Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе. Тема: «По тропинке к сказке».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Правилова Людмила Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край.

 

Конспект  ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе. Тема: «По тропинке к сказке».

Подготовила.    Воспитатель логопедической группы МБДОУ «Зернышко». Правилова Людмила Николаевна.

                           

Программные задачи.

Образовательные. Упражнять детей в умении употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа. Автоматизировать звуки в речи при помощи чистоговорок. закреплять умение соотносить числительное с существительным, использовать в речи предлоги НА, ПОД. Закреплять умение соотносить числительное с существительным, использовать в речи предлоги НА, ПОД. Учить ориентироваться в пространстве.

Развивающие. Развивать умение подбирать однокоренные слова к существительным (слова-родственники). Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово и движение посредством логоритмических упражнений.

Воспитательные. Прививать любовь к художественной литературе, воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, согласовывая действия, добиваться поставленной цели.

Материал и оборудование.

Ширма, куклы Маша, Ванюшка, баба Яга. Изображение  яблони с яблоками, печи, молочной реки мультимедийный проектор, ноутбук; муляжи: яблоко и пирожок; картинки: камень, широкая и узкая дорожка, молочные продукты, ягоды.

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок.

Ход ООД.

Организационный момент,

(логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения):

«Тише, тише, тише, тише!

Приготовьтесь ушки слышать!

Ротик будет говорить...

Только, чур, не шалить!

Язычок, вставай с постели!

Нету времени для лени!

Будем, будем мы играть

И друг другу помогать!

Мальчики, вы с нами? (Да!)

Ну, а девочки? (Всегда!)

(Звучит фонограмма «Крик гусей»)

Педагог.  Слышите, птицы кричат в вышине? Что же за птицы, подскажите мне? 
Дети.  Это гуси летят! 
Педагог. Мчится, мчится чрез равнины Караван гусей крикливых!

(из-за ширмы появляется девочка, горько плачет)

 Педагог. Кто-то плачет, ой, слез море! Видно, приключилось горе! Ребята, подойдите поближе к девочке, спросите, что же приключилось.

Дети.  Девочка, что с тобой произошло? 
Маша.  Здравствуйте, ребята! Ох! (тяжело вздыхает) Должна я вам признаться, Не уследила я за братцем! Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!

Педагог.  Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня? 
Дети.  Это сказка «Гуси-лебеди»! 
Педагог. (обращается к Маше):  Не печалься, мы чем сможем Тебе, Машенька, ...

Дети... -поможем!

Педагог. (детям):  Вы готовы помогать? (Да!) Сможем мы гусей догнать? (Да!) 
Маша.  Спасибо вам, ступайте, Только по пути всем помогайте!

(Дети передвигаются по кругу, проговаривая чистоговорку. Прохлопывают каждый слог чистоговорки)

«Уть - Уть- Уть - отправляемся мы в путь! Да - да - да - трудно будет, не беда! Ой - ой - ой - Ванечку вернем домой!»

( дети подходят к доске с изображением яблони)

Педагог. К персонажу сказки Обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Дети.  Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели. 
Яблоня.  Здравствуйте, ребята, помогите, С веток моих яблоки стряхните!

Педагог. Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.. Давайте одно яблочко будем передавать друг другу по кругу и говорить о том какое оно. (сладкое, наливное, сочное, витаминное, полезное, ...) А вот еще одно яблоко. Оно упало с ветки. Где оно находится? (Под яблоней)

- Для тебя и для меня 
Близкие люди - это родня. 
Если похожи мы, 
Значит мы — родственники. 
Если слова похожи — Они родственники тоже.

Давайте подберем слова-родственники к слову «яблоко».

Дети.  Яблочко, яблочный, яблочное, яблоневый.

Педагог. Давайте посмотрим на картинки. Подходят ли они к тем словам, которые вы произнесли? (Яблочное варенье, повидло, яблоневый сад, яблоневый цвет, яблочный пирог, Подарим эти картинки яблоньке. Нам пора идти дальше. Ой, а это кто?

Дети. Это печка!

Печка:  Мимо путник не пройди! Пирожок мой прихвати! С пылу, с жару вынимай! С пирожком поиграй!

(подвижная игра «Веселый пирожок». Пи-пи пирожок, поиграй со мной дружок. Дети передают пирожок по кругу. У кого после произнесения последнего слова останется в руках пирожок, бежит наперегонки со своим соседом по внешней стороне круга. С того, кто первым возьмет пирожок, продолжается игра. Играем 3 раза.)

 Педагог. Скажем печке спасибо. А нам пора в путь. Как вы думаете, кто нам встретиться дальше?

Дети.  Молочная река, кисельные берега. (продвигаемся по кругу, произнося чистоговорку) Ке-ке-ке- мы идем к реке. Ка-ка-ка- та река из молока. Га-га-га- как кисель берега.

Педагог. Вот где речка пробегает, Весело волной играет. Назовем речку ласково. 
Дети:  Речка, речушка, реченька.  

Педагог. Почему речку назвали молочной? (Она из молока)  Что значит «кисельные берега»? ( Берега из киселя) Давайте встанем в круг, будем проговаривать по очереди два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится.

Разделитесь на две команды. Почему вы сделали именно так?

Одна компания будет готовить молочные продукты, а вторая - варить кисель.

(На отдельном столе разложены картинки с изображением молочных продуктов и ягод. Дети, каждый в своей команды, выбирают нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает и рассказывает, что приготовили из молока и из чего сварили кисель) Дополнительные вопросы: как называются продукты из молока? Кисель из малины какой? Из черники какой? Из ежевики? ...

Педагог. Нам пора отправится дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живет баба Яга. Давайте подойдем поближе, Может что-нибудь услышим. Дорожка до избушки непростая - то узкая, то широкая, то каменистая. Густой туман стелится под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков-картинок.

Педагог. Показывает детям поочередно и в разнобой картинки с изображением узкой, широкой дороги и камней. Дети идет по кругу, имитируя соответствующую ходьбу. За болотом, погляди, Домик бабы Яги! Спрячемся, присядем тут, Послушаем, о чем разговор ведут.

Из-за ширмы появляется баба Яга и Ванюшка.

Баба Яга:- Улетаю по делам, Ты сиди за печкой, там! И не вздумай уходить, вот в окошко погляди!

Педагог Улетела Яга, видно, Что-то Ванечки не видно... Давайте его тихонечко позовем. 
Дети:  Ваня! Ванюша!

Появляется кукла Ванюша.

Педагог. Ванечка, за нас держись, Быстрее, подальше отсюда бежим!

Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.) Изобразим речку руками. Кто дальше поможет? ( Печка) Изображаем при помощи рук печку. А вот и яблонька, она укроет нас своими веточками. Изображаем качающую ветками яблонъку. Подбегаем к ширме.

Дети:  Маша! Маша! Выручили мы братца твоего Ванюшку!

Машенька: Вот спасибо вам, ребята! Как же вам удалось Ванюшку от бабы Яги спасти?

Дети: Мы по пути всем помогали, играли, были дружными и смелыми! Помогли яблоньке урожай собрать, печку повеселили - поиграли с пирожком. Возле молочной реки показали свои знания про молочные продукты, ягоды, сварили ягодный кисель.

Машенька: Так больше узнать про ваши приключения хочется, но нам пора, скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернуться.

Дети: А мы тебе, Маша, про это нарисуем и пришлем!

Машенька:  Я согласна! До свидания!

 Педагог. Что вам, ребята, сегодня понравилось, что запомнилось больше всего? Кому помогли из товарищей, кто помог вам?

Пора возвращаться в группу, придумать, что каждый из вас нарисует для Машеньки и Ванюшки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...

Развитие речи в старшей логопедической группе Тема: Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»

Развитие речи в старшей логопедической группеТема: Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант)         «В гостях  у Дедушки Мороза&raqu...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по речевому развитию В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Наша армия. Звук [т], буква Т, т»

Закрепление представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственно...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Овощи. Огород».

В ходе занятия в увлекательной игровой форме (с применением активных методов обучения) проводится проверка и повторения знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения темы: «Овощи. Огород...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные зимой».

Целью занятия -является расширение, закрепление и активизация словарного запаса по теме «Дикие животные»;   расширение представлений детей о диких животных, частях их тела, детён...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые». «Волшебная паутина»

Конспект занятия по речевому развитиюв старшей логопедической группе для детей с ОНР.Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».«Волшебная паутина»...