Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики
материал по логопедии (средняя группа)

Рыбак Надежда Сергеевна

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedresource_ru_1910148.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста: проведение занятий и артикуляционной гимнастики

Введение

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи, членораздельной, без искажений звуков.

Речь - одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Дошкольный возраст очень мобилен в исправлении дефектов, в воспитании правильной и четкой дикции, развитии фонематического слуха, что так необходимо для дальнейшего обучения в школе, для грамотного письма, быстрого обучения чтению.

Для становления правильной речи необходимо внимание окружающих и помощь воспитателя.

Правильно организованная работа по развитию речи в дошкольном возрасте играет важную роль в общем психическом развитии детей. Овладение речью как средством общения и разностороннего анализа, синтеза обобщения и классификации предметов и явлений окружающего мира является необходимой основой для своевременного развития высших форм интеллектуальной деятельности ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает подготовку к успешному обучению в начальной школе.

Программа воспитания в детском саду определяет целый ряд речевых задач по всем возрастным группам детского сада, однако необходимо правильно распределить этот материал по отдельным занятиям. В практике работы детских садов часто встречается не всегда оправданный выбор программного содержания и методических приемов.

Воспитатели испытывают большие затруднения в планировании и проведении работы по звуковой культуре речи.

Представлено перспективное планирование на целый год для занятий с детьми средней группы (4-5 лет), т.к. в этом возрасте встречается еще много дефектов речи, и дети начинают осознавать их критически. Воспитателю необходимо проводить различные игры, упражнения с язычком, упражнения на развитие фонематического слуха, заучивание чистоговорок с различной интонацией. Все это проводится в игровой форме в определенной системе, что помогает лучше усвоить материал.

Работа должна проводиться в системе; артикуляционная гимнастика - ежедневно; время проведения - после утренней гимнастики или перед занятием по 5-7 мин. Детей желательно разбить на подгруппы по 8-10 человек.

Один раз в неделю необходимо проводить как часть занятия и один раз в месяц проводить итоговое занятие.

Правила и рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежемесячно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, и течение трех-пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых артикуляционных упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются два-три упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение не достаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы: б) показывает его выполнение; в) упражнения выполняют все дети: г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся не принужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язычок уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься к верху»).

Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду и тех детей, у которых при выполнении упражнений отсутствует точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.

В конце артикуляционной гимнастики можно выполнить упражнения для развития мелкой моторики - различные игры, упражнения с пальчиками, психогимнастику.

Помесячное планирование проведения занятий и артикуляционной гимнастики

Сентябрь

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. Упражнение «Улыбка» или «Построить заборчик». Рот растянуть в улыбке, зубы не сомкнуты. Удерживать под счет до 10-15 раз.

2. «Трубочка». Губы вытянуть трубочкой. Удерживать подсчет до 10-15 раз.

3. Наказать «непослушный язык». Распластанный язык лежит на нижней губе, слегка шлепать по языку. Подсчет до 10-15 раз.

4. Распевание гласных с различной силой голоса: тихо, громко, шепотом о-о-о-о-о, у-у-у, и-и-и.

5. Чистоговорки с различной интонацией:  вопросительно, восклицательно.

О-О-О - вот окно?!

А-А-А - мы видели кота?!

У-У-У - белка на суку.?!

3 – 4 неделя

1. Упражнения «Улыбка», «Трубочка». Губы вытянуть и произносить звук У-У-У-У.

2. На дыхание «Подуй на бабочку», «Загаси свечу» и т.д. (любое). Цель - выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю.

3. Чистоговорки с различной интонацией.

Я-Я-Я - вот ползет змея.

Ё-Ё-Ё-Ё - купили мы ружьё.

Ю-Ю-Ю - песенку пою.

3 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. «Сказка о веселом язычке»: закрепление упражнений «Улыбка». «Трубочка», распевание звуков О-О, У-У. У-Э. Э-Э. И-И-И. Закреплять артикуляцию губ при произношении данных звуков.

Показ трех-четырех упражнений, которые можно выполнить языком (Язычок - веселый человечек, который живет в домике. Язычок любит гулять, петь различные песенки).

4 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Звук «с».

Цель: объяснить детям артикуляцию звука «с», упражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах Обратить особое внимание на детей, пришедших в детский сад, и детей, не владеющих произношением звука. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Ход занятия. Дети сидят за столами. Воспитатель говорит. «У нас во рту живет Язычок. Рот - домик. Домик открывается и закрывается. Язычок то выглядывает из домика, то прячется в него. Язычок очень любит петь разные песенки: и-и-и сегодня выучим песенку «Водички». С-с-с - полилась из крана вода. Язычок и эту песенку выучил». Затем педагог объясняет: «Надо прижать кончик языка к нижним зубам, отдохнули и вновь повторили упражнение то медленно, то быстрее, то тише, то громче».

Воспитатель демонстрирует осу (вырезана из бумаги, ее размер 6-8 см. К осе приклеена резинка, позволяющая имитировать полет).

Дети декламируют: «Полосатая оса-оса-краса.

Ты не злись, не злись,

Ты летай - не ленись».

Предложить детям картинки со звуком «с» - в начале слова, середине, конце. Придумайте слова со звуком «с». Заучивание чистоговорок:

«Са-са-са — вот летит оса,

Со-со-со - у Сони колесо,

Су-су-су - мы видели лису.

Ас-ас-ас - мы пили квас».

Стихотворение «Сосулька».

Сосулька испугалась высоты.

Сосулька от испуга стала плакать.

Октябрь

Артикуляционная гимнастика

1 - 2 неделя

1. Упражнения «Улыбка», «Трубочка» чередовать, выполнять под счет до 15 раз ...

2. На продолжительный выдох.

«Сдули с ладошки снежинки».

«Загнать мяч в ворота» (ватный шарик).

3. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать (до 10 - 15).

4. Поем песенку «Водички», длительно произносим с-с-с-с.

5. Чистоговорки с различной интонацией:

«Коси коса пока роса,

.Роса долой, и мы домой».

6. Выучить с выделением звука «с»:

«До свиданья сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдем,

Только песенку споем».

3 – 4 неделя

1. «Заборчик», «Трубочка» - чередовать (повторить до 15 раз).

2. Вырабатывать длительную воздушную струю. Упражнение па дыхание - дуем на предметы (бабочки, снежинки).

3. Длительное четкое произнесение звука «ф» (ежик сердитый).

4. «Почистим зубы». Удерживать язык за нижними зубами и двигать по альвеолам из стороны в сторону.

5. Чистоговорки. Стихи учить с различной интонацией (вопросительной, восклицательной). Темп речи различный: быстро, медленно, шепотом и т.д.

Со, со, со у Сони колесо;

Сы, сы. сы у сома усы;

Си, си, си сено накоси;

Ас, ас, ас мы пили квас;

Аска, аска у меня маска.

Самолет построил; сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.

Занятия

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. «Песенка водички» или упражнение «Насос» - длительно произносить звук «с-с-с-с».

Назвать картинки, предметы со звуком «с» (воспитатель предлагает из нескольких выбрать со звуком «с»).

«Чудесный мешочек». Предложить различные предметы, игрушки. Если в их названиях имеется звук «с», поднять знак-символ.

Закрепление звука «с» в словах, предложениях. Из ранее выученных стихов, чистоговорок выделить слова, в которых есть звук «с».

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Самолет». Сообщение воспитателя: «Дети, для того, чтобы сесть в самолет и улететь, надо придумать слово со звуком «с». Возьму в самолет с собой санки, сумку, сушки, сыр, сапоги и т.д.». Ребенок называет один предмет.

3 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Повторение стихотворения «Сад» с различной интонацией: вопросительной, восклицательной, утвердительной - по подгруппам. Назови слова из стихотворения, в котором слышим звук «с».

Закрепление слов со звуком «с».

Пересказ рассказа «Саня и Савва».

Саня дружит с Саввой. Они всегда вместе ходили в лес. Дедушка у Сани лесник. В лесу они часто видят лису. У лисы есть лисята. Лиса кормит лисят мышами. Она заботливая мать. Саня и Савва любят часто ходить в лес.

4 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: закрепление правильного произношения звука «с».

1. Артикуляционные упражнения на звук «с»: «Насос», «Песенка водички» (длительное произношение звука «с»).

2. «Надуй шары» (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот - чередовать).

3. Повторение заученных чистоговорок и скороговорок со звуком «с»: работа индивидуальная, хоровая, работа над дикцией, силой голоса (тихо - громко).

4. Развитие фонематического слуха. Дети должны назвать слова, в которых есть песенка водички: «Самолет построим сами» (воспитатель читает, выделяя звук «с»).

5. Пересказ рассказа «Семья»: «Вся семья отдыхает в саду. Сима и Соня сидят на скамейке, Сеня и Люся в беседке играют со свистком. Мама загоняет гусей в сарай». Дети должны назвать слова со звуком «с».

6. Из нескольких предложенных картинок выбери картинку, в которой есть звук «с». Определи позицию звука в начале, середине, конце слова.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Наказать непослушный язычок» (10-15 раз).

2. «Песенка водички». Длительное произношение звука «с».

3. «Песенка комарика»: губы в улыбке, зубы видны, тыльную сторону руки приложить к горлу и тонким голоском спеть песенку комарика: з-з-з - длительно.

4. «Почистим зубы»: рот в улыбке, язык внизу движется влево - вправо (10-15 раз).

5. Упражнение на дыхание - дуем на предметы (бабочки, снежинки). Вырабатывать длительную воздушную струю.

6. Игра. «Вьюга»: тихо произносится звук «з», затем усиливается, дети машут руками.

Заучивание чистоговорок:

«За-за-за вот идет коза,

Зу-зу-зу мы видели козу,

Зы-зы-зы новые тазы».

«Зе-зе-зе - дали травку козе,

Зи-зи-зи - сено отвози».

3 – 4 неделя

1. «Трубочка», «Улыбка» - чередовать до 15 раз.

2. «Почистим нижние зубы».

3. Упражнение на продолжительный выдох.

«Бабочки летают», «Надули шары» (любые упражнения на дыхание, можно чередовать).

4. «Лопаточка». Сделать язык широким, рот в улыбке, язык между губ и удерживать до 15 раз.

5. Чистоговорки - с разной силой голоса (тихо, громко и т.п.)

«Захар змея запускает,

Зоя с зайкой играет.

Зина в лес пошла, землянику нашла».

Занятия

1 – 2 – 3 недели

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение на дыхание. Дуем на «Шары», «Бабочки», «Свечи», произносим звук «ф».

«Песенка комарика» (з-з-з), «Песенка водички» (с-с-с).

2. Предметы и картинки со звуком «з» (выбери из предложенных).

3. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит первый слог, ребе нок продолжает слово со звуком «з»: коза, ваза, береза и др.

4. Закрепление звука «з» в ответах на вопрос:

Когда выпадает снег?

Чем мы видим?

Чем мы кусаем?

Когда зябнут ноги?

5. Подарки кукле Зине на день рождения.

Мы пришли к Зине и подарили ей изюм, зонт, арбуз, розы, блузу незабудки, телевизор, корзину.

6. Игра «Злой комар».

Один ребенок выполняет роль комара.

В центре сидит ребенок, вокруг летают дети и говорят:

«Тихо, тихо, Зоя спит.

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать и не даст он Зое спать.

Мы прогоним комара,

Улетай ты со двора (дети машут руками).

Злой комар от нас летит, улетает и гудит».

Комар вылетает из круга и гудит «з-з-з».

Игра на дифференциацию звука «з-с»

«Песенка водички», «Песенка комарика».

Воспитатель предлагает слова, чередуя со звуком «с-з». Хлопки в ладоши, когда услышишь звук «з», присесть, когда услышишь звук «с».

4 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: закрепить с детьми артикуляцию звука «з», упражнять их в произношении изолированного звука в слоге, в словах, учить интонировать звук «з» в слове, различать слова с этим звуком, учить произносить звук «з» твердо, мягко.

«Песенка комарика» поется так же, как «Песенка водички», только звонко, с голосом. «Песенка водички»: с-с-с. «Песенка комарика»: з-з-з; исполняется индивидуально и всей группой.

Язычку понравилось быть комаром, и он стал сочинять песенку, похожую на з-з-з: за-за-за, зя-зя-зя-зу-зу-зу-зю-зю-зю, зы-зы-зы-зи-зи-зи (дети поют хором).

Желательно приучить детей следить во время пения за «Волшебной палочкой». Объяснить, что, как только педагог поднимает палочку вверх, следует прекратить пение (упражнение на внимание).

Дети должны назвать слова, в которых звучит песенка звука «з» и слова, в которых ее нет.

Предложить картинки с изображением предметов, животных для отработки отчетливого произношения твердого и мягкого звуков «з», «з’».

Выучить чистоговорку:

«Зоя — зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка».

«Зоя баюкает зайку, чтобы зайка уснул.

Зайка не спит - Зою зовет,

Зайка заснет — и Зоя заснет».

Назови слова, в которых есть звук «з».

Игра «Кто внимательный».

Цель: дифференциация звуков «з-с».

Оборудование: картинка, Звонок, свисток.

Описание: Педагог показывает картинку «Свисток», как он свистит (с-с-с-с). Звонок (з-з-з-з). «А сейчас посмотрим, кто более внимательный, я буду показывать картинку, а вы произносите то звук «с», то звук «з».

Декабрь

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать (до 10-15).

2. На продолжительный выдох. «Сдули с ладошки снежинки». «Загнать мяч в ворота» (ватный шарик).

3. «Наказать непослушный язычок». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу и шлепать губами, произносить пя-пя-пя. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать (до 10-15).

4. На продолжительный выдох. «Сдули с ладошки снежинки». «Загнать мяч в ворота» (ватный шарик).

5. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожат. Удерживать (до 10-15).

6. Дуем на «Ветер». «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя).

7. «Почистим зубы» - язык внизу (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

8. Рот в улыбке, проговаривание: те-те-те.

9. Поиграем на губах пальчиком.

Заучивание:

«За-за-за - бежит серая коза,

Зу-зу-зу - догоню я козу».

10. «Трубочка». «Улыбка» (под счет до 15). Все дети должны хорошо выполнять эти упражнения.

11. Упражнения «Насос», «Песенка комарика».

Игра «Узнай ягоду». Закрыть глаза, вдох через нос, на выдохе произносим те-те-те.

Хоровое заучивание:

«Синица, синица, веселая птица,

Где ты была? Где ты жила?

Я сидела по кустам,

Я летела по садам. У-у-у!»

(дети машут руками).

Занятия

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Закрепление артикуляционного упражнения «Сказка о веселом язычке» (продолжение).

«Песенка водички» - рот в улыбке.

Произношение звука «с» - дуем на полоску бумага или веер. «Почистим зубы». Можно повторить любые предыдущие упражнения.

Заучивание.

«Зайке холодно зимой?!

Зайке голодно зимой?!

Зубки зайкины стучат –

Так конфетки хотят!»

Произносить вопросительно, восклицательно: менять силу голоса: тихо, громко.

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Назови картинку»: у детей на столе картинки. «Я взял зайку, замок, зонт, вазу, ...» и т.д.

Повторение стихотворения о зайке.

Упражнение для языка «Пулеметчик» (язык вверху, рот в улыбке, произносим звук: т-т-т-т-т).

3 неделя

Ч4СТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Посидим в тишине»: грозим пальчиком и произносим ц-ц-ц.

Поиграем пальчиком на губах на выдохе.

Произносим тихо, громко тс-тс-тс - по рядам (работа с детьми, которые не произносят звук «ц»).

Произносим вопросительно, восклицательно, утвердительно:

«Ца-ца-ца - белая овца,

Цо-цо-цо - мы вымыли лицо».

4 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Повторение разученных артикуляционных упражнений.

Цель: упражнять детей в произношении изолированного звука «ц», звука в слоге, в словах. Вспомнить с детьми звуки «с», «з». Вспомнить, какие песенки умеет петь язычок. «Песенка водички», «Песенка комарика»: с-с-с, з-з-з.

«Киска ест сметану из миски» (дети должны голосом выделять звук «с»),

«А недавно две газели позвонили и запели» (дети должны голосом выделять звук «з»).

Знакомить детей с «Песенкой кузнечика»: ц-ц-ц. Эта песенка хорошо слышна, когда поет синичка: цинь-цинь-цинь (опрос индивидуальный и групповой).

«Весело распевает синичка! Услышали ее песенку цыплята, выглядывают, а выйти не решаются. Позовите их: цып-цып-цып!»

Дети выходят из-за столов и бегают, поют «Песенку кузнечика» и «Песенку синички».

Физкультминутка

«Вышла кошка Царапка — цыплят цап-цап-цап».

Кошка ушла, и воспитатель знакомит детей с мышкой, показывает, как кошка умывается.

«А мышонок вымыл рыльце

Без водицы и без мыльца!»

Прочитать несколько раз и предложить прочитать детям, выделяя голосом звук «ц». Назови слова, в которых есть «ц».

Январь

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Вкусное варенье». Рот в улыбке, высунуть широкий язык, держать на верхней губе (подсчет до 10-15 раз).

2. «Приклеить конфету». Рот в улыбке, язык - вверху, за верхними зубами (удерживать подсчет 10-15 раз).

3. «Песенка водички» и «Песенка комарика» (с-с-з-з) - длительно произносить, чередовать (показывать комара, ручеек).

4. Дуем на «Ветер», «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя).

5. «Почистим зубы» - язык внизу, рот приоткрыт (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

6. Рот в улыбке, проговаривание: те-те-те.

7. Поиграем на губах пальчиком.

8. Дуем на «Ветер», «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя).

9. «Почистим зубы» - язык внизу (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

3 – 4 неделя

1. Игра «Гуси». Вытянули шеи, губы трубочкой, длительно шипим: ш-ш-ш.

2. «Вкусное варенье»: широким языком облизываем верхнюю губу.

3. «Ошка, ошка - на окошке кошка.

Ушка, ушка - лягушка-квакушка».

4. «Наша Маша маленькая,

На ней шуба аленькая».

5. Произнести слоги: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ше, шу, шо, ша (тихо, громко).

6. «Почистим зубы» - язык внизу (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

7. Рот в улыбке, проговаривание: те-те-те.

Занятия

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Найти звук «ц» в словах: цапля, цыпленок, пуговица, птица, цветок. Закрепление слов цирк, мотоцикл.

Предложить детям составить разные предложения с данными словами и произнести (вопросительно, восклицательно).

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Артикуляционные упражнения «Наказать непослушный язычок», «Приклеить конфету», упражнения на продолжительный выдох, игра «Лес шумит» (дети поднимают руки вверх листочки шумят: ш-ш-ш - тихо, громко). Придумать слова со звуком «ш».

3 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Подуем на ветер: ш-ш-ш. Шар лопнул, воздух выходит: ш-ш-ш (губы вытянуты трубочкой).

«Ша-ша-ша - у меня лапша.

Шо-шо-шо - летаем хорошо»

(с различной интонацией).

Игра «Чудесный мешочек»: слова со звуком «ш» (контроль за правильным произношением звука).

4 неделя

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: формирование правильного произношения звука «ц». Закрепление произношения ранее изученных звуков.

Учить детей запоминать стихотворение, добиваться выразительного чтения; учить произносить звук «ц» изолированно, в слоге, слове, чистоговорках. Развивать речевое дыхание, учить произносить звук длительно и на одном выдохе. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Чтение стихотворения «Цыплятки».

Цып, цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце.

Все они напьются.

Ход занятия

Дети сидят за столами, воспитатель читает стихотворение «Цыплятки». Проверяет, запомнили ли дети стихотворение. Назвать слова со звуком «ц».

Затем воспитатель предлагает детям вспомнить, как поют песню шуршащие листья, ветер, как шипит змея. Напоминает детям: чтобы песня звучала правильно, нужно не забывать вытягивать и округлять губы, а кончик языка держать за верхними зубами. Проследить, как при произнесении звука «ш» отклоняется полоска бумаги. Дети слушают шорох листьев (ша-ша-ша), как поют девочки (аш-аш-аш. ош-ош-с шо-шо-шо), произносят чистоговорку: «Шо-шо-шо, зимой хорошо», вспоминают, как выходит воздух из лопнувшего шара (ш-ш-ш), надувают большой пузырь, который лопается. Выдыхая, дети приседают на корточки и так несколько раз (физкультминутка).

После этого воспитатель предлагает детям упражнения со звукоподражанием и повторением отдельных слов и фраз, в которых встречается звук «ш»:

«Жила-была мышка, и не просто мышка, а мышка-норушка серенькое брюшко. Мышонок любил шуршать: ш-ш-ш (тихо, громко и совсем громко).

«Что за шорох?», - удивилась кошка Мурлышка.

Скажите мышонку: «Тише, тише, не шурши!»

Услышал мышонок, притаился, затих. Мурлышка подождала, подождала и ушла. Тут и мышка вернулась, мышонка приласкала: «Мой хорошенький, мой ушастенький!»

Февраль

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. Поиграем пальчиками на губах.

2. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, как растягиваются меха гармошки (так растягиваем подъязычную уздечку). Рот удерживать в открытом состоянии.

3. «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу 5-10 раз.

4. Дуем на «Ветер», «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя.).

5. Заучивание чистоговорки:

«Трошкина шавка укусила Пашку

Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку».

3 – 4 неделя

1. «Песенка водички» и «Песенка комарика» (с-с-с, з-з-з).

2. «Кто дальше загонит мяч»: язык на нижней губе, длительно дуть на ватный комочек, произнося звук «ф» (выполнять за столами)

3. «Песенка жука» (ж-ж-ж): губы округлены, вытянуты вперед.

4. «Жа-жа-жа - мы видели ужа,

Жу-жу-жу - на лужок хожу».

Занятия

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Мы едем на поезде». Произношение звука «ш» тихо, медленно:

«Поезд пошел, пошел: ш-ш-ш,

Пришел, пришел: ш-ш-ш - выпускает пар».

Назвать слова, в которых живет песенка звука «ш».

Игра-инсценировка по картинке или игрушке: плюшевый мишка, на мишке рубашка, шапочка, штанишки. Дети должны назвать слова со звуком «ш», если затрудняются повторить рассказ.

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Заучивание:

«Мы построили шалаш.

Вот он, вот он, наш шалаш

(руки вверх, в стороны)

В шалаше мы будем жить.

(руки вместе)

Кашу пшенную варить».

(Учить с разной интонацией).

Игра «Шар лопнул» (проводится в конце занятия как физкультминутка).

3 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Придумать слова с песенкой звука «ш». Повторить стихотворение со звуком «ш»: «Мы построили шалаш».

«Песенка жука» (ж-ж-ж).

Игра «Жуки». Дети сидят на стульчиках и изображают жуков и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу» (повтор - 3 раза).

По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Летают по поляне и жужжат. По сигналу «дождик» жуки летят в домики (садятся на стул).

4 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

«Язычок знал только песенки листьев, гуся, змеи. Но это новая песенка, другая. Она звонкая: ж-ж-ж. Ж-ж-ж - это песенка жука. Она поется так же, как песенка ш-ш-ш, но только звонко, голосом. Песню ж-ж-ж поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

Предложить детям закреплять «Песенку жука».

«Откройте рот, положите язычок на нижнюю губу, а теперь тихонько поднимите его вверх и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал».

Воспитатель проверяет правильность произношения звука. Затем проводятся подвижная игра «Жуки», игра-инсценировка с участием собаки Дружка, ежа, жука.

Песенка жука:

«Жук жуку жужжал «жу-жу»,

Я с ежом давно дружу.

Жук жуку жужжал «жу-жу»

Я с Дружком давно дружу».

Песенка Дружка:

«Я с жуком вожусь

И теперь не сержусь».

Март

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Приклеим конфетку» (язык поднять к верхнему кебу, рот в улыбке). Удерживать язык как можно дольше, рот в улыбке.

2. Подуем на султанчик, бабочку, самолет (упражнение на дыхание).

3. Разучим упражнение «Лошадки»: рот в улыбке, щелкаем язычком - язычок поехал в гости на лошадке.

4. «Почистим зубы» - верхние.

5. «Жа-жа-жа - убежали два ежа,

Жу-жу-жу - ежу конфетку покажу».

3 – 4 неделя

1. Поиграем пальчиком по губам.

2. Упражнения «Насос», «Песенка жука», «Песенка комара».

3. «Лошадка». Показать картинки с изображением насоса, жука и др.

4. Упражнения на продолжительный выдох (любое).

5. «Гармошка».

6. Заучивание: «Хорош пирожок, внутри творожок».

Занятия

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Артикуляционные упражнения «Лошадка», подуем на султанчик (или другой предмет). Развивать продолжительную воздушную струю.

Хоровое проговаривание: «Жук-жук, покажись! Надо мною покружись!» (кто больше придумает слов со звуком «ж», награждается).

Заучивание стихотворения «Подснежники»

«Цветут подснежники,

Цветут подснежники.

Такие свежие, такие нежные.

Трава сухая, сухой валежник.

Но все меняя, цветет подснежник».

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Кто кричит?». Гуси: ш-ш-ш: кузнечик: ц-ц-ц; комар: з-з-з; жук: ж-ж-ж.

Найти из предложенных картинок звуки в начале слова (звуки з-з, ж-ж, «Песенку комарика», «Песенку жука»).

3 неделя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Артикуляционные упражнения: «Сказка о веселом язычке», «Пошел в гости», «Вкусное варенье», «Грибок», «Подуем на бабочек, птичек».

Вспомнить, какие песенки знаем, закрепить, где лежит язычок, звуки «з», «ж».

Игра: повторить за воспитателем правильно слова: велосипед, троллейбус, телевизор, термометр и др. (закрепление произношения сложных слов).

Найти заданные звуки «с», «з», «ш», «ж» по картинкам, предметам.

Придумать по примеру воспитателя различные предложения с трудными словами, например: Я смотрел телевизор. Мишке купили велосипед и т.д.

4 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Игра «Назови детенышей животных», Показать животных, а затем четко и выразительно назвать их (лошадь, верблюд, лиса, коза и др.).

Закрепление стихотворения со звуком «ж»: «Жук». Игра «Кто больше придумает слов со звуками «ж», «ш».

Апрель

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Вкусное варенье». Рот в улыбке, высунуть широкий язык, держать на верхней губе (под счет до 10-15 раз).

2. «Приклеить конфету». Рот в улыбке, язык - вверху, за верхними зубами (удерживать под счет 10-15 раз).

3. Дуем на «Ветер», «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя).

4. «Почистим зубы» - язык внизу, рот приоткрыт (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

5. Рот в улыбке, проговаривание: те-те-те.

6. Поиграем на губах пальчиком.

7. Дуем на «Ветер», «Бабочку», «Свечку» (по выбору воспитателя).

8. «Почистим зубы» - язык внизу (движения языком по нижним зубам влево - вправо).

9. Игра. Воспитатель говорит: «Паровоз летит, паровоз пыхтит»; дети должны произнести «ч-ч-ч». Воспитатель: «Паровоз пускает пар»; дети: «Ш-ш-ш».

3 – 4 неделя

1. Упражнение «Лошадка».

2. «Песенка веселого язычка», «Песенка водички» (с-с-с). «Песенка комарика» (з-з-з), «Сердитые губы» (ш-ш-ш), «Песенка жука» (ж-ж-ж); песенки маленького, большого комарика и жука.

3. «Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача! Чу-чу-чу - врач идет к грачу!»

4. «У четырех черепах по четыре черепашонка».

5. «Щу-щу-шу — я тебя ищу,

Ще-ще-ше — он сидит в плаще».

Занятие

1 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Научить правильной артикуляции звука «ч».

Игра «Поезд». Сигнал: у-у-у (рука согнута), поезд поехал: ч-ч. По сигналу поезд останавливается и т.д.

2 неделя

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: объяснить и показать детям артикуляцию звука «ч», упражнять их в произнесении звука изолированно, по слогах, в словах, в стихах. Учить произносить звук «ч» медленно, быстро. Вырабатывать интонацию, выразительность речи, обогащать словарь.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие песенки умеет петь язычок. Затем говорит детям: «Сегодня мы будем учить новую песенку - «Песенку паровозика». Язычок поднял кончик, будто собрался запеть ш-ш-ш. но сделал шаг назад в своем домике (показывает). А сейчас, когда будете упираться кончиком язычка в потолок, пустите на ладонь теплый ветерок и пойте: ч-ч-ч. Стал язычок сочинять и петь разные песенки: «ча-ча-ча, чу-чу-чу - стоять не хочу, чи-чи-чи, чо-чо-чо, ач-ач-ач - испекли калач, оч-оч-оч - наступила ночь».

Игра-инсценировка «Курочка-рябушка на речку пошла».

3 неделя

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: показать артикуляцию звука «ш», упражнять детей в его произношении. Закрепить произношение звука в слогах, словах. Дифференцировать произношение звуков «ш» и «щ». Вырабатывать интонацию, выразительность речи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить «Песенку язычка», которую разучили на прошлом занятии. Объясняет, что эта песенка живет в словах курочка, рябушка, грачи, ночь, прочь.

Затем читает стихотворения, дети угадывают, какая песенка звучит.

Звук «ч»:

Гречка                                                                 Валенки

В печке,                                                         В печке.

Валенки                                                         На завалинке

На завалинке.                                                        Гречка?

Гречка                                                                 Валенки

В валенке.                                                         В гречке,

Печка                                                                 Завалинка

На завалинке                                                        В печке?

Воспитатель спрашивает, что же правильно, и помогает детям прочесть: «Гречка в печке, валенки на заваленке».

Воспитатель: «Язычок выучил ещё одну песенку: щ-щ-щ. Не забывайте кончик язычка прятать за верхние зубы». Затем следует индивидуальное прослушивание песенок (ащ-аш-ащ, ач-ач-ач. ча-ча-ча, ша-ща-ща, щи-ши-щи, щу-щу-щу).

Щ — ничья песенка, просто песенка, она живет в разных словах: щетка, щука, щенок, ищу, угощу и др.

Сказка «Про гусыню», «Песенка гусят»:

«Ты нас, мама, не ищи,

Щиплем мы щавель на щи».

4 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Упражнения «Лошадка», «Язычок-пулеметчик»: рот полуоткрыт в улыбке, язык стучит по верхним зубам, произносить: т-т-т.

Заведем мотор самолета: р-р-р - длительно.

Подуем на бабочку, султанчик. Отметить, где находится язычок, поднять его вверх.

Май

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя

1. «Язычок-пулеметчик» (произносить длительно звук «т» или «д»)

2. «Грибок», «Лошадка» (цокать язычком 10-15 раз).

3. Игра «Заведи мотор» (р-р-р, движения руками впереди себя).

4. Любое упражнение на дыхание.

3 – 4 неделя

1. «Покрасим потолок» (рот в улыбке, языком ведем по верхнему небу 10-15 раз).

2. Упражнение на дыхание (подуем на веер, султанчик).

3. «Лошадка».

4. Чистоговорки: «Трое трубачей трубили в трубы». «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».

Занятия

1 неделя

Повторить упражнения для языка с верхним подъёмом. Упражнения на дыхание, дуть на вату, бабочку или султанчик. Завести мотор у самолета (р-р-р, движения руками перед собой). Заучивание, назови слова, в которых есть звук «р».

«Вот серый крот.

Вот серый крот.

Вот серый-серый-серый крот.

Он не красавец, не урод.

Он просто серый-серый крот».

Игра «Чудесный мешочек». Выбери игрушки, предметы, в которых есть звук «р».

2 неделя

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. Повторение первой недели.

Библиографический список

!. Генинг М.Г.. Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чувашское книжное издательство. 1986.

2. Ермакова И.Е. Коррекция речи и голоса у детей и подростков – М., 1996.

3. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для воспитателей и логопедов детских садов / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.. 1989.

4. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.. 1987.

5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.

Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики....

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Полученные результаты исследования по выявлению уровня   звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...

Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...