Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые». «Волшебная паутина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шумова Надежда Александровна

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».

«Волшебная паутина»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

 Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».

 «Волшебная паутина»

                                                                                               Составитель:

                                                                                               воспитатель Шумова Н.А.

2023 год

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

 Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».

 «Волшебная паутина»

Цель: Закрепить и обобщить полученные знания о насекомых.

Задачи: Образовательные:

- расширить словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- закреплять умение у детей подбирать глаголы к словам;

- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

- закреплять употребление предлогов при выполнении задания на ориентацию;

Развивающие:

- развивать грамматический строй речи;

-  развивать связную речь;

-развивать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать память и внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь, бережное отношение и сочувствие к насекомым;

- воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, разучивание стихотворения о насекомых, составление описательных рассказов при помощи мнемодорожек.

Материал:

демонстрационный: анимационная картинки на экране проектора: волшебный лес с насекомыми, паук на паутине, насекомые

(паук, жук, кузнечик, бабочка, пчела, муха), полянка с насекомыми; карман-паутина с пауком, насекомые на липучках, паук с 9-ю прозрачными кармашками, цветок на фланелеграфе, письмо от паука, игра «Фотограф» на экране.

раздаточный: карточки с насекомыми.

Методические приёмы: организационный момент, музыкальное сопровождение анимации на экране, проблемная ситуация, игры «Что делает» (подбор глаголов к существительным), «Сосчитай», «У меня есть…» (согласование числительных с существительными) «Найди нужный предмет» (ориентация в пространстве), «Найди место» (употребление предлогов), «Составь предложение» (мнемодорожки), физ.минутка,, стихотворение, «Фотограф» («Кого не стало, что изменилось?»).

Ход занятия

  1. Организационно- мотивационный момент 

Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Встают перед стульями. На проекторе картинка волшебного леса

Воспитатель: - Ребята, закройте глаза.

Включается анимационная картинка на мониторе (вокруг природа, лес, летают насекомые), музыкальное сопровождение- звуки насекомых.

Воспитатель: - Откройте глаза. Куда мы с вами попали?

Дети: - Сказочный лес.

 Воспитатель: - Кого вы видите?

Дети: - Бабочек, гусеницу, кузнечика, пчелу.

Воспитатель: - Как их можно назвать одним словом?

Дети: - Насекомые

Воспитатель: - А теперь закроем глаза и представим, что мы идём по этому волшебному лесу, слушаем звуки насекомых и птиц. (звучит музыка волшебного леса, дети стоят с закрытыми глазами)        

  1. Основной этап.

2.1Этап постановки проблемы

Включается следующий слайд «Паук плетёт паутину»)

Воспитатель: - Откройте глаза. Кто появился? Что произошло с насекомыми?         

Дети: - Паук похитил всех насекомых и держит их в паутине.

Воспитатель:- Ребята, а вот и паутина с бедными насекомыми. (Паутина с пауком и другими насекомыми на фланелеграфе) Поможем насекомым?

Дети: -Да

Воспитатель: Для того, чтобы освободить насекомых, нам нужно выполнить несколько заданий. После каждого выполненного задания мы сможем освободить одно насекомое.

        

  1. Этап ознакомления с материалом, практического

решения поставленной проблемы

Воспитатель: - Первое задание: на экране вы увидите насекомых и скажете, что они умеют делать.

Анимированные картинки насекомых на экране (подбор глаголов к существительным)

1. Картинка бабочки

2. Картинка кузнечика

 3. Картинка жука

4. Картинка пчелы

5. Картинка гусеницы

6. Картинка паука

Воспитатель:

1. Кто это? Что делает бабочка?

Дети: - Бабочка

- летает, порхает, собирает, садится, машет

2. Кто это? Что делает кузнечик?

Дети: -Кузнечик

- Прыгает, летает, порхает, стрекочет

3. Кто это? Что делает жук?

Дети: - Жук

- качается, ползает, летает, жужжит, садится

4. Кто это? Что делает пчела?

Дети: - Пчела

- Летает, собирает, опыляет, кусает

5. Кто это? Что делает гусеница?

Дети: - Гусеница

- Ползает, превращается, ест, окукливается.

6. Кто это? Что делает паук? -Паук

Дети: - Ползает, плетёт, кусает, пугает, прыгает

Воспитатель: - Молодцы. Выполнили первое задание для спасения насекомого. Можем освободить из паутины первое насекомое. Кого мы спасли?

Дети: - Кузнечика

Ребёнок подходит к фланелеграфу и достаёт насекомое из паутины, крепит его на фланелеграф, на травку.

Воспитатель: - Второе задание: к нам пришли насекомые вместе со своими друзьями.

(Воспитатель раскладывает на столы карточки с насекомыми) 

 Согласование существительных с числительными

Воспитатель: - Давайте сосчитаем, сколько у каждого насекомых.

Воспитатель показывает пример, взяв одну карточку себе:

-«У меня есть одна муха». (дети по очереди говорят, сколько у кого насекомых.)

Дети: - У меня есть две гусеницы

- У меня есть три пчелы

- У меня есть четыре бабочки

- У меня есть два кузнечика

- У меня есть один жук

- У меня есть два три паука

Воспитатель: - А теперь представим, что наши насекомые исчезли.

 Воспитатель показывает пример, переворачивая карточку:

- «У меня нет одной мухи»

(Дети по очереди выполняют задание)

Дети: - У меня нет двух гусениц

- У меня нет трёх пчёл

- У меня нет четырёх бабочек

- У меня нет двух кузнечиков

- У меня нет одного жука

- У меня нет трёх пауков

Воспитатель: - Молодцы. Спасли ещё одно насекомое.

Воспитатель: - Выходи к паутине и освободи насекомое. Кого мы спасли?

Дети: - Гусеницу

Ребёнок подходит к фланелеграфу и достаёт из паутины насекомое, крепит на фланелеграф, на травку.

Физ. Минутка

Воспитатель:- А теперь ребята немного отдохнём. Встаём вокруг полянки.

Дети встают вокруг ковра. Повторяя стихотворение про насекомых, выполняют движения под музыку

-Прилетели на лужок
Бабочки и пчелы.
(идут по кругу, машут руками)
Дружно сели все в кружок
С песенкой веселой.
(остановились, сели на корточки, обхватили коленки руками)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
(пошли по кругу, как гуси)
Зажужжали пчелки

Ну, а бабочки кружат        
У зеленой елки
. ( встали, кружатся вокруг себя, машут руками)
Там паук расставил сети
. ( остановились, круговые движения руками вперёд)
Комары зудят в кустах.
(кружатся вокруг себя, машут руками)
Лучше песни нет на свете,
Чем о пчелках и жуках!
(взялись за руки, пошли в центр круга и обратно)

        

Воспитатель: Третье задание: - на полянке вырос цветок. Насекомые хотят отдохнуть.

Отдыхать они будут на разных местах полянки.

Воспитатель показывает пример игры, взяв одну карточку с насекомым себе.

Воспитатель: - Моя муха летит около цветка (Воспитатель крепит карточку с мухой около цветка)

Воспитатель: - Гусеницы ползут по листику

 -Пчёлы сидят на цветке

- Жук сидит под листиком

- Пауки ползут по стеблю цветка

- Бабочки порхают над цветком.

- Кузнечики сидят на травке

(Дети подходят к фланелеграфу со своими карточками по очереди и выполняют задание, повторяя местонахождение своего насекомого)

Воспитатель: - Молодцы. Спасли ещё одно насекомое. Какое?

Дети: - Пчелу.

Ребёнок подходит к фланелеграфу и достаёт насекомое из паутины, крепит его на фланелеграф, на травку.

Воспитатель: - Осталось спасти последнее насекомое. Кто же прячется в паутине? Давайте тихонько заглянем. Ой! Там бабочка. Поможем бабочке?

Четвёртое задание: нужно придумать рассказ про бабочку.

Мнемодорожка для описательного рассказа.

Воспитатель вешает на доску первую подсказку (вопросительный знак).

Воспитатель: -Что означает вопросительный знак?

Дети:  - Вопросительный знак означает тот предмет, о ком мы будем рассказывать.

Воспитатель: - О ком мы будем рассказывать?

 -О бабочке

Воспитатель вешает на доску карточку с цветочком

Воспитатель: -Что означает цветочек?

Дети: - Надо назвать цвет того, о ком рассказываем.

Воспитатель вешает на доску следующую карточку

Воспитатель вешает на доску остальные подсказки по очереди.

Воспитатель: - Что означают следующие подсказки?

Дети: - Какой по величине предмет.

- Нужно назвать части тела предмета.

- Где живёт.

- Чем питается.

- Чем полезно это насекомое.

- Нужно подобрать красивые слова.

Воспитатель стелет перед детьми коврик с цветочками, на обратной стороне которых карточка- подсказка из мнемодорожки.

Воспитатель: Перед Вами полянка с цветочками. Выберете глазками для себя один цветочек и возьмите его в руки. (дети выполняют задание). А теперь садитесь на полянку и будем придумывать рассказ про бабочку. (дети садятся на коврик, держат в руках цветочки- подсказки)

Воспитатель: - У каждого свой цветочек с подсказкой. Будем по очереди придумывать предложения с их помощью. Я начну.

 Воспитатель держит в руках цветочек- карточку с вопросительным знаком и говорит:

Воспитатель: - Это насекомое- бабочка. У кого подсказка- цветочек? Продолжай.

(Дети по очереди говорят по предложению с помощью карточки с подсказкой)

Дети: - Бабочка бывает разных цветов: красного, жёлтого, зелёного…

- Бабочки небольших размеров.

- У бабочки есть голова, грудь, брюшко, крылья, усики и ноги.

- Бабочка питается цветочным нектаром.

 -Бабочка живёт под корой деревьев, под листиками, в щелях зданий, на чердаках.

- Бабочки приносят пользу. Они переносят пыльцу с цветка на цветок и тем самым помогают расти новым растениям.

Воспитатель: - А теперь вместе подберём к бабочке красивые слова. Какая бабочка?

Дети: - Красивая, разноцветная, полезная, маленькая, лёгкая…

Воспитатель: - Какие молодцы. Теперь я вспомню всё, что вы сказали про бабочку. Послушайте наш рассказ целиком.

Это насекомое- бабочка. Бабочка бывает разных цветов: красного, жёлтого, зелёного…

Они небольших размеров. У бабочки есть голова, грудь, брюшко, крылья, усики и ноги. Эти насекомые питаются цветочным нектаром и живут под корой деревьев, под листиками, в щелях зданий и на чердаках.

Бабочки приносят пользу. Они переносят пыльцу с цветка на цветок и тем самым помогают расти новым растениям. Бабочка красивая, разноцветная, полезная, маленькая, лёгкая…

Воспитатель: - Мы спасли бабочку. Выходи и вытащи из паутины на свободу нашу бабочку.

Ребёнок подходит к фланелеграфу и достаёт бабочку, крепит её на травку

Воспитатель: - Наши насекомые устали и хотят поиграть с вами в прятки. На доске вы видите перед собой всех спасённых насекомых. Давайте назовём их.

Дети: - Гусеница, кузнечик, пчела, бабочка

Воспитатель: Поиграем в игру «Фотограф». Паучок отпустил всех насекомых. Простим его? Он очень хочет поиграть вместе с нами. А кого мы видим ещё на нашей полянке с паутиной?

Дети: - Божью коровку

Воспитатель: Возьмём в игру божью коровку?

Дети: - Да

На фланелеграфе в ряд 6 разных насекомых

Воспитатель: - Сфотографируйте глазами всех насекомых. Закройте глаза.

(Воспитатель меняет местами насекомых. Игра повторяется несколько раз)

Дети играют в игру «Фотограф»

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята какие хорошие дела мы с вами сегодня сделали?

Дети: - Спасли насекомых от паука

Воспитатель: - Кого спасать вам понравилось больше всего? Как Вы думаете, паук поступил правильно? Жалко ли вам было насекомых?

 Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

 Паук ведь отпустил всех пойманных насекомых, поиграл с нами. Посмотрите, на паутинку. Что с ней произошло? Хорошо ли мы сделали? Ведь природу нельзя разрушать. А мы сломали паутинку. Спасая других насекомых, мы навредили паучку. Поможем ему починить паутинку?

 Дети выходят по очереди и с помощью воспитателя крепят части паутинки обратно.

Воспитатель: - Вот и ещё одно хорошее дело сделали. И паучок приготовил для Вас подарок. (Воспитатель достаёт конверт с подарком (раскрасками) и дарит детям)        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию в старшей логопедической группе.

Данный материал разработан для детей с особенностями в развитии, для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».Данное занятие составлено с учетом требований ФГОС, использованием интерактивных технологий....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе. Тема: «По тропинке к сказке».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край. Конспект  ООД по речевому развитию в стар...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей общеобразовательной группе "Москва - столица нашей родины"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по  речевому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности с использованиеминтерактивной доски (SMART) «Москва ...

Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию в старшей логопедической группе «Планета Сообразилия»

Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности...

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР с использованием электронного персонажа. Тема: "Насекомые".

В этом учебном году я прошла несколько Марафонов на Форуме Педагоги России, знакомящих   с возможностями различных интернет- сервисов, программ. Использование полученных знаний позволяет сам...