Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Пильникова Наталья Александровна

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._dop_obrazovaniya_podgot.etap_zvukoproiznosheniya.docx84.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________И.А. Ефремова

Рабочая программа

по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

на 2020– 2021 уч.год.

Составила:

Пильникова Н.А.

учитель-логопед.

2020г.

Содержание

Стр.

I

Целевой раздел программы.

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цель и задачи программы.

3

1.3

Принципы и подходы к формированию программы.

4

1.4

Особенности речевого развития детей 4-5 лет.

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

5

II

Содержательный раздел.

6

2.1

Структура рабочей программы и основные направления коррекционно-развивающей работы.

6

2.2

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми 4 – 5 лет.

6

III

Организационный раздел

27

3.1

Режим занятий.

27

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

27

3.3

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

30

3.4

Список нормативных документов и научно – методической литературы для составления рабочей программы деятельности учителя-логопеда.

31

Методическая литература

31

I.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Преодоление нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а так же сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

При составлении  программы были использованы методические разработки О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко.

1.2 Цель, задачи программы

Цель программы: подготовка и развитие речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков, создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет.

Задачи программы:

1.Подготовить артикуляционный аппарат воспитанников для правильного произношения звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2.Развивать речеслуховое внимание, речевое дыхание.

3.Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной, чувствительности).

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5.Развивать интонационную выразительность речи.

Форма организации детей: фронтальная. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу воспитанников.

Срок реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования -1 год.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

- артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции;

- упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов;

- дыхательные и фонопедические упражнения;

- упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

 - игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.

Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся небольшими подгруппами по 5-6 человек, 2 раза в неделю. Длительность занятий 20 минут. Занятия проводятся в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Форма проведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования воспитанников - составление альбома работ воспитанников, проведение открытого занятия для родителей (законных представителей) воспитанников.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

• системности;

• комплексности;

• деятельностный;

• онтогенетический;

• обходного пути;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Адресат программы: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха;

3) мелкой моторики.

1.4. Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание?

1. Объем и характеристика словаря

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи

4. Особенности связной речи.

Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением).

Формирование грамматического строя речи.  Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа. Согласование числительных с существительными. Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола. Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. Упражняем в образовании прилагательных от существительных. Учим составлять из слов словосочетания и предложения.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами стоит задача развивать фонематический слух. Учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

1.5 Планируемые результаты освоения программы.

К планируемым результатам освоения программы (на этапе завершения коррекционной работы) в соответствии с данной программой относятся следующие возможные достижения ребенка:

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх;

- умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

II. Содержательный раздел программы.

2.1 Структура рабочей программы и основные направления коррекционно-развивающей работы.

Отражая специфику и учитывая ее направленность, рабочая программа имеет следующую структуру:

1. обследование речи детей.

2. укрепление артикуляционной моторики;

3. уточнение или постановка нарушенных звуков;

4. закрепление звука в слогах, словах;

5. дифференциация оппозиционных звуков;

6. заучивание потешек, скороговорок, загадок и стихов с поставленным звуком;

7. автоматизация звука в связной речи: сказки, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок.

8. обследование речи детей.

        

2.2 Перспективное планирование коррекционной работы с детьми 4 – 5 лет.

Задачи

Содержание занятий, источник.

Октябрь

1 – я неделя. Тема. Огород. Овощи.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6

Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,

 ба-ба-пва, да-да-тва.

•«Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:

по-ми-дор;

ре-дис-ка;

ка-ба-чок и т. д.  .

3. Развитие дыхания

Упражнение «Запахи» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);        

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

5. Развитие мелкой моторики рук.

•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки —  пальчики «шагают» по иппликатору Кузнецова

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

«Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка...

Редиска мелкая, а редька...

Огурец овальный, а тыква...

Кабачок большой, а тыква...

Лук горький, а морковка...

Помидор кислый, а чеснок...

Огурец зеленый, а свекла...

Морковка в земле, а помидор...

«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

огурец — огурчик; помидор — помидорчик; горох — горошек и т.д.

•        «Что приготовим». Образование относительных прилага
тельных от существительных:

из картошки— картофельное пюре и т.д.

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20

2 – я неделя. Тема. Осень – пора урожая; трудом славен человек.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упражнения проделываются по 5—10 раз:

«Заборчик» —«Хоботок» (ии-уу);

«В лесу» (аа-уу);

«Овал» (оо); . «Почистить» зубки языком;

«Облизать» верхнюю и нижнюю губу;

«Уколоть» щеки языком;

«Качели» (кончик языка прикасается поочередно то к верхней губе, то к нижней);

«Болтушка» (движение языком вперед-назад);

«Лошадки» (цоканье языком); «поцелуем куклу»;

«Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе).

2.  Развитие слухового внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

«Здравствуй осень!»  Дети в такт чтению  стихотворения пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).

Здравствуй осень, здравствуй осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим —

Что в подарок принесла?

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

«Корзина с урожаем»

Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:

 Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса—длинная коса,

Вот вкусная картошка —для супа и окрошки,

Вот крупная свеклуша —мы любим ее кушать.

3 – я неделя. «Наши технические помощники дома»

1.Развитие артикуляционного аппарата. 

 Упр. «Включенный миксер», «Пылесос», «Фотоаппарат», «Утюг», «Массажер»

2. Развитие слухового и двигательного внимания.

Игра с мячом с элементами нейропсихологии

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Техника-ведь это чудо!

Без нее нам было худо.

3. Развитие дыхания

Пропевание гласных звуков под музыку на одном длительном выдохе.

Упражнение «Вентилятор»

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение.

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ноги поднимаем.

Влево шаг, вправо шаг,

Шаг вперед и шаг – назад.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Распутай провода»

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Мультимедийная презентация «Большой – маленький»

7. Релаксация

Упражнение «электроприборы устали»

4– я неделя. «Я познаю мир»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»

3. Развитие дыхания.

Игра «Перчатки» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «По дороге золоченой…»  -  М. Ю. Картушина, с. 21

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О. И. Крупенчук, с. 8

6. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание)

5 – я неделя. Тема «Международный день библиотек»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Звуки осеннего леса»  (фонограмма)

3. Развитие дыхания

Упр. «Буря в стакане»

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Протопай слово», «Сказки Чуковского»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Любимые сказки», «Собери сказки» - игра с разрезными картинками

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Угадай из какой сказки», «Как живешь»

7. Релаксация

Упражнение «Сказка»

Ноябрь

1 – я неделя. Тема «Я гражданин России»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека)

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) (картотека)

3. Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Насос», «Голодный слон»

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Упражнение «Дождик» - В.А. Кныш, с. 11

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Стихотворение «Россия»

2– я неделя. Тема «Неделя театра и кино»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье»,  «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)

3. Развитие дыхания

Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Куклы  спят» - М. Ю. Картушина. С.

3– я неделя. Тема «Неделя мира и добра»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе)

3. Развитие дыхания.

Игра на поддувание «Сердитый –добрый  ежик»

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Вместе веселей»

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Беседа по сказке В. Сутеева «Яблоко»

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Молчок»

4– я неделя. Тема «Мамы разные важны, мамы разные нужны»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упражнения «улыбка-хоботок», «Забор», «Качель», «Маляр».

2. Развитие дыхания

Упражнение «Воздушный шарик» (картотека), «Курочка»

3. Развитие темпа и координации речи и движений.

 Упражнение «Мамины помощники»

«Ма-моч-ка»

4. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «сортировка крупы»

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игры «Мама какая», «Что делает мама»

6. Релаксация

Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная»)

Декабрь

1 – я неделя. Тема «Неделя здоровья»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упражнения «улыбка-хоботок», «Забор», «Качель», «Маляр», «Орех», «Парус»

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр)

3. Развитие дыхания.

Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания) - картотека

4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37, «Веселые упражнения»

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Кинезиологическое упражнение «Оладушки»,

О. И. Крупенчук, с.12

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Описание игрушки по мнемосхеме.

2– я неделя. Тема «Край, в котором мы живем»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.

3. Развитие дыхания

Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

Упражнение «Город»

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Упражнение «Дом»

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных(картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Замедленное движение» (фонограмма)

3– я неделя. Тема «Зимушка-зима»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса.

Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции).

3. Развитие дыхания.

Игра «Согреем ладошки»: «ухх» (картотека игр на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с. 38

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Снежки» (картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)

4– я неделя. «Покорми птиц зимой»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Улыбка»,  «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах.

3. Развитие дыхания

Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «ВОРОБЕЙ»

5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Игра «Зернышки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Рассматривание альбома «Зимующие птицы»»

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Птички» (музыка для релаксации)

5– я неделя. Тема «Новый год у ворот- в путешествие зовет»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков.

Игра «Магазин подарков» («купить» подарок  можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора.

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина,  с.43

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Пальчиковая гимнастика «Новый год» -

 В. А. Кныш, с. 23

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

Январь

2 – я неделя. Тема «Неделя зимних игр и забав»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».

2.  Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31

3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики.

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Холмик, сугроб, горка»  - В. А. Кныш, с. 25

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») - картотека

6. Релаксация.

«Рождественская колыбельная (фонограмма)

3 – я неделя. Тема «Народные промыслы»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Погреемся»  - В. А. Кныш, с. 25

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5

3. Развитие дыхания и голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24

5. Развитие мелкой моторики рук.

Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина, с.52

4 – я неделя. Тема «Я и моя семья»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упражнения с котиком Мурзиком (картотека)

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7

3. Развитие дыхания и голоса.

Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Ритмическая разминка «Кто живет у нас в квартире»

 

5. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

6. Развитие логического мышления, связной  речи, обогащение словаря

Игра «Скажите хорошие слова о папе и маме», «Назови ласково»

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Тишина»

Февраль

1 – я неделя. Тема «Волшебные свойства воды»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Артикуляционная гимнастика со Смешариками

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах)

3. Развитие дыхания и голоса.

«Буря в стакане»

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр.  «Море»

5. Развитие мелкой моторики рук.

«Перелей воду чайной ложкой»

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

«Вода какая?» - подбери прилагательное.

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Шум моря»

2 – я неделя. Тема «Мир животных»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал» («Лопатка»)

2.  Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Интерактивная игра «Домашние животные» (Диск «Звуковой калейдоскоп», портал Мерсибо)

3. Развитие дыхания и голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Подвижная игра «Кот и мыши»

- М. Ю. Картушина, с.59

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных) – картотека игр с мячом

6. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

3 – я неделя. Тема «Военный транспорт»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков и их символов.

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и]) – Т. А. Ткаченко, с.

3. Развитие дыхания и голоса.

«Забей мяч в ворота»

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упр. «Защитники»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Танки»

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

«Скажи много»

Танк-танки

Ракета – ракеты…

7. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

4 – я неделя. Тема «День защитников Отечества»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»).

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом.

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»).

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

7. Развитие внимания, быстрой реакции.

Игра «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с. 74

Март

1 – я неделя. Тема. Мамин праздник.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с  движением руки) – видеоряд

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы»

2 – я неделя. Тема «Международный день птиц»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».

2.  Развитие фонематического восприятия

Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека игр на фонематическое восприятие

3. Развитие звуковысотного слуха , дыхания и голоса.

Упражнение «Соловей»

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. «Дрозд-дроздок».

6. Развитие грамматики, обогащение словаря.

Упр. «Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда»

7. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»)

3 – я неделя. Тема «Пожарная безопасность»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов.

Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнения «Потуши огонь»  - В. А. Кныш, с. 36

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Упражнение «Топаем-хлопаем» - В. А. Кныш, с. 36

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!» (картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).  Мультимедийная презентация.

7. Релаксация.

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

4 – я неделя. Тема «Весна шагает по планете»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,  «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука)

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 38

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

7. Релаксация.

Дети ложатся на ковер.

Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

Апрель.

1 – я неделя. Тема «В здоровом теле – здоровый дух»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)

2.  Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие дыхания, силы голоса.

Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Зарядка» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра с прещепками

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Рассматривание картин о здоровом образе жизни

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц»

2 – я неделя. Тема. Космическое путешествие.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

2.  Развитие фонематического восприятия

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр. «Полет» (картотека логоритмических упр)

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. с массажными колечками Су-джок

6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря.

Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение).

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс»

3 – я неделя. Тема «День Земли»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр)

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека  логоритмических игр)

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Помоги Незнайке». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация.

7. Релаксация.

Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»).

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

4 – я неделя. Тема «Неделя экологии»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения)

7. Релаксация.

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

5– я неделя.  Тема «Неделя ПДД»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Наша Родина» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [0], [у]) – Т. А. Ткаченко, с. 9

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Автобус»

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

«Дорожные знаки» - обогащение словарного запаса

6. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Метро»

7.Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

Май

1– я неделя.  Тема «Предметы быта»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах.

(картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Пропевание гласных звуков с движениями  рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад  (картотека игр)

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Предметы быта» - М. Ю. Картушина, с.35

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Упр. «Предметы быта. Один утюг, два утюга, пять утюгов » (согласование  существительных с числительными) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда».

6. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика,  картотека пальчиковых упражнений, лото, мозаика.

7.Релаксация.

Игра «Загадай желание» (назови любой предмет быта)

2– я неделя. Тема «В мире природы»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,  «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа.

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Фонопедическое упражнения «Растения» (картотека логоритмических игр).

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Составление сравнительного  рассказа описания (дерево и куст), образование единственного и множественного числа: в поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж подушечек пальцев «Полевые ромашки» - О. И. Крупенчук, с. 15

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  - лесу нужно отдыхать».

3–я неделя. Тема «Улица – азбука безопасности»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.48

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Упражнение «По дороге мы идем» - В. А. Кныш, с. 32

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Игра «Узнай по описанию», игра «Подбери действие».

6. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Дождик, дождик, капелька» (И.Токмакова)

7.Релаксация.

Упр. на расслабление «Волшебство лета». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

III. Организационный раздел.

3.1 Режим занятий.

Занятия проводятся логопедом 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 минут (в соответствии с СанПиН). Всего 8 занятий в месяц.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Разделы коррекционной работы.

Средства обучения и воспитания по разделам.

Обследование речевого и общего развития детей.

Материал по развитию интеллекта:

- счетный материал;

 - разрезные картинки;

- исключение 4-го лишнего предмета;            - картинки и тексты со скрытым смыслом;    - картинки-шутки (что нарисовано неправильно)                                                      - предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе;                                                               - мелкий конструктор, мозаика.               Материал для обследования всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Формирование грамматического строя речи.

Пособия и все падежные формы существительных единственного и множественного числа; Демонстрационные и раздаточные картинки на все предложные конструкции, на согласование.

Формирование лексической стороны речи.

Предметные картинки по всем лексическим темам: овощи, фрукты, посуда, одежда и т.д. Пособия для формирования навыков словообразования:

-суффиксальное;

-префиксальное;

- относительные и притяжательные прилагательные;

- однокоренные слова.

Предметные картинки на подбор антонимов.

Картинки для расширения глагольного словаря.

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа.

- символы звуков;

- сигнальные кружки для дифференциации звуков,

- схемы на звукослоговой анализ слов;

- предметные картинки на дифференциацию звуков;

- пособия для определения позиции звука в слове;

- тексты на дифференциацию звуков.

Совершенствование навыков связной речи.

- Серии сюжетных картин;

- сюжетные картины; пейзажные картины;

- наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

- наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи.

- артикуляционные упражнения,

- набор пособий для работы над речевым дыханием,

- предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной

работы,

- альбомы на автоматизацию поставленных звуков,

- пособия для формирования слоговой структуры слова,

- тексты на автоматизацию поставленных звуков.

Обучение грамоте.

- Магнитная азбука,

- схемы анализа предложений,

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги,

- дидактическое пособие (чтение слогов),

- индивидуальные пеналы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие  общего  внимания,  памяти,  логического мышления.

- Пособия на классификацию предметов их группировку по ведущему признаку,

-пособия для развития слухового внимания,

- для развития зрительного внимания,

- для развития речевого внимания,

- для развития логического мышления,

- для развития произвольного запоминания.

Автор

Название

Год

издания

1

Борисова Е.А.

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

2008

2

Грибова О.Е.

Технология организации логопедического обследования.

2005

3

Гридчина Н.И.

Речевые пятиминутки.

2005

4

Егорова О.В.

Звуки М, Мь, Н, Нь.

2005

5

Ильякова Н.Е.

Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.

2005

6

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Автоматизация шипящих звуков у детей.

2007

7

Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.

Автоматизация свистящих звуков у детей.

2006

8

Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.

Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей.

2006

9

Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.

Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей.

2006

10

Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.

Домашняя тетрадь для закрепления

произношения шипящих звуков Ш, Ж.

2005

Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.

Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих звуков

2009

11

3.3. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников.

Месяц

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Ознакомительная работа с родителями:

индивидуальные беседы, консультации, анкетирование.

Октябрь

Ознакомление с результатами диагностики.

Ноябрь

Тематическая консультация для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Декабрь

Консультация для родителей: «Формирование словаря детей 4-5 лет»

Индивидуальное консультирование.

Январь

Консультация для родителей  «Игра и речь».

Индивидуальное консультирование.

Февраль

Консультация для родителей: "Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)»

Индивидуальное консультирование.

Март

Семинар-практикум «Обучение детей грамоте в игровой форме»

Индивидуальное консультирование.

Апрель

Консультация «Развитие слухового внимания».

Индивидуальное консультирование.

Май

Консультация «Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

3.4 Список нормативных документов и научно – методической литературы для составления рабочей программы деятельности учителя-логопеда.

        

Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа регулируется нормативно-правовыми документами:

        •        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

        •        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;

        •        Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»от 30.08.2013 N 1014;

•        Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Методическая литература:

  1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.
  2. Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». М., 2004.
  4. Епифанова  О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.
  5. Лопатина  Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-П., 2001.
  6. Кондратенко И.Ю. «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте». М., 2005.
  7. Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.
  8. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.
  9. Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи».  М., 2005.
  10. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.
  11. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики....

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики...