вам стать моряками, плывем за мной, и повторяем.

В моряков мы играем,

Землю нашу охраняем.

Мчимся вихрем

В жаркий бой,

Друг за друга мы горой!

(остановились напротив экрана).

Логопед: Кто это?

Дети: Моряк.

Логопед: Прохлопайте слово «МО-РЯК», и скажите, сколько слогов в этом слове?

Дети: в слове МО-РЯК два слога

Логопед: Расскажем о нем по схеме:

  1. «Кто изображен на экране».
  2. «В каких войсках он служит;
  3. «Что ему нужно для службы»?»
  4. «Какая военная форма, и какой головной убор» у этого солдата.
  5. «Какая служба у этого солдата».

Логопед: Вы готовы стать пограничниками? Тогда отправляемся на охрану границы нашей Родины.

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем.

Мчимся вихрем

В жаркий бой,

Друг за друга мы горой!

(остановились напротив экрана).

Логопед: Кто это?

Дети: Пограничник.

Логопед: Прохлопайте слово «По- гра-нич-ник», и скажите, сколько слогов в этом слове?

Дети: в слове «По-гра-нич-ник» четыре слога.         

Логопед: Расскажем о нем по схеме:

  1. «Кто изображен на экране».
  2. «В каких войсках он служит;
  3. «Что ему нужно для службы»?»
  4. «Какая военная форма, и какой головной убор» у этого солдата.
  5. «Какая служба у этого солдата».

Логопед: Замечательно! Представьте, что вы пограничники, вы должны посмотреть в бинокль, не пересек ли нарушитель нашу границу.

Берем бинокль! Смотрим на экран!

-Скажите, что вы видите? Где спрятался нарушитель?

Дети: Нарушитель спускается на парашюте.

Дети: Нарушитель прячется за кустом;

Дети: Выглядывает из-за камней.

Дети: Ползет через ограду.

Логопед: Отлично, вы самые лучшие пограничники! Мы обнаружили всех нарушителей!

-Ребята, мы сегодня с вами много говорили о военных разных войсках. Скажите, кем бы вы хотели служить в армии, когда подрастете? Какие боевые задания вам понравилось выполнять сегодня?

Логопед: Ребята, наша военная подготовка подошла к концу, Вы отлично выполнили все боевые задания! За то, что вы отлично прошли боевую подготовку, вы получили звание «БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА!» и награждаетесь вот такими золотыми медалями!!! Я хочу вам подарить по волшебному кубу с заданиями, которые вы можете выполнять у себя дома с родителями или своими друзьями. Всем спасибо, вы можете возвращаться к себе в группу!

G:\ФОТО В ПРИЛОЖЕНИЕ\fZJA9E2UJgI.jpg

G:\ФОТО В ПРИЛОЖЕНИЕ\ymI_hTg8JD0.jpg

G:\ФОТО В ПРИЛОЖЕНИЕ\BbLtAZUTloM.jpg

G:\ФОТО В ПРИЛОЖЕНИЕ\RF1ezSM4WSw.jpg

G:\ФОТО В ПРИЛОЖЕНИЕ\h1DwMPnk7-I.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 города Сим,

Ашинского района, Челябинской области»

Самоанализ открытой НОД

по речевому развитию дошкольников в

старшей логопедической группе для детей с ТНР «Наша армия».

Составил:

Учитель-логопед

Саблина М.В.

I кв. категории

2019г.

1.        При планировании НОД я учитывала возрастные особенности детей с ТНР. Учебный материал соответствует требованиям «Примерной адаптированной программы коррекционно- развивающей работы для детей с ТНР (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой. Занятие спланировано в соответствии с перспективным планом и с учетом содержания лексической темы «Наша армия» в старшей логопедической группе.

2.        Программные задачи НОД включают в себя комплекс коррекционно- развивающих, коррекционно- образовательных, и коррекционно- воспитательных задач.

3.        Для достижения цели и задач применялись следующие методы и приемы:

•        Словесный (задавались вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение).

•        Наглядный (игрушки военной техники, куб- трансформер, мультимедийная презентация, схемы рисунков из палочек).

•        Практический (проведение артикуляционной гимнастики, выкладывание рисунка из палочек по схеме).

•        Игровой: (игровой сюжет- выполнение боевых заданий);

•        Методы рефлексии (обратная связь).

4.        В вводной части мотивационным моментом, стимулирующим активность детей, является внесение посылки от военных и предложение детям пройти боевую подготовку и стать будущими защитниками Отечества. Была проведена словарная работа слов: Отечество, защитники Отечества, армия. Посредством демонстрации игрушек военной техники и наводящих вопросов проведена работа по активизации словаря: рода войск, танкист, летчик, моряк, пограничник.

5.        В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного материала и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

6.        Решая коррекционно- развивающую задачу по развитию речевого дыхания- была проведена дыхательная гимнастика («Отправим военные самолеты в полет»), по развитию артикуляционной моторики-проведена –артикуляционная гимнастика, по автоматизации звука Л-Ль- проговорена чистоговорка со звуками

Л-Ль.

7.        С целью развития аналитического мышления и связной речи, использовалась игры «4 лишний», на образование слов во множественном числе «Один-много», на словообразование (летчик-летные, танкист-танковые и т.д.), проведено упражнение «Назови рода войск».

8.        Все «боевые задания», были направлены на формирование диалогической и монологической речи при составлении описательного рассказа по схеме о каждом военном. Упражнение «Раздели слова на слоги» совершенствовало навык слогового анализа слов.

9.        При проведении занятия использовались здоровье сберегающие технологии – это пальчиковая гимнастика и динамические паузы, информационно- коммуникативные технологии (презентация)

10.        В задании «Выложи военную технику» использовались практические методы. Конструкторы из палочек способствовали развитию конструктивных навыков, логического мышления, воображению, развитию мелкой моторики рук, воспитывали усидчивость и умение работать в парах.

11.        Решая коррекционно- образоватеьную задачу, совершенствование навыка слогового анализа слов и употребление в речи предлогов (с, за, под, на) проведена игра «Найди нарушителя».

12.        Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что на всех этапах образовательной деятельности активизировалась речь воспитанников. В ходе НОД старалась следить за чёткостью и выразительностью речи детей (Хотя не всегда это получалось), Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на предлагаемые им задания, оперировали имеющимися знаниями и умениями, были заинтересованы, внимательны, организованы.

13.        Применение информационно-коммуникативных технологий (мультимедийной презентации) и игрового сюжета «Выполнение боевых заданий» обеспечивало активность детей, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.

14.        Заключительная часть- имела элемент сюрпризности, так как дети, выполнив «боевые задания» получили «звание» «Будущих защитников Отечества» и им были вручены кубы- трансформеры с золотыми медалями и с упражнениями для закрепления пройденной темы.  

15.        Считаю, что задачи НОД мною выполнены, воспитанники усвоили предложенный материал. Однако необходимо упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений, так как данная работа актуальна для старшего возраста и эти умения будут востребованы в школе.

16.        Материал для данного занятия считаю, что был подобран правильно, его достаточно и соответствует возрастным особенностям детей.

17.        НОД имеет четкую структуру: вводную, основную, заключительную части, каждая из которых достигла поставленной перед ней цели.

18.        Я считаю, что занятие было,,,,,,,,,,, (+) или (-)

19.        Выбранные методы обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

20.        Отмечая успешность данного занятия, хочу обратить внимание на необходимость, важность индивидуального подхода к дошкольникам, проведение предварительной работы с детьми при подготовке к образовательной деятельности).

Я старалась преодолеть психологический барьер, связанный с неуверенностью.

21.        В заключении, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во II логопедической группе компенсирующей направленности (от5 до 6 лет) «Подсолнушки» на тему: «Воздух» (экспериментирование).

Экспериментируя дети расширяют свои представления о воздухе, его свойствах. Ребята учатся самостоятельно проводить опыты с воздухом, делать выводы, получив результаты своей познавательной деятельности...

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «День защитника отечества».Цель: закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанн...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группе

интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с использованием изобразиельного творчества и презентации....

Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (по произведению М.Ю.Картушиной "Заяц - портной").")

Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (По мотивам произведения М.Ю.Картушиной "...

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц"

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц"....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые». «Волшебная паутина»

Конспект занятия по речевому развитиюв старшей логопедической группе для детей с ОНР.Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».«Волшебная паутина»...

Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной логопедической группе "Путешествие с Чижиком-Пыжиком"

Конспект открытого занятия по речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие с Чижиком-Пыжиком».Цель: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памят...