«И.НИКИТИН «ВСТРЕЧА ЗИМЫ» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куропаткина Нина Михайловна

Заучивание стихотворений является одним из компонентов не только речевого развития, но и является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивание стихотворений включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_stihotvoreniya_nikitina.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Встреча зимы» И.Никитин, заучивание стихотворения.

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая  (дидактические игры   «Отгадай загадки»,  «Подбери признак»;  подвижная игра «Два мороза».

Коммуникативная  (беседа на тему: «Зимние забавы»).  Рассказы о зиме.

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

- загадывание загадок о зиме;

- заучивание стихотворения;

-составление рассказов о зиме.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение (умение слушать взрослого и товарища, соблюдение правил поведения на занятии),

- упражнение (составление  рассказов о зиме, заучивание стихотворения),

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-  наглядность (использование картинок о зиме, о зимних развлечениях);

- занимательные и игровые ситуации ( игра «Два мороза»).

- подведение итогов, поделиться впечатлениями.

5.

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие.

 

6.

Возрастная группа

Старшая группа  (5-6 лет)

7.

Цель

Знакомство с новым стихотворением.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

 Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение, почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову.

Способен запомнить и выразительно рассказать небольшое стихотворение.

8.3.

Развивать память,  воображение, речь, обогащать словарный запас.

Умеют поддерживать беседу о зиме и зимних забавах, рассуждать и давать необходимые пояснения.

8.6.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение)  при повторении стихотворения.

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

При заучивании стихотворения

Способы преодоления

Применять повторное чтение стихотворения. Хоровое произношение отрывков стихотворения.

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: использование иллюстраций о зиме с изображением красоты зимнего пейзажа, о зимних забавах.

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание альбома «Времена года».  

Познавательные беседы о зиме, о признаках зимы.

Чтение рассказов о зиме, заучивание стихотворения о зиме.

Наблюдение за природой.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Загадывание загадок о зиме. Рассматривание картины о зимних развлечениях.

-Какое время изображено на картине? - Что делают дети?

-Снег, мороз – зима пришла. А вы рады зиме? Почему?

-Сегодня вы познакомитесь с новым стихотворением о зиме, которое называется «Встреча зимы», написал его И.Никитин.

Приложение 1

Добиваться полных ответов детей.

1.2

Мотивация деятельности детей

Уверена, что вы захотите его запомнить, чтобы прочитать его своим родителям.

1.3

Целеполагание

 Чтобы запомнить стихотворение, нужно слушать внимательно.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 Игра «Подбери признак» (со снежком)

Приложение 2

Дети стоят в кругу.

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы».

Беседа по содержанию стихотворения.

- Ребята, как вы понимаете выражение «Кровь на морозе горит»?

-На морозе красные щёки горят, как огонь, а не холодно, мы все привыкли к холодной зиме.

-Повторите строчки стихотворения.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит.

-Раздолье – это просторы наших лесов и полей – вот куда приглашает поэт Зиму.

-Как приглашает  поэт Зиму? Повторите эти строчки.

Повторное чтение стихотворения.

Чтение детьми стихотворения.

Игра «Два Мороза»

Активизировать малоактивных детей.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Эстафетное чтение стихотворения.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось?

-Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то  не довольны, поднимите желтый кружок.

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

Рисование картинок о зиме.

В детском саду

1.2

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Времена года», «Зимующие птицы».

«Составь рассказ о зиме».Словесная игра «Сравни и назови».

В детском саду

1.3

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Два мороза», «Зайцы и волк».

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание иллюстраций книг о зиме

В детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.Я,Затулина. Развитие речи дошкольников  старшая группа.   Методическое пособие -М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском  саду. Старшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
  3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн./Под ред.О.С.Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера, 2015.-192с.-(Развиваем речь).
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-255.

Приложение 1.

Загадки.

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Приложение 2.

 

       Игра «Подбери признак»

      Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и       ответить на вопрос. 

     Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная) 
    Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)
    Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное) 

Приложение 3.

 «Встреча зимы». И.Никитин

Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас – где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать – пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит.

Игра «Два Мороза»

Выбираем Морозов считалкой.

 «Мы два брата молодые, два мороза удалые.

 Я Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. 

Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?»

 Все играющие отвечают: 

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...

Конспект НОД на тему «Чтение стихотворении о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «ЯНВАРЬ». (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста).

Цель:  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.Задачи:Образовательные: Передавать интонацией любование зимней природой.Формировать у детей умение слушать и п...