Рабочая программа творческой мастерской "Говорим правильно"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Рабсалова Долгор Бадмаевна

Рабочая программа творческой мастерской "Говорим правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno_starshaya_gruppa.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область

«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Рабочая программа кружка «Говорим правильно» направлена на развитие речи детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа        разработана        в        соответствии        с        требованиями        основных нормативных документов:

  • Постановлением Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа        кружка        «Говорим        правильно»        разработана        с        учётом парциальной программы по развитию речи дошкольников Ушаковой О.С.

Срок реализации Программы – 3 года.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Создание условий для овладение нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить детей овладевать родным языком.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  • Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
  • Воспитание звуковой и лексической культуры речи.
  1. Принципы и подходы        к формированию Программы

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Программа основывается на принципах:

  • принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого

развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

  1. Значимые для реализации Программы характеристики

  1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Старшая группа

(5-6 лет)

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности.

Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

  1. Система оценки результатов освоение Программы

Оценкой результатов освоения Программы является педагогическая диагностика, предлагаемая Ушаковой О.С, Струниной Е.М., которая проводится 2 раза в год (Приложение 1).

  1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми старшей группы (5-6 лет)

Воспитание звуковой культуры речи. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.

Нахождение слов, сходных и различных по звучанию. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и

отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с

— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш,— з, л — р. Продолжать развивать

фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных

слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к отдельным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой... (находит).

Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Грамматический строй речи. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм.

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый

  • весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют).

Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное

отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные.

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.

Развитие образной речи. В этой группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности

художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы, используемые для реализации Программы

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • Опосредованное        наблюдение        (изобразительная        наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и                картинам).
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Дидактические        игры,        игры-драматизации,        инсценировки,        дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы, используемые для реализации Программы

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ        положения        органов        артикуляции        при        обучении        правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

Продолжительность занятий:

старшая группа не более 25 минут;

  1. Условия реализации Программы

  1. Особенности организации предметно-развивающей среды

В групповом помещении для занятий по развитию речи имеются: столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

  1. Кадровые условия реализации Программы

Рожкова Анна Валерьевна воспитатель I квалификационной категории. Образование: высшее, «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринск.

Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Специализация: Методика коррекции и развития речи.

Педагогический стаж: 6 лет

Список нормативных документов и научно-методической литературы

  1. Федеральный        закон        от        29.12.2012        №        273-ФЗ        «Об        образовании        в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Постановление Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155

«Об        утверждении        федерального        государственного        образовательного стандарта дошкольного образования.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
  3. Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.
  4. Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.

- М., 2012.

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.

10.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

11.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 12.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 13.Ушакова. О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера

2017г.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота фор-

мулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

  1. балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Словарь

Выявляются умения:

-активизировать        имена        прилагательные        и        глаголы,        подбирать        точные        по смыслу слова к речевой ситуации;

-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика

-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

-строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

  • дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
  • изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  • подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

  • в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  • составлять описание, повествование или рассуждение;
  • развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
  • ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • серия заданий (словарь и грамматика).
  • Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

-называет отдельные признаки, действия;

-называет 1—2 слова.

2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

-подбирает слова к 2—3 прилагательным;

-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка?

-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

-называет два значения этого слова;

-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

  1. Придумай предложение со словом ручка.

-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).

  1. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);

-правильно заканчивает разные типы предложений;

  • называет два слова;
  • подбирает только одно слово.

Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

  • Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
  • называет 2—3 слова;
  • подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый,  его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».

  • Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
  • называет 2—3 слова;
  • подбирает только одно слово.

Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

  • Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
  • подбирает два слова;

-называет только одно слово.

Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

  • Правильно называет слова в повелительном наклонении;
  • подбирает два слова.

3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».

  • Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
  • называет правильно только одну форму;
  • не выполняет задание.

Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок

  • жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
  • Ребенок называет все слова правильно;
  • называет два-три слова;
  • говорит одно слово.

Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).

  • называет более двух слов;
  • называет два слова;
  • повторяет заданное слово.

Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.

Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).

-Правильно подбирает два слова;

-называет одно слово.

Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

-называет два действия (накалывать грибы, шить);

-называет одно действие (шить).

Составь предложение со словом игла.

-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

-составляет простое предложение (Иглой делают укол);

-называет одно слово.

Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

  • правильно исправляет два предложения;

-повторяет предложения без изменения.

серия заданий (звуковая культура речи)

  1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
  • Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
  • называет более двух слов;
  • называет одно слово.
  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
  • Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
  • недостаточно четко произносит;
  • не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
  • Ребенок передает заданные интонации;
  • передает только вопросительную интонацию;
  • повторяет повествовательную интонацию.
  1. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
  • Ребенок ритмично заканчивает фразу;
  • отвечает, нарушая ритм;
  • говорит одно слово.

серия заданий (связная речь)

  1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
  • Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
  • рассказывает, опуская начало (или конец);
  • перечисляет отдельные качества.
  1. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
  • Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
  • рассказывает с помощью взрослого;
  • перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  • Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
  • составляет рассказ с помощью взрослого;
  • не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Перспективное        планирование

Старшая группа

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Диагностика

1

2

Пересказ сказки

«Лиса и рак».

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине

«Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением; развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

1

3

Составление сюжетного

рассказа по картине

«Кошка с котятами».

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине:

рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова

для характеристики действий; учить самостоятельно образовывать клички животных.

1

4

Рассказывание о личных впечатлениях ан тему: «Наши игрушки.

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными

предложениями. Учить произносить слова со звуками

си з отчетливо и внятно.

1

5

Составление рассказа по скороговорке

Формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть предметы, игрушки, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить

дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи.

1

6

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве

так играют?».

Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы; учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных;

формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

1

7

Составление сюжетного рассказа

по картине

«Строим дом».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить

произношение звуков ш и ж, отчетливо и внятно произносить

слова с этими звуками.

1

8

Составление рассказов на темы стихотворений.

Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании детенышей животных

в именительном и родительном падежах множественного числа;

закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить четко произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.

1

9

Составление рассказа на

заданную тему.

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детенышей

животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

учить подбирать слова, сходные по звучанию.

1

10

Пересказ рассказа Е.Чарушина

«Лисята».

Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться восклицательной

интонацией.

1

11

Сочинение рассказа

по картине «Ежи».

Учить детей составлять рассказ по картине, имея уже имеющиеся знания о жизни диких животных (ежей); активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

формировать умение понимать смысл образных выражений в загадка.

1

12

Составление

рассказа на тему

«Домашнее животное».

Учить рассказывать о своих личных

впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм

родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг

другу вопросы.

1

13

Составление описательного

Рассказ о предметах посуды

Учить детей составлять короткий по стихотворению и описательный

рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать

употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький, высокий

– низкий) многозначных слов

(глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница)

1

14

Пересказ рассказа Е.

Калининой «Про снежный колобок».

Учить передавать художественный текст без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять

трудные формы родительного падежа множественного числа

существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

1

15

Составление рассказа по картине

«Река замерзла».

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять

правильное произношение звуков с и ш.

1

16

Составление рассказа на тему

«Игры зимой».

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значение; учить отчетливо и внятно произносить

фразы, насыщенные словами со звуками

с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.

1

17

Составление рассказа на темы скороговорок.

Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить

представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; учить различать на

слух звуки ж и з

1

18

Пересказ сказки

«Петух да собака».

Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог

действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подобрать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

1

19

Составление рассказа по картине «Северные олени».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей

животных с уменьшительными суффиксами.

1

20

Составление описательного рассказа на тему

«Зима».

Учить при описании событий

указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»

(ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться

вопросительной интонацией.

1

21

Пересказ сказки

«Лиса и кувшин»

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу и распространять его; учить в игре составлять из отдельных слов

предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; учить произносить предложения с разными оттенками интонации

(сердитая, просительная, ласковая)

1

22

Составление рассказа по картине

«Лошадь с

жеребенком».

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов,

менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

1

23

Составление рассказа на тему

«Как цыпленок заблудился»

Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения

новое путем последовательной замены слов.

1

24

Составление рассказа на заданную тему.

Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая, словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; уточнить значение слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения;

формировать умение строить предложения.

1

25

Пересказ сказки

Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

Учить связно, последовательно и

выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов, учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения – путаницы и заменять слова в этих предложениях; развить чувство ритма и рифмы

(составление шуток-чистоговорок).

1

26

Сочинение на тему

«Приключения зайца»

Учить придумывать сказку по

предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

1

27

Сочинение рассказа на предложенную тему.

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с них

изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков л- л’, р - р’, изолированных, в словах и фразах; учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно, отгадывать загадки.

1

28

Пересказ рассказа Я.Тайца

«Послушный дождик»

Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, воспитатель записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной

профессии.

1

29

Составление рассказа по картине

«Зайцы»

Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учить образовывать существительные

от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый - весельчак).

1

30

Составление рассказа на тему:

«Как Сережа нашел щенка»

Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно

описывая место действия, настроения героя; учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов – названий профессий.

1

31

Сочинение рассказа

на предложенную тему.

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их

изображениями на картинках

1

32

Диагностика

1

Итого

32

Календарно - тематический план

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I неделя

Z

Составление сюжетного

рассказа по картине

«Кошка с котятами»

Составление сюжетного рассказа

по картине

«Строим дом».

Сочинение рассказа

по картине «Ежи».

Z

Составление рассказа на темы скороговорок.

Пересказ сказки

«Лиса и кувшин»

Пересказ сказки

Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

Составление рассказа по картине

«Зайцы»

II неделя

Z

Составление рассказа по скороговорке

Составление рассказов на темы стихотворений.

Составление

рассказа на тему

«Домашнее животное».

Z

Пересказ сказки

«Петух да собака».

Составление рассказа по картине

«Лошадь с

жеребенком».

Сочинение на тему

«Приключения зайца»

Составление рассказа на тему:

«Как Сережа нашел щенка»

III неделя

Диагностика

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве

так играют?».

Составление рассказа на

заданную тему.

Составление описательного

Рассказ о предметах посуды

Составление рассказа по картине

«Река замерзла».

Составление рассказа по картине «Северные олени».

Составление рассказа на тему

«Как цыпленок заблудился»

Сочинение рассказа на предложенную тему.

Сочинение рассказа предложенную тему

IV неделя

Пересказ сказки

«Лиса и рак».

Рассказывание о личных впечатлениях ан тему: «Наши игрушки.

Пересказ рассказа Е.Чарушина

«Лисята».

Пересказ рассказа Е.

Калининой «Про снежный колобок».

Составление рассказа на тему

«Игры зимой».

Составление описательного рассказа на тему

«Зима».

Составление рассказа на заданную тему.

Пересказ рассказа Я.Тайца

«Послушный дождик»

Диагностика на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...

Рабочая программа творческого кружка "САМОДЕЛКИН"

Нетрадиционное рисование, пластилинография, аппликация......

Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для детей подготовительной к школе группы.

Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья ч...

Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год

Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...

Рабочая программа «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа «Разговор о правильном питании» разработана в соответствии с ФГОС на основе образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академи...